Методические и иные разработки

Правовой раздел

Консультационный пункт

В определенный момент неспособность ребенка дошкольного возраста выговаривать определенные звуки, коверканье слогов, небольшой словарный запас или неумение связно описывать картинку перестает быть возрастной нормой и начинает тревожить внимательных родителей. Благо, существуют специалисты, которые могут помочь решить проблемы с детской речью. Когда же нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу?
    Некоторые ошибочно полагают, что консультация учителя-дефектолога бесполезна до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет. На самом деле, к учителю-дефектологу можно и нужно обращаться раньше. У ребенка может закрепиться автоматизм неправильного произношения, и тогда его придется переучивать, а не учить, а это намного сложнее и займет больше времени.
Итак, помощь специалиста нужна, если вашему ребенку:

  • 7-8 месяцев, но он по-прежнему не реагирует на речь, адресованную ему, а также не поворачивает голову, когда вы называете его имя.
  • 12 месяцев, но кроха не употребляет в своей речи от 8 до 10 коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
  • 2 года, но он совсем не разговаривает, общается жестами.
  • 2,5 года, но ребенок не умеет объединять слова в небольшие фразы, типа «дай пить».
  • 3 года, но он неточно воспроизводит элементарные ритмы, не может выполнять обычные артикуляционные движения (высунуть по просьбе язык, например), не научился глотать слюну.
  • 3-4 года, но малыш сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; произносит не слова, а лишь отдельные слоги; не выговаривает слова полностью, до конца; неправильно произносит звуки, путает их; не делает паузы между словами и фразами.
  • 5 лет, но дошкольник не может составить простое предложение, описывая картинку; у него не получается установить во время рассказа последовательность действий (просто перечисляет предметы); не пытается составлять грамматически правильные предложения, в которых слова должны быть согласованы  (род, число, падеж); не использует в речи союзы и предлоги.

Не бойтесь обращаться за помощью, даже если ребенок младше 2 лет. Ранняя консультация специалиста – неоценимая польза для родителей. Специалист проанализирует ситуацию и выявит проблему, обучит маму или папу приемам речевой компенсации, разработает специальный комплекс упражнений.

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

  • Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните себе под нос, как бы отбывая, давно надоевшую повинность. Ребенок это почувствует и утратит всяческий интерес к чтению.
  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на место.
  • Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
  • Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передавать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чаруют ребенка, он наслаждается напевностью русского языка, ритмом стиха. Взрослый, должен тонко чувствовать в каком ритме и темпе читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации. В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто слушать.
  • Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
  • Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.
  • Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
  • Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.
  • Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги.
  • С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и помогите ребенку чинить книги.
  • Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем почитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
  • Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книги с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Как этого достичь? Все атрибуты пересказываемых или читаемых текстов, любую наглядность, музыкальные произведения можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.

Подготовила:

Смирнова И.Н., учитель-логопед,

высшая квалификационная категория.

 

«Радуга веселья» - на любой вкус развлечения!

Игры для развития речи

Носочки.  Наденьте на руку обычный носок. Поговорите с ребенком о том, что у него носок маленький, а у вас большой. Покажите это наглядно. Шевелите рукой внутри носка так, будто открывается рот. Заведите разговор с маленьким носком, пойте песенки, двигая рукой внутри носка, поощряйте ребенка повторять за вами. Надо сказать, что ребенок может научиться правильной речи только в том случае, если будет осваивать новые речевые средства, которые поступают в основном из речи окружающих.

За покупками. Вместе с ребенком обсудите, что вам нужно купить в магазине. Перечислите известные ему продукты и попросите его помочь все это купить. Ответственность и ощущение своей важности вдохновят его. В магазине не забывайте описывать продукты, которые кладете в тележку.

Пение.  Сочиняйте простые незатейливые песенки, которые могут описывать то, что вы делаете или собираетесь сделать. Мы помылись, причесались, мы оделись, наигрались, а теперь пора поспать 1,2,3,4,5. Весело бежим в кровать. Подобные игры не только развивают языковые навыки, но и подготавливают ребенка к тому или иному процессу. Когда одеваете малыша, пойте песенку о том, что и куда наденете. Во время еды, описывайте продукты. Это поможет сформировать представление об окружающих предметах. Потанцуйте с ребенком под любимые детские песенки, можете неожиданно остановить кассету, чтобы та или иная фраза прозвучала четче и отложилась в сознании малыша. Четко повторите эту фразу, чтобы он расслышал все звуки еще раз.  Изображайте животных, о которых поется в песенке, назовите их вслух, чтобы акцентировать внимание ребенка. Не забудьте спеть что-нибудь доброе перед сном. Этим вы покажете ребенку свою любовь и заботу,  установите доверительные отношения. Пение  обладает положительной эмоциональной окраской, поэтому так нравится детям.

