Методические и иные разработки

Правовой раздел

Логопеды, дефектолог

Учитель-логопед:
Смирнова Инга Николаевна

Учитель-дефектолог:
Ковба Ольга Леонидовна

График работы:

Понедельник

900 - 1300

Вторник

1400 – 1800  
(консультации для родителей)

Среда

900 - 1300

Четверг

900 - 1300 

Пятница

900 - 1300

 

График работы:

Понедельник

900 - 1800

Вторник

900 - 1800

Среда

900 - 1800

Четверг

900 – 1800 
(консультации для родителей)

Пятница

900 - 1800

Обеденный перерыв: 13.00 – 14.00

Учитель-логопед:
Новокрещенных Ольга Яковлевна

 
 

График работы:

Понедельник

900 - 1300

Вторник

900 - 1300

Среда

1400 – 1800  
(консультации для родителей)

Четверг

900 - 1300 

Пятница

900 - 1300

 

Консультации для родителей:

Развиваем речь. 

  • За покупками. Вместе с ребенком обсудите, что вам нужно купить в магазине. Перечислите известные ему продукты и попросите его помочь все это купить. Ответственность и ощущение своей важности вдохновят его. В магазине не забывайте описывать продукты, которые кладете в тележку.
  • Пение.  Сочиняйте простые незатейливые песенки, которые могут описывать то, что вы делаете или собираетесь сделать. Мы помылись, причесались, мы оделись, наигрались, а теперь пора поспать 1,2,3,4,5. Весело бежим в кровать. Подобные игры не только развивают языковые навыки, но и подготавливают ребенка к тому или иному процессу.
  • Чтение. Один из самых лучших способов развития речи – это чтение и разучивание наизусть стихотворений. Просите малыша  описывать картинки в книжках, покажите, как это делается на собственном примере.  Необходимо  заинтересовать ребенка и втянуть его в диалог, используя фразы типа "Как ты думаешь?", "А как бы ты поступил?" и т. д. Читайте перед сном. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской.

 

Подготовила консультацию

учитель-логопед Смирнова И.Н. 

Ребенок, поступающий в школу должен: 

  • Правильно произносить все звуки родного языка;
  • Различать и называть слова с определенным звуком;
  • Уметь определять место звука в слове (начало – середина – конец);
  • Делить слова на слоги;
  • Составлять слова из слогов;
  • Иметь представление о предложении;
  • Уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • Подбирать синонимы, антонимы;
  • Использовать разные способы образования слов;
  • Пересказывать сказки и рассказы;
  • Составлять рассказы по картинкам, по серии сюжетных картинок, тематические рассказы.

        

Подготовила консультацию

учитель-логопед Смирнова И.Н.

Консультация для родителей «Как читать вслух?»

Существуют правила, которые сделают чтение вслух привлекательным для ребенка:

  • Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребенок должен знать, что книга – это не игрушка, не крышка для кукольного домика, не повозка, которую можно возить по комнате, не альбом для раскрашивания… Приучайте детей аккуратно и бережно обращаться с книгой. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы. После рассматривания или прочтения убирайте книгу на место.
  • Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком. Взрослый во время чтения или рассказывания должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочитанного.
  • Играйте голосом: читайте, то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая малышам, стихи и сказки, старайтесь передавать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не перебарщивайте.
  • Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Конечно, для этого родителям надо заранее ознакомиться с книгой. Если вы читаете ребенку на ночь, следите за тем, чтобы у истории был счастливый конец.
  • Читайте книги всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него – нет.
  • Читайте малышу вслух каждый день, сделайте из этого семейный ритуал.
  • С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать его личную библиотеку. Регулярно ходите с ребенком в книжный магазин или библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Оборудование для ремонта: бумага, клей, скотч, ножницы. Найдите время и помогите ребенку чинить книги. 

Подготовила консультацию

учитель-логопед Новокрещенных О.Я. 

Логопед – или самостоятельные занятия?

Ваша первая консультация.

