Система Orphus

Страница педагога-психолога

Шипицына Татьяна Юрьевна

Консультации:

Как проявляется застенчивость

Опрос родителей 3-летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых.

Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру.

Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота.

Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях.

Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!".

Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помогут игровые приемы и юмор, который должен быть направлен не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Игры которые могут помочь

"Быстрые ответы".

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед.

Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду.

Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый.

Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш вправе рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

 

Как помочь малышу приспособиться к детскому саду?

Чтобы помочь своему ребенку успешно адаптироваться в садике, прислушайтесь к несложным рекомендациям специалистов:

1. До начала посещения садика тщательно подготовьтесь, научив кроху навыкам самостоятельности. Малыш должен уметь:

  • самостоятельно кушать, пользуясь ложкой, вилкой, кружкой;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться;
  • пользоваться горшком;
  • пользоваться носовым платочком.

Когда малыш овладеет всеми этими премудростями, его процесс адаптации пройдет гораздо легче.

Чтобы крохе было проще самому раздеваться-одеваться, купите ему удобные и практичные вещи без лишних застежек и молний. Лучше, если застегиваться они будут на кнопки, чем на пуговицы. Тогда ребенок сможет легко справляться с переодеваниями сам, не привлекая лишний раз воспитателя.

Те же самые требования по удобству применимы и к обуви. Она должна хорошо держаться на ножке, не давить, не слетать, и фиксироваться липучками. Тогда крохе под силу будет и переобуваться в одиночку. Прежде чем отнести одежду в садик, потренируйтесь с крохой дома одеваться-обуваться. Если малыш уже привыкнет к такому наряду, ему будет проще и быстрее переодеваться в саду.

2. Настраивайте малыша на мажорный лад. Рассказывайте ему, как это здорово, что он уже стал таким большим и дорос до садика. Объясняйте крохе, куда ему предстоит пойти, что он там будет делать, читайте сказочные истории о посещении садика, играйте «в детский садик» с игрушками, гуляйте на территории сада. Если есть такая возможность, заранее познакомьте малыша с воспитателем – тогда при поступлении в сад она уже не будет для него «чужой тетей».

3. Старайтесь соблюдать четкий режим дня, максимально приближенный к «садовскому». Желательно начинать такую подготовку минимум за месяц до посещения сада.

Чтобы утром легко встать, лучше всего лечь вечером не позже полдевятого-девяти. Так вы сможете подготовить кроху к режиму, и при поступлении в сад это для него уже не будет стрессом. Кстати, и потом, когда малыш уже будет ходить в сад, не меняйте его режим в выходные дни. Конечно, можно дать ему поспать немножко дольше, но существенно сдвигать распорядок дня не стоит.

4. Вечером после садика делитесь с крохой впечатлениями дня. Спрашивайте его, как прошел его день, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось. Рассказывайте ему о своем дне, что порадовало вас. И обязательно внимательно относитесь к жалобам малыша. Если ребенок жалуется на воспитательницу и из-за нее не хочет идти в сад, осторожно расспросите кроху, что именно ему не нравится. Не исключено, что малыш немного фантазирует, это вполне свойственно детской психике в раннем возрасте. Попробуйте поговорить с воспитательницей — обсудите с ней воспитание и поведение вашего крохи. В большинстве случаев, вы сможете вместе исправить ситуацию. Кроме того, никто не запрещает вам присмотреться к воспитательнице, например, забрав малыша чуть раньше обычного. Обратите внимание, как она общается с детьми. Если вас что-то настораживает, вы всегда можете перевести кроху в другую группу сада.

Если ваш ребенок кажется вам замученным и нервным, не паникуйте раньше времени. Такая реакция вполне естественна для первых дней адаптации. Ведь малыш еще не готов к такому количеству новой информации и эмоций. Дайте ему время привыкнуть, не ругая за плохое поведение, незнание правил или нежелание их выполнять. Не все сразу. Дайте крохе возможность «разрядиться» дома – пошалить, немного пошуметь и побегать.

5. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже если вам что-то не совсем понравилось, не высказывайте это вслух при ребенке. Ваша оценка для малыша очень важна, и ему будет намного проще ходить в садик, уважая воспитателей. Можете рассказывать знакомым, какой хороший садик вы выбрали для своего крохи и какие чудесные люди там работают.