Чтение - один из самых лучших способов развития речи – это чтение и разучивание наизусть стихотворений. Просите малыша  описывать картинки в книжках, покажите, как это делается на собственном примере.  Проводить данное занятие желательно во время складывания мозаики или чтения книжки. Необходимо  заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Также следует использовать как можно больше вопросов ( "где?", "кто?", "зачем?", "откуда?", "почему?" и др.). В том случае, если ребенок не может или затрудняется построить ответ или отвечает односложными предложениями, следует показать ему, как можно ответить.

Читайте любимые сказки перед сном. Пусть это будет хорошей семейной традицией. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение  развлекает и одновременно успокаивает ребенка.

Беседа после просмотра фильма или диафильма. Лучше всего собрать небольшое количество детей, чтобы были разные мнения, а пересказ проходил в виде эстафеты: один начинает, второй подхватывает. И так по цепочке. Если кто-то упустил какую-то деталь, остальные его внимательно слушают и по просьбе взрослого исправляют.

Загадки. Игра формирует предметно-образное мышление, способность к обобщению и анализу, умение делать выводы и выделять основные признаки предметов, направлена на разностороннее развитие их устной речи и обогащение словарного запаса. Для того чтобы рассуждения ребенка были развернутыми и глубокими, следует обратить его внимание на указанные в загадке признаки. Например, загадка "Красная девица сидит в темнице, коса - на улице". Если ребенок не может догадаться, следует обратить его внимание на род (в этой загадке - женский, значит, отгадкой не может быть предмет мужского рода), а также на цвет, его оттенок и т. д.

Антонимы. Возьмите любую книжку с картинками. Опишите то, что на ней изображено, скажите ребенку, что есть слова, которые обозначают прямо противоположное тому, что нарисовано. На картинке большой дом. Какой дом не похож на большой, а наоборот сильно отличается от него? Маленький. Правильно.  Например, большой автобус, противоположный ему по признаку  маленький автобус. Сладкий компот – кислый компот. В конце упражнения скажите ребенку, что слова противоположные по значению называются антонимами.

Поговорки и скороговорки. Произнесение скороговорок и поговорок благотворно отражается на развитии речевого аппарата ребенка, следовательно, улучшает его дикцию, а заодно обогащает словарный запас. Когда ребенок сможет четко проговаривать определенные скороговорки, усложните ему задачу, попросив взять в рот несколько леденцов и снова произнести скороговорку.

Давай придумывать. Данная игра развивает речь и абстрактное, мышление и предназначена для детей от З лет.

 Перед началом занятия следует подготовить необходимый инвентарь: карточки с изображением различных предметов определенной формы (например, яйца или яблока), а также набор разнообразных предметов (коробочки, кольца, цилиндры и т. д.). Следует подбирать инвентарь так, чтобы предметы совпадали по форме с нарисованными на карточках объектами.

 Ребенок должен сесть за стол, на котором лежит набор предметов. Взрослый садится напротив, и показывает ему по очереди карточки, а после этого спрашивает, какой предмет на карточке похож на тот или иной предмет, лежащий перед ним.

 Дети от 5 лет могут играть самостоятельно.

Времена года. Перед началом игры следует подготовить необходимый инвентарь. Для этого из журналов или книг следует вырезать картинки, изображающие разные времена года, и наклеить их на одну сторону картонной папки. С другой стороны на папку можно наклеить листы бархатной бумаги, чтобы картинки не скользили. Также следует вырезать небольшие картинки со снегом, дождем, грибами, солнцем, листьями, цветами, птенчиками в гнезде и т. д.

 В начале игры можно класть подходящие маленькие картинки на большие, объясняя при этом ребенку, почему они будут лежать именно там. Со временем усложните задание положите несколько неподходящих картинок и предложите ребенку найти ошибки.

Сложи картинку. Перед началом игры необходимо подготовить инвентарь: картинки со схематическими изображениями различных знакомых малышам предметов (корабля, дома, животных, снеговика и т. д.). Также следует вырезать из плотной цветной бумаги или картона геометрические фигуры (квадраты, трапеции, круги, прямоугольники и др.).

 В процессе занятия следует показывать ребенку схематические картинки и спрашивать его, из каких частей состоят те или иные предметы. Также можно предложить малышу посчитать количество частей и определить, какой они формы. Далее ребенок может найти похожие геометрические формы и составить из них похожие фигуры.