  • Заметив речевые трудности у своего малыша, родители часто не торопятся посетить необходимых специалистов. Что может быть проще – консультация, логопед и вы уже с помощником. Теперь свои трудности, разделяете с квалифицированным специалистом.
  • Но родители не всегда выбирают этот путь. Начинается хождение к экстрасенсам, бабкам, в лучшем случае закупается специальная литература и доморощенные «логопеды» в виде мамы и папы начинают муштру своего чада. Хорошо если смогли выбрать адаптированную к обывателям литературу и смогли в ней разобраться. Хотя даже в этих случаях можно говорить только о стимулировании речевой деятельности, а вот о профессиональной коррекции дефектов – вряд ли.
  • В профессиональной логопедии существует определенный порядок очередности постановки тех – или иных звуков. То есть работа над звукопроизношением идет не в хаотичном порядке, а в таком, как этого требует наука.

Не теряйте драгоценное время!!!


Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать?

  • Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.
  • Иногда ребенок не может поставить губы и язык в правильное положение, и звук получается дефектным. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие – артикуляционные позиции, а потом собираем из них чистый (правильный) звук.
  • Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них есть упражнения на переключения.
  • Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребенку. Не всегда это легко и просто – уважайте труд ребенка и не забывайте хвалить.
  • Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно.

В начале года упражнения артикуляционной гимнастики выполняют перед зеркалом. Когда ребенок научился делать нужные движения, зеркало постепенно убирают. 

Без терпенья нет ученья

Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

  • Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своем (межзубное про­изношение свистящих звуков - норма для английского языка, грасси­рующее «р» - норма во французском, вибрация всей нёбной занавес­ки — норма в немецком, но все это будут дефекты для русского языка). И тогда логопед будет ставить новый звук, правильный для русского язы­ка, а учитель — закреплять старый (дефектный для нас), что провоцирует столкновение психических процессов. Последствия этого могут быть раз­ными, но хорошими — никогда (заикание, энурез, тики и т.п.).

  • Обучение чтению.

Если ребенок произнесет какие-то звуки неправильно и свяжет это де­фектное произношение с буквой, то когда он научится говорить правиль­ный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребенка к этому времени сформировался условный рефлекс «звук — буква». Для формиро­вания рефлекса нужно было около двадцати повторений. А для разруше­ния старого и формирования нового понадобится в несколько раз больше.

Речевые игры дома

Игра в пиццу

Цель: Развитие словарного запаса      и творческого мышления, восприятия.

Ход: Взрослый называет существительное, например, пицца, и просит ребенка назвать разные слова, которые опишут пиццу. При затруднениях ребенка можно задать вопросы типа: «Какую она имеет форму? Что в пицце кладут сверху?  и т.п

Бинокль

Цель: Развитие речевых навыков, зрительного гнозиса.

Ход: Партнеры усаживаются лицом друг к другу. Ребенок с помощью рук изображает бинокль и описывает своего напарника, при этом концентрируясь на конкретных деталях. Например, «Во что одет твой напарник?», «Какого цвета у него одежда?» и т.д.

Что ты делал перед тем?

Цель: Обучение понятию времени.

Ход: Взрослый задает ребенку вопросы типа: «Что ты делал перед тем, как сегодня утром проснулся? Что ты делал перед тем, как пошел в детский сад?»  и т.д.

В универсаме

Цель: Развитие речевых навыков, творческого мышления, навыков упорядочивания, зрительного восприятия.

Ход: Обсудите с ребенком порядок, в котором вы совершаете действия в универсаме. Сначала вы открываете дверь, затем вы берете корзину или тележку. Позвольте детям самим решать, что положить в корзину. Здесь наверняка будут иметь место много дискуссий и, вероятно, кое-какие противоречия. Как только ребенок заполнит корзину, поговорите с ним о том, что надо встать в очередь к кассиру, затем переложить покупки в свои сумки.

Песенка про посещение магазина

Цель:    Обучение распознаванию начальных звуков в словах.

Ход: Ребенок должен назвать три слова, которые начинаются с одного и того же звука (буквы). Эта песня поется на мотив какой-нибудь песенки или просто скандируется: - Мы пошли по магазинам, мы пошли по магазинам, и в витрине увидали…(например, карандаш, коляску, картину;  перец, пирожное, пиццу; свечу, саблю, солдатика).

Перепутаница

Цель: Формирование слоговой структуры слова, буквенного гнозиса.

Ход: Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, как перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: Босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги), баколса (колбаса), ленваки (валенки), зингама (магазин)  и др.