6. Говорите крохе, когда вы заберете его домой, и непременно сдерживайте свои обещания. Если малыш будет знать, что мама придет после обеда, или после прогулки, ему будет спокойнее и увереннее. Но не обманывайте доверия своего ребенка – не опаздывайте, не приходите позже, чем обещали.

7. Не перегружайте нервную систему крохи в период адаптации. Не надо отучать его в это время от «дурных» привычек, например, от соски. У него сейчас и так очень много изменений, и не надо добавлять еще напряжение. Также стоит на время прекратить походы в гости, в театр, в цирк, перенести прививки, сократить просмотр телепередач.

8. Создайте малышу бесконфликтную и спокойную атмосферу дома. Не забывайте о постоянных проявлениях любви: почаще обнимайте кроху, говорите нежные слова, гладьте по головке. Обязательно отмечайте его успехи, хвалите. Ведь малыш сейчас больше всего нуждается в вашей поддержке и теплом участии!

9. Уходя, расставайтесь с крохой быстро и легко. Длительные прощания вызовут дополнительные слезы, а ваше обеспокоенное лицо вселит малышу тревогу, что с ним в садике может что-то произойти.

10. Придумайте свой ритуал прощания - поцеловать, сказать «пока-пока», помахать рукой. Такое постоянство поможет крохе быстрее привыкнуть к новым условиям.

11. Если малышу очень трудно расставаться с мамой, побеспокойтесь о том, чтобы первые несколько недель кроху отводил в садик папа или бабушка с дедушкой.

12. Приводите малыша в садик немного раньше или немного позже, чем другие родители. Таким образом, можно избежать ненужных слез «за компанию».

13. Дайте крохе в детский садик его любимую игрушку. Прижимая к себе что-то мягкое, напоминающее ему о доме, кроха станет гораздо спокойнее.

14. Готовьтесь в детский садик с вечера. Проговаривайте, какую игрушку кроха возьмет с собой, что оденет, сложите все в сумку и выставьте в коридор.

15. Терпимо относитесь к капризам малыша. Помните, они появляются от перегрузки нервной системы. Лучше обнимите ребенка, успокойте его, поиграйте вместе.

16. И в садике, и дома говорите с крохой уверенно и спокойно. Будьте доброжелательны и настойчивы при переодевании, пробуждении в садик. Озвучивайте все свои действия. Такие простые рекомендации помогут крохе поверить, что все хорошо, и в садике с ним ничего не случится.

17. Одевайте ребенка так, как нужно в соответствии с температурой в группе. Излишнее кутание не способствует здоровью.
18. Если вы замечаете сильные отклонения от обычного поведения крохи, обратитесь за помощью к врачу или детскому психологу.

19. Приучайте малыша к садику постепенно. Первое время достаточно оставлять его в саду на 1-2 часа. Через неделю-две время пребывания в группе можно увеличить. Еще через две-три недели можно оставить кроху в садике до сна. И только после всего этого пробуйте оставлять его в садике на целый день.

20. Если вы заметили у крохи первые признаки инфекции – чихание, насморк, кашель – немедленно заберите его домой и вызовите врача. Так вы сможете избежать возможных осложнений.

21. Посоветуйтесь с врачом, какие меры можно использовать для профилактики ОРЗ. Возможно, это будут спреи на основе морской воды, или другие препараты.

22. По возможности укрепляйте иммунитет крохи с помощью закалывания и прогулок. Регулярно проветривайте комнаты, оставляйте форточку открытой на ночь.

23. Помните: причина постоянных простуд чаще всего кроется в психике. Специалисты называют такой феномен «бегство в болезнь». Это не значит, что кроха нарочно простужается. Нет, малыш сам себе не отдает в этом отчета, но организм начинает ослабевать, с легкостью поддается негативному влиянию. Поэтому немаловажно не только проводить физические меры по оздоровлению малыша, но и помогать ему восстанавливать душевную гармонию.

 

Список «табу» для родителей

И, наконец, чего категорически нельзя делать родителям, дети которых пытаются привыкнуть к садику:

  1. Нельзя наказывать, ругать, стыдить ребенка за то, что он плачет и не хочет идти в садик.
  2. Нельзя сравнивать поведение крохи с поведением других детей. Лучше покажите ему, как вы его любите!
  3. Нельзя пугать малыша детским садиком. Ведь место, которое страшит, вряд ли станет когда-то безопасным и тем более любимым.
  4. Нельзя задабривать кроху обещаниями подарков, если он согласится пойти в садик.
  5. Нельзя негативно отзываться о садике и воспитателях при ребенке. Так вы только увеличите его тревогу, и он начнет думать, что садик – это плохое место с нехорошими людьми.
  6. Нельзя обманывать малыша, обещая ему, что придете очень скоро, и оставляя его на целый день в садике. Пусть он лучше знает, что ждать маму придется долго, чем навсегда потеряет к вам доверие.
  7. Нельзя водить в садик больного ребенка.

