Система Orphus

Страница учителя-логопеда

Калинина Валентина Валерьевна - учитель-логопед высшей квалификационной категории

Консультации:

Тест готов ли ребенок к чтению

Обновлено 13.11.2017 21:27
 

Записная книжка для родителей. Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух.

Записная книжка для родителей. Обучаем ребенка чтению и развиваем  фонематический слух.

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что …

  • Наша речь состоит из предложений. Предложение  - это законченная мысль. Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных буквдесять: шесть – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре - йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё (Я – ЙА, Ю – ЙУ, Е – ЙЭ, Ё - ЙО).
  • Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки - голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

Всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Остальные  согласные звуки могут быть твердыми и мягкими: например, в слове почта: 1-й согласный звук  - твёрдый, а в слове письмо: 1-й согласный звук – мягкий. В фонетике, науке о звуках языка, мягкость согласного звука принято обозначать с помощью запятой с правого верхнего угла, вот так:    [в,], [л,], [м,], [н,], [с,].

Повторяем правило:

Перед а, о, у, э, ы – все согласные тверды;

Перед я, е, ё, ю, и – все согласные мягки.

  • Условные обозначения звуков:

Гласный красный квадратик; Твёрдый согласный, глухой синий квадратик; Твёрдый согласный, звонкийсиний квадратик с колокольчиком; Мягкий согласный, глухой зелёный квадратик; Мягкий согласный, звонкий зелёный квадратик с колокольчиком.

Удачи вам и уверенности в будущем!

Учитель-логопед В.В.Калинина

 

Будем говорить правильно

Если, достигнув четырехлетнего возраста ваш ребенок не выговаривает некоторые звуки, то не стоит впадать в панику, нервничать самим и нервировать ребенка, считает "АиФ Здоровье". Звук сам по себе не несет никакой информации. Р, Ш, Ж, Щ считаются самыми трудными для произношения, но до пяти лет такая "картавость" считается вполне допустимой. У ребенка до пяти лет еще только зреют те области мозга, которые отвечают за координацию движения. В возрасте четырех лет имеет смысл обратиться за консультацией к логопеду. При необходимости он подберет специальные упражнения, которые надо будет делать с ребенком несколько раз в день.

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.

2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.

9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.

11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.

1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.

1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.

2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.

В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии. Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.

К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!

Речь человека развивается всю его жизнь, поэтому помочь логопед может и взрослым.

Какие нарушения речи исправляет логопед:

  • Нарушения фонетической стороны устной речи.
  • Нарушения лексико-грамматической стороны устной речи.
  • Нарушения мелодико-интонационной стороны устной речи.
  • Нарушения темпо-ритмической стороны устной речи.
  • Нарушения чтения.
  • Нарушения письма.
 

Готовим руку ребенка к письму

Готовим  руку ребенка к письму

(консультация для родителей)

Думаю, многие учителя и родители со мной согласятся, что первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук ребенка быстро устают. И чтобы натренировать эти мышцы, сделать их более выносливыми и сильными, надо начать заниматься с ребенком еще до школы.

Но главное условие – задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

Представляю вашему вниманию комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • · Пальчиковая гимнастика.
  • · Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом.
  • · Занятия с пластилином.
  • · Шнуровки. Застёжки.
  • · Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • · Игры с мозаикой.
  • · Выкладывание пазлов.
  • · Вырезание ножницами.
  • · Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • · Работа с бумагой: складывание (оригами), плетение, отрывная аппликации и т.д.
  • · Графические упражнения. Штриховка.
  • · Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Старшим дошкольникам вполне доступны простейшие приемы плетений из бумаги и ткани, тесьмы.

Очень полезно рисование и раскрашивание. Обязательно купите ребенку несколько книжек-раскрасок. Отдавайте предпочтение простым или цветным карандашам, в работе с которыми требуется приложить усилия нажима.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко,  и некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные – обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.

Необходимо также научить дошкольника  уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезывание, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закругленными концами, достаточно острыми и не заминали края бумаги).

Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой ее части. Пусть ребенок украсит весь рисунок нужными узорами. Например,  если на картинке у вас цветок – серединку можно заполнить крестиками, лепестки – точками, землю – вертикальными штрихами, небо – горизонтальными линиями.

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

Терпения и успехов вам и вашему дошкольнику в трудном деле подготовки к обучению письму!