Угадай, какая буква?

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает взрослый. Например : «Эта буква имеет три элемента: полуовал и две палочки – большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал весит на ней слева, а палочка средней величины, словно поддерживает полуовал. Какая это буква? (Я)

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

  • Все занятия должны строиться по правилам игры!
  • Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
  • Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  • Знакомьте ребенка с детской литературой!
  • Пользуйтесь наглядным материалом!
  • Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
  • Не употребляйте слово «неправильно»!

Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляются достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпрепровождение малыша, родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся детей научить! Как можно раньше научиться читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка-дошкольника – игровая! В семь лет на первый план выходит учебный процесс, но дети самоотверженно – в той  или иной форме – продолжают играть до 9-10 лет!

Единственный язык, который легко дается детям, - это язык ИГРЫ. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях.

Для современных детей и родителей особенно актуальны игры один на один со взрослым, которые можно организовывать мимоходом, т.е. по дороге из детского сада, в очереди в поликлинике, в машине и т.д.

Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Игра является мостиком, который соединяет ребенка и взрослых, позволяет им разговаривать на одном – общем - языке!

Для чего нужны занятия с логопедом? 

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребенка.
  • Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения.
  • Правильная речь позволяет ребенку легче достигать успеха в обществе.
  • Речь является элементом социальной адаптации.
  • Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
  • Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.
  • Если ребенок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

 

  

Что нужно делать, чтобы развить мышцы речевого аппарата?

 

  • Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты).
  • Жевать сырые овощи (редис, морковь, репа, брюква, турнепс).
  • Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка.
  • Чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса.
  • Полоскать рот.
  • Жевать боковыми зубами.
  • Сосать сухарики из хлеба, булки (соленые).
  • Лизать эскимо.

 

 

Как тренировать дыхание? 

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом.
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь).
  • Надувать воздушные шарики.
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
  • Учиться плавать, выдыхая воду; нырять.
  • Играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках.
  • Дуть на детские флюгера.

 

Что делать летом тем, кто уходит в школу? 

Школа не будет в тягость, если летом вы постараетесь:

  • Не пугать ребенка школой, а хвалить за каждый успех.
  • Следить за звуками, которые раньше были нарушены.
  • Иногда повторять то, что ребенок знает.
  • Просить ребенка пересказать то, что вы ему прочитали.
  • Давать штриховать, писать печатными буквами.
  • Учить с ребенком стихи.
  • Считать в доступных ему пределах.
  • Развивать память.
  • Тренировать внимание.
  • Закалять ребенка.

 

О заданиях в детском саду 

  • Конечно, детский сад – не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни. Причем сами вопросы подобраны с учетом возрастных возможностей ребенка и тех знаний, которые он должен был усвоить в детском саду.
  • Совокупность таких вопросов по какой-либо теме мы и будем называть заданием.
  • Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т.е. родители, которые хотят:
    • знать, что изучает ребенок в детском саду;
    • помочь ему или проверить его;
    • наверстать пропущенное по болезни;
    • помочь ребенку закрепить пройденное;
    • понять неусвоенное год-два назад;
    • подготовить ребенка к школе.
  • Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него!
  • Задания могут быть для всей группы (или возрастной группы) и конкретно для вашего ребенка – чаще всего на закрепление поставленных звуков.

 

Логопед рекомендует 

Музыка – воспитывает чувство ритма.Пение (особенно хоровое) – ставит длительный выдох.Танцы – формируют чувство ритма.Для общего развития очень полезно:

  • читать ребенку и беседовать с ним о прочитанном;
  • посещать музеи, говорить с ребенком об увиденном;
  • водить на детские спектакли и обсуждать героев, их поступки;
  • учить стихи – они развивают память, чувство ритма, интонацию.

   Только не допускайте пересказывания стихов! Некоторые дети стремятся пересказать стихотворение своими словами. Следите, чтобы все слова, ударения и рифмы были на своих местах, - именно это формирует чувство ритма.


Домашняя игротека 

   Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится вокруг вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

  • Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте её любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.
  • Увлекательными могут быть игры со слоеным тестом. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!
  • Не секрет, что в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер.…  Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.
  • Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.