Что это? Какое оно? Ведущий загадывает предмет и называет три определения. Например, жесткие, блестящие, острые. Тот, кто первым догадается, что это ножницы, побеждает.

Сказочники. Ведущий обращается к участникам, называет животное или персонажа сказки. Нужно быстро вспомнить, в какой сказке есть этот персонаж или животное и назвать ее. За правильные ответы вручаются жетоны. Ребенок, набравший наибольшее количество жетонов побеждает.

Угадай, кто я. Все описывают себя на небольшом листке бумаги в форме загадки так, как видит себя этот человек. Например, я девочка. У меня длинные волосы, зеленые глаза, я обожаю танцевать и кататься на роликах. Догадайтесь, кто я?Все листы складываются в одну коробку. Ведущий читает, а остальные пытаются отгадать, кто это.

Рисунки на спине. На спину участникам прикрепляют карточку с картинкой. Стоя на одной ножке, игроки пытаются сохранить равновесие и разглядеть картинку на спине противника. Тот, кто даст наиболее развернутое описание картинки и сохранит равновесие, побеждает.

Я знаю 10 названий. Количество участников игры не ограничено. В качестве инвентаря можно использовать мяч.Дети должны сесть в круг и перекидывать друг другу мяч, произнося следующие слова:

 - Я...

 - Знаю...

 - Десять...

 - Названий...

 - Цветов (деревьев, животных, птиц, рыб, фруктов и т. д.).

 После этого игроки по очереди должны назвать 10 предметов на заданную тему.

 - Роза - раз!

 - Пион - два!

 - Мак - три!

 - Ромашка - четыре! и т. д.

 Тот участник, который не смог ответить на вопрос, отдает фант, а затем выкупает его (поет песни, танцует, читает стихотворение и др.).

Ты луна, а я звезда. Игра развивает быстроту реакции и логическое мышление. Желательно играть в нее вдвоем с ребенком. Суть игры заключается в том, что взрослый называет какое-то понятие, а ребенок отвечает ему, например:

 - Я гроза!

 - А я туча!

 Если в игре принимают участие шесть человек, следует поставить в круг пять стульев и начать игру по-другому. Например, первый ребенок садится на стул и говорит: Я - пожарная команда!". Другие дети могут сесть на стул рядом с ним только после того, как назовут подходящее по смыслу слово, например "шланг", или "пожарная машина". Проигравшим считается тот участник, который останется без стула.

Ниточка. Для этой игры вам понадобится клубок ниток. Один из детей в течение минуты начинает рассказывать о себе. Во время рассказа отматывает ниточку. Завершив, отрезает свой кусок нити,  кладет на стул рядом с собой, зажимает другой конец нитки рукой и бросает клубок любому из детей. Если кто-то не хочет говорить, он просто зажимает нить в руке, не отматывая и не отрезая ее часть себе, и бросает клубок дальше. Когда клубок побывает в руках у всех, вы увидите, что образовалась паутина. Последний ребенок, в руках которого оказался клубок начинает его разматывать, пересказывая то, что рассказал о себе предыдущий. Игра завершается тогда, когда клубок распутают. Из отрезков нитки, оставшихся у детей, плетутся фенечки, которые дети забирают как памятные призы.

Интервью – это один из способов обучить ребенку давать четкие развернутые ответы и строить правильные диалоги. С помощью этого интересного для большинства детей занятия можно научить малыша формулировать вопросы, выражая в них главную мысль.

 Взрослый должен быть известным человеком, а ребенок - журналистом, который берет у него интервью. Современные дети имеют представление об этой профессии, но вы можете подробнее рассказать о том, чем занимается журналист и вместе с малышом подготовить список вопросов, исходя из интересующих его фактов.

 Во время упражнения развивается память, совершенствуется словарный запас и умение вести диалог. Потом можно поменяться с ребенком ролями и взять интервью у него.

«Что бы это значило?» Данное занятие подходит для детей от 5 до 7 лет и направлено на совершенствование и развитие фантазии, логического мышления и навыков устной речи.

  Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок объяснил, что может значить то или иное выражение. Для этого подходят разнообразные фразеологизмы, а также пословицы и поговорки, так как они содержат в себе, помимо основной идеи, яркую эмоциональную окраску (грусть, осуждение, поощрение, злость и т. д.). Следует попробовать вместе с ребенком понять, что могут значить такие выражения, как "повесить нос", "проще пареной репы", "бить баклуши" и пр.

