Составила: Лебедева А.В.
воспитатель гр. «Лесовичек»
Художественно – эстетическое воспитание детей занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В группе «Лесовичек» мною организован кружок «Волшебная бумага». Свою работу я строю с учетом возрастных особенностей детей. Кружок проводится два раза в месяц.
Цели, которые я ставлю перед собой при работе с детьми по развитию творческих способностей детей:
- Обучение техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
- Формирование умения оценивать создаваемые предметы, развивитие эмоциональной отзывчивости.
- Воспитание у детей интереса к бумажной пластике и оригами.
- Развитие творческих способностей дошкольников.
- Воспитание культуры деятельности, формирование навыков сотрудничества
- Способствование развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии
В своей работе мы уделяем важное место взаимодействию детского сада и дома. Ведь очень важно, что бы родители помогали нам воспитывать в детях уважение к труду, бережное отношение к поделкам и смогли продолжать развивать творческие способности своих детей дома.
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»9
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием»2 . В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики»3.
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:
- Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
- Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
- Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
- Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
- Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
- Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Веселые приключения волшебной бумаги: Дети группы «Лесовичек»
ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ЗАНЯТЬСЯ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ВМЕСТЕ С ВАШИМИ ДЕТЬМИ
ДОМ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
Материалы:
Квадратный лист бумаги. Лучше всего смотрится машинка сложенная из квадрата 15х15 см. (квадрат из половины обычного альбомного листа). Ели бумага односторонняя, то домик получится выразительнее, так как крыша в готовом доме получится одного цвета, а стены другого.
Квадратный лист сложите пополам по горизонтали. Верхний цвет у нас будет цветом крыши, цвет оставшийся внутри сложенного квадрата - стены. |
|
Получившийся прямоугольник складываем пополам по вертикали, обозначая центр. Замните линию сгиба и разверните. |
|
К центральной линии сгиба загибаем стороны нашего прямоугольника с двух сторон. Должен получится квадрат. |
|
Квадрат разворачиваем опять до прямоугольника. |
|
Самое трудное для детей: Раскрываем боковую часть так, чтобы сверху бумага загнулась в виде треугольника. То же самое проделываем с другой стороны. |
|
Вот конечный результат домика. Можно оставить его в плоскостном варианте, а можно развернуть боковые стенки и поставить его на плоскость. |
Окошки, двери и другие украшения можно нарисовать, вырезать или наклеить из цветной бумаги в виде аппликации. Таким домиком можно украсить поздравительную открытку, например, на новоселье.