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Калинина Валентина Валерьевна

 

Использование экспериментальной деятельности в коррекционной работе с детьми-логопатами

 

Для повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами использую экспериментальную деятельность. Наиболее полно и отчетливо ребенком запоминается и воспринимается то, что было ему интересно. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными    положительными    отношениями,    эмоциями,    не   становятся полезными. Ребенок читает, пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса, он пассивен. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

Всегда  можно  найти  что-то  интересное  и  увлекательное для  изучения  и получения новых знаний.  Детям   более   интересно   не   просто  учиться   чему-либо,   а   самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывать знания.

В усвоении материала детьми, использую следующие задания и упражнения:

Конструирование букв

На столах перед детьми лежат палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны самостоятельно выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания букв.

Реконструкция букв

Дается задание из одной буквы получить другие. (Передвинуть палочки, добавить, убрать ниточки и т.д.)

Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма)

На доске слово с измененным порядком букв, при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер, и т.д.

Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Коли большая у машина».

Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения. Разгадывание    ребусов - особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог.

В игре: «Звенит, молчит», дети закрепляли понятия  «глухой», «звонкий» звук. Дети, экспериментируя с предметами, могли самостоятельно определить, какой из предметов издает звук.  Для этого использовали колокольчик, барабан, карандаши, бубен, металлические и стеклянные предметы.

В игре: «Найди и назови» дети экспериментировали с различными предметами, на ощупь. Затем, называли мягкие и твердые звуки, в зависимости от того, какой они выбрали предмет. Для игры использовали вату, шерсть, перо, кубики, металл и т.д.

В игре: «Цвет, звук» продолжали с детьми закреплять смешивание красок: синей и желтой - получается зеленый цвет. При смене цвета, дети называли новый звук.

Все игры, упражнения, опыты способствуют более успешному закреплению полученных знаний.

Используя в работе исследовательскую деятельность, в коррекционной работе с детьми, можно увидеть, что ребенок, чувствует себя исследователем, а взрослый является равноправным партнером, что позволяет ребенку проявить собственную познавательную активность, у детей появляются предпосылки к самореализации.

Воспитатель группы компенсирующего направления Макаренко  Н.В.

 

Тренируем пальчики

В одной компании коза, сорока и пчелка

Моему Артемушке 1 год 7 месяцев, но он еще не начал говорить. Только – «мама, папа, киса…». Мы с сыном часто читаем, рассматриваем картинки. Он понимает  много слов, но…   Что делать?

Начните с самого простого и эффективного.

Пальчиковые игры – тот благодарный материал, который помогает разговорить самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят речевые центры в коре головного мозга и заставляют их работать. Наши бабушки в совершенстве владели пальчиковыми играми, и этот опыт надо сохранять. Возьмите детскую ручонку в свою и начните рассматривать пальчики. Назовите каждый из них, погладьте, затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений. Таких игр придумано довольно много. Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-с-пальчик», и «Сорока», можно изучить что-нибудь посложнее.

Например, «Пчелиный улей».

Что за дом-кубышка?

(Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленные глаза.)

Кто живет там? Мышка?

(Со всех сторон рассмотрите кулачок.)

Нет! Что вы, что вы!

(Возмущенно помахать руками.)

Живут в доме пчелы.

(Потрясите кулачок, поднесите его к уху.)

Пчелы летают …

(Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)

Деток в доме считают.

(Ребенок снова сжимает кулачек.)

Один, два, три, четыре, пять …

(Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)

Мы не будем им мешать.

(Заведем руки за спину – как будто что-то спрятали.)

Пчелки мед соберут …

(Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)

И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше …) дадут.

(Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.

Старайтесь заниматься с малышом регулярно, и результат наверняка не заставит себя долго ждать.

Чему именно следует, прежде всего, уделить внимание в повседневной жизни, развивая речь ребенка?

Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности.

Родители – это первые учителя, которые могут удовлетворить растущие потребности малыша в общении и научить его обращаться с предметами.

Чем бы вы ни занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения. Комментируйте любые события, например, так: «Папа поехал на машине. Мама пьет чай. Бабушка спит»

Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».

Очень полезны занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, ребенок произнес нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка? Покажи мне ее». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребенка отыскать его на картинке. У ребенка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки типа «мальчик моет посуду», «дети спят», «папа читает газету» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.

Ребенок в этом возрасте может оставаться невнимательным. Это объясняется тем, что при большом разнообразии интересов маленький ребенок может сосредоточить внимание на чем-то одном лишь на короткое время. Поэтому каждый раз при обращении к ребенку сначала убедитесь, что он вас видит и слушает.

Основным показателем речевого развития двухлетнего ребенка является на столько произношение звуков, слогов, слов, фраз, сколько понимание обращенной к нему речи. В этот период очень велика разница между количеством понимаемых и произносимых слов. Создается такое впечатление, будто малыш все понимает, но ничего не произносит. Если ребенок хорошо понимает обращенную речь, с интересом слушает взрослых, узнает названия окружающих его предметов, картинок, выполняет элементарные бытовые просьбы, поручения типа: «Возьми», «Пойди», «Дай», будьте спокойны – его речевое развитие протекает нормально, наступит время и ребенок заговорит.

Говорите с ребенком правильно!

«Детские слова» могут препятствовать развитию нормальной речи ребенка. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «бака-бака» (собака), «ня» (на, возьми). Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью.

На втором году дети уже могут отличать девочку от мальчика не только в жизни, но и на картинках. Рассматривая рисунки в детских книжках, попросите малыша указать, где изображена одна девочка или только мальчик, а где нарисованы дети. Научите ребенка отбирать предметы или картинки, которые имеют отношение к понятиям «животные», «пища», «одежда», «мебель», «посуда», «игрушки».

Полезно вспоминать содержание недавно прочитанной сказки, подбирать к ней соответствующие картинки, делать рисунки с помощью взрослого. Если эта работа будет проводиться постоянно, то отставания в понимании речи у ребенка не будет.

Для общего развития речи необходимо сформировать у малыша правильное звукопроизношение. Полезно показывать движения языка и губ в игровой форме, научите поднимать язык кверху, облизывать блюдечко, играть на дудочке, дуть, чмокать. Играйте перед зеркалом. Скажите: «У всех людей есть рот. Рот – это такой домик, а в этом домике живет язычок. Веселый язычок выглядывает из домика, посмотрел налево, потом направо, вверх, вниз». Научитесь ждать реакции сына или дочки на слова и действия.

Роль родителей в процессе развития речи ребенка трудно переоценить, ведь ваш малыш всегда рядом с вами, и в радости, и в грусти, кроме того, родители – это те люди, с которыми ребенок больше всего хочет общаться.

У большинства детей младше трех лет отмечаются тихий голос, слабое речевое дыхание, неправильное произношение многих отдельных звуков речи – в этот период развития речи подобные проявления вполне допустимы.

С уважением учитель-логопед Калинина В.В.

Обновлено 10.04.2013 13:31
 

Ранний возраст

Говорите обо всём!

Речь ребенка «растет» вместе с ним. Каждый день вы наблюдаете, как он осваивает новые слова и звуки. И если для физического роста ребенку нужна пища материальная (еда), то речевое развитие требует пищи духовной, или общения.

Что должен говорить малыш в 1 год 6 месяцев?

Объем словаря у таких крошек пока невелик, он составляет около 50  слов. Причем произносятся они упрощенно. Более успешно получаются гласные А, У, О, Ы, губные согласные звуки М, П, Б и переднеязычные Д, Т. А значит, и слова: МАМА, ПАПА, ДЯДЯ, БАБА, ДЕДА, ДАЙ и т.д. Сейчас для крохи намного важнее понимать обращенную к нему речь. А это возможно лишь при условии, что с ребенком говорят с момента рождения, окружают его заботой и вниманием.

У крохи от года до двух лет закладываются все основные компоненты речи. Перечислим основное, что предстоит освоить малышу.

  • Фонетическая система языка (умение верно произносить звуки родной речи).
  • Правильное дыхание – физиологическое и речевое.
  • Интонационно-мелодическая сторона речи (тембр, сила и модуляция голоса).

Кроме того, малышу предстоит запомнить и ввести в речь 300-400 слов (активный словарь); усовершенствовать понимание речи; научиться обобщать (одно слово обозначает несколько предметов); освоить основы грамматики (построение простейших предложений); понимать фразы; овладеть коммуникативной функцией речи (участие в диалоге).

С уважением учитель-логопед
Калинина В.В.

Обновлено 10.04.2013 13:28
 

 
© CopyRight МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка», создание сайта: «Меридиан»