 

Подготовила:

Смирнова И.Н., учитель-логопед,

высшая квалификационная категория.

 

Нормы речевого развития дошкольника

 

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов, в частности логопеда.

Ниже представлены типичные этапы – нормы развития речи.

Возраст ребенка

Нормы развития речи


месяцев

Воспроизведение звуков с интонацией.

Реагирует на свое имя.

Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука.

Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон.

12 месяцев

Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова).

Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы.

Осознает социальное значение слова.

18 месяцев

Имеет активный словарь около 5-20 слов.

Словарь состоит в основном из существительных.

Часто повторяет слово или фразу снова и снова.

Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием.

Способен выполнять простые команды.

2

года

Называет целый ряд объектов из своего окружения.

Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под.

Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений  1,2 слова.

Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому.

Активный словарь примерно 150-300 слов.

Объем и высота голоса плохо контролируются.

Иногда правильно использует местоимения «Я» и «Ты». Хотя «Мне» и «Я» часто путают.

Начинают появляться понятия «Я» и  «мои».

Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)»

Задает вопросы  «Что это?»

3

года

Правильно использует местоимения «Я» и «Ты»

Используют редкие слова во множественном числе и в прошедшем времени.

Знает, минимум три предлога, как правило: на, под, за.

Знает основные части тела и может показать их и назвать.

Активный словарный запас около 900-1000 слов.

Около 90% из того, что ребенок говорит, должно быть понятно взрослым.

В речи начинают преобладать глаголы.

Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью.

Понимает и дает ответ на такие вопросы, как «что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?»

Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей.

Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает.

4

года

Знает названия знакомых животных

Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого.

Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах.

Знает один или несколько основных цветов.

Может повторить 5 цифр.

Может повторить слова из четырех слогов.

Демонстрирует понимание понятий «над» и «под»

Понимает такие понятия, как «больше», когда видит соотношение большого с маленьким.

Легко следует простым командам.

Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки.

5

лет

Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий.

Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.

Может считать до десяти.

Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции.

Знает все гласные и согласные буквы.

Повторяет предложение до девяти слов.

Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло).

Выполняет за три команды, которые даны одна за другой.

Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников.

Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время.

Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня.

Речь в целом грамматически правильная.


лет

Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени.

Речь полностью понятна и общественно полезна.

Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видеть связи между объектами и событиями.

Активный словарный запас более 2000 слов.

Ребенок задает вопросы типа «Почему?», «Зачем?»

Активное расширение словарного запаса.

 Когда идти на консультацию к логопеду?

  • Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).
  • Речевые нарушения носят устойчивый характер.
  • Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.
  • Заикание.

Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]), пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но в арсенале специалиста существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.

Интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями воспитателей и родителей. Спортивный уголок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.

Оборудовать такой уголок несложно: одни пособия можно приобрести в спортивном магазине, другие сделать самим. По мере формирования движений и расширения интересов ребенка уголок следует пополнять более сложным инвентарем различного назначения.

Существует множество способов, обеспечивающих физическое развитие детей: совместные подвижные игры и физические упражнения, закаливание, зарядка, занятия в спортивных секциях, семейный туризм и др.

     Но наиболее оптимальных результатов в физическом развитии ребенка в домашних условиях можно добиться, сочетая совместные подвижные игры с занятиями на домашнем физкультурно-оздоровительном комплексе, включающем разнообразные спортивные снаряды и тренажеры.       При этом ребенок получает уникальную возможность самотренировки и самообучения вне зависимости от погодных условий, наличия свободного времени у родителей.

Основное назначение универсального физкультурно-оздоровительного комплекса «Домашний стадион» - развитие практически всех двигательных качеств: силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости.

Занятия на спортивно-оздоровительном комплексе:

• делают процесс каждодневных занятий физической культурой более эмоциональным и разнообразным;
• избирательно воздействуют на определенные группы мышц, тем самым, ускоряя процесс их развития;
• позволяют достичь желаемых результатов за более короткий срок.

Подсказки для взрослых.

1. Не рекомендуется заниматься физической культурой на кухне, где воздух насыщен запахами газа, пищи, специй, сохнущего белья и т.д.

2. При установке комплекса размах качелей и перекладины трапеции не должен быть направлен в оконную раму.

3. Следите за тем, чтобы в поле деятельности детей не попадали предметы, которые могут разбиться или помешать движениям. Уберите из непосредственной близости от комплекса зеркала, стеклянные и бьющиеся предметы.