 

И главное, помните: до того момента, когда поход в садик станет для крохи радостным и привычным делом, может пройти много времени. Бесспорно, период адаптации к детскому садику непросто дается не только малышу, но и маме, ведь не очень-то легко сразу доверить воспитание своего чада чужим людям. Не ждите, что привыкание пройдет очень быстро. Вполне возможно, что крохе для того, чтобы привыкнуть к отсутствию мамы рядом и необходимости контактировать с большим числом сверстников понадобится свое, определенное количество времени. Дайте ему это время!

Педагог-психолог Шипицына Т.Ю.

 

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии).

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т.к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает (как установили психологи) выполнять движения спокойно, плавно; дети более сосредоточены на выполнении задания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя в лесу на полянке, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, ка расслабляется и отдыхает каждая частичка его тела. Не забывайте о колыбельных песнях, ведь они несут в себе столько любви и нежности, теплоты и добра, дети, слушая их спокойно засыпают.

Сейчас очень многообразен и доступен музыкальный материал для слушания.

Выбор музыки остается за вами, будьте внимательны!

Педагог-психолог Шипицына Т.Ю.

 

 

Детские страхи: причины и последствия

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общую негативную окраску, страх выполняет в психической жизни ребенка важные функции:

- страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, что приводит к более критическому и избирательному отношению к ней и, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности;

- как реакция на угрозу страх позволяет предупредить встречу с ней, играя защитную адаптивную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, являющиеся началом опасности. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект, которые иногда с ним не связаны и расцениваются как беспредметные. Может вызываться страданием, если в детстве сформировались связи между этими чувствами.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один, без поддержки близких, боится посторонних, неизвестных человек. В период с 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. После 3 лет он боится темноты, воображаемых существ. Страх темноты совпадает по времени с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, переполненная страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут бояться огня, пожара, катастроф. Самым распространенным страхом после 7 лет исследователи считают страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Такие детские страхи довольно распространены. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом, тем, что слишком настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги и переживает страх.

В проблеме профилактики детских страхов важны следующие моменты:

- Детей ни в коем случае нельзя пугать – ни дядей, ни волком, ни лесом – стремясь воспитать его послушными. Ребенку согласно его психического развития, следует указывать на реальную опасность, но никогда не запугивать придуманными коллизиями.

- Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Насмешки над боязливостью ребенка можно расценивать как жестокость.

- Ребенка никогда не следует оставлять одного в незнакомом для него окружении, в ситуации, когда возможны различные неожиданности.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – это серьезная проблема и не надо воспринимать их только как «возрастные» трудности.

Не иронизируйте, ребенок поймет, что защиты ждать не от кого, и окончательно закроется.

Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь, чтобы дети смотрели передачи с положительными героями, ориентированные на добро, тепло.

Стремитесь к тому, чтобы в семье была спокойная, доброжелательная атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей.

Не запугивайте ребенка: «Не будешь спать – позову волка» и тому подобное.

Больше поощряйте, хвалите, одобряйте и морально поддерживайте ребенка.

Рисуйте с ребенком страх и все то, чего он боится. Тему смерти лучше исключить.

Можно предложить уничтожить рисунок: порвать или сжечь.

Не ждите быстрого результата, страх не исчезнет сразу.

Посмейтесь вместе с ребенком. Этот способ предполагает наличие бурной фантазии у родителей. Если ваш ребенок боится, например, грозы, постарайтесь придумать какую-нибудь историю (обязательно страшную) из собственного детства о том, что вы и сами точно так же боялись грозы, а потом перестали. Пусть сын или дочь посмеется с вас. Ведь одновременно они смеются и над своим страхом, а значит, уже почти победили его. Важно, чтобы малышу было понятно: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, следовательно, это пройдет и у меня».

Играйте по ролям. Игры по ролям хороши тем, что позволяют моделировать практически любую ситуацию, которая вызывает у ребенка тревогу, и решить ее ненавязчиво в игