Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта у детей старшего дошкольного возраста являются фонетические нарушения. Нарушения звуковой стороны речи отрицательно влияют на формирование других компонентов речевой системы.

Речь ребенка развивается под влиянием взрослых и в значительной мере определяется его собственной речевой практикой, что, в свою очередь, зависит от нормального социального окружения ребенка с первых дней жизни (Л.С. Выготский).

Научные исследования и практический опыт доказывают, что устранять дефекты звукопроизношения у детей необходимо в дошкольном возрасте, так как именно в это время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью. Если своевременно не решать данную проблему, то нарушатся условия для дальнейшего полноценного развития ребенка (Т.Б.Филичева).

Неправильное произношение приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. Если в дошкольном возрасте у ребенка не выработано правильное звукопроизношение и внятность речи (не говоря уже об исправлении таких сложных речевых дефектов, как дизартрия, общее недоразвитие речи и др.), то в школьном возрасте трудности значительно возрастут. Ребенок станет комплексовать при ответе учителю и при общении со сверстниками, будет плохо справляться со звуковым анализом слов, писать так, как говорит, испытывать затруднения при чтении. Начнут страдать внимание и память, появятся проблемы в поведении - агрессивность либо вялость, заторможенность. Безусловно, это отразится на интересе ребенка к учебе, его характере, помешает усвоению школьной программы, послужит причиной плохой успеваемости. Проблем можно избежать, если вовремя в дошкольном возрасте, уделить должное внимание исправлению нарушенного звукопроизношения.

Занятия с детьми по коррекции звукопроизношения проводятся логопедом (индивидуально или по подгруппам). Работа по закреплению поставленных звуков ведется и воспитателем. Классическая схема коррекционной работы над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов:

  1. Развитие моторики речевого аппарата;
  2. Отработка правильного произношения звуков;
  3. Автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизации в спонтанном речевом потоке.

Логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, легче и быстрее можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые звуки» в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны специалиста и родителей.

На занятиях, по закреплению сформированных у детей звуков используется диалогическое общение, включаются различные задания. Эффективному закреплению навыка правильного звукопроизношения способствуют игры - инсценировки и драматизация. В них дети проявляют большую активность и самостоятельность, что позволяет автоматизировать звуки, развивать голосовые модуляции, закреплять все приобретенные ребенком навыки.

Оказания логопедической помощи практически невозможно без участия родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов дает наиболее эффективный результат в коррекционной работе с детьми. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Многие родители не всегда задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми. Дефицит родительского общения возникает и в, казалось бы, благополучных семьях, родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни.

Семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи. Начиная с самых ранних лет жизни, ребенок подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Именно поэтому, очень важно, чтобы он с самого раннего возраста слышал правильную четкую речь родителей, на примере которой будет формироваться его собственная речь. Этим определяется, в первую очередь, участие семьи в становлении речи ребенка.

Научно-методический журнал «Логопед в детском саду» 8/2009

© 2014, Детский сад № 115 города Братска

Данные на сайте опубликованы с согласия субъектов образовательного процесса