4. Во время занятий ребенка на физкультурном комплексе положите на пол матрасик (его можно заменить толстым ковром, гимнастическим матом, батутом, сухим бассейном с шариками). Это необходимо для того, чтобы обеспечить мягкость поверхности при спрыгивании со снарядов и предупредить возможность повреждения стоп.

5. Закройте электрические розетки вблизи комплекса пластмассовыми блокираторами.

6. Желательно перед занятиями и после них проветрить помещение, где установлен физкультурный комплекс.

7. К занятиям на комплексе не следует допускать эмоционально и двигательно перевозбужденных детей, потому что они не могут сконцентрировать внимание и контролировать свои движения.


Как обеспечить страховку ребенка во время занятий.


         Доверяйте своему ребенку. Если он отказывается выполнять какое-либо ваше задание, не настаивайте и не принуждайте его.


         Поддерживайте любую разумную инициативу ребенка: «Давай я теперь буду с горки кататься!» - «Давай!» - «А теперь давай буду на турнике на одной ноге висеть!» - «Нет. Этого делать нельзя! (Не надо вдаваться в долгие объяснения, почему этого делать не стоит: нельзя – значит нельзя!) Но можно повисеть на турнике вниз головой, зацепившись двумя ногами, когда я тебя крепко держу».


         Страхуйте ребенка при первых самостоятельных попытках освоить новый снаряд, особенно при знакомстве с кольцами и лианой. Как только снаряд будет освоен дошкольником достаточно уверенно, займите позицию стороннего наблюдателя, похвалите его ловкость. Поднимая ребенка вверх за руки, никогда не держите его только за кисти (кости и мышцы запястья дошкольника окрепли еще недостаточно), обязательно придерживайте целиком за предплечья. Самый безопасный вид страховки: поддержка за бедра.


         При выполнении упражнений на перекладине, кольцах, лиане следует фиксировать положение позвоночника. Для этого встаньте сбоку от снаряда и положите ладони одновременно на грудь и спину дошкольника.

         Стремитесь пресекать опрометчивость и браваду ребенка, особенно при выполнении упражнений на высоте: «А я и без рук могу стоять на перекладине». Учите его быть внимательным и осторожным, чтобы он сам заботился о собственной безопасности.


         Вниманию родителей: вис только на руках опасен вашему ребенку. Поэтому длительные висы на кольцах и лиане заменяйте полувисами, при которых ребенок еще упирается ногами об пол.


         Поддерживать желание ребенка заниматься физкультурой можно различными способами. Предлагаем вашему вниманию маленькие хитрости, которые помогут сделать домашние занятия интересными и полезными.

Маленькие хитрости.

    Для занятий следует использовать как можно больше вспомогательных средств: игрушек, воздушных шариков и т.п. Они помогут привлечь внимание, будут стимулировать детей к выполнению разнообразных упражнений.

Одежда для занятий существенной роли не играет. Однако если вы хотите укрепить мышцы стопы и одновременно закалить ребенка, то лучше всего заниматься босиком в трусиках и хлопчатобумажной футболке.

Для создания радостного настроения включите музыку. Во время занятий обязательно разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему: «Молодец, ты уже почти до самого верха лесенки долез!»

Упражнения желательно проводить в игровой форме. Например, взрослый говорит: «Сегодня мы с тобой пойдем в гости к белочке. Вот только домик ее далеко-далеко и высоко-высоко, на самой верхушке старой сосны. (Дальнейший текст сопровождается совместным выполнением движений с ребенком.) Сначала мы пойдем через болото (ходьба по диванным подушкам), затем перейдем через бурелом (ходьба, переступая через кегли, кубики), затем пролезем через лисью нору (подлезание под два стула, составленных вместе) и залезем на верхушку сосны. Там рыжая белочка живет, нас с тобою в гости ждет.

Другая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – устраивать соревнования по принципу «Кто скорее добежит» или организовать сюжетную игру по мотивам литературного произведения с вплетением в сюжет физических упражнений.

Занимаясь и играя вместе с ребенком, помогая ему самостоятельно подтянуться, залезть до верха лесенки, перепрыгнуть через кубик, вы даете ему возможность восхищаться вами: «Какой мой папа сильный! Какая моя мама ловкая!»

Постепенно совместные занятия физической культурой станут счастливыми событиями дня, и ребенок будет ждать их с нетерпением и радостью. Средняя продолжительность занятий составляет 20 – 30 мин.


Желаем удачи в воспитании здорового ребенка!

 Чтобы помочь ребенку, запомните эти правила:

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребенку.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие ребенка.
  • Стремясь показать малышу неточности и ошибки в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над ним! Самое лучшее – тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.
  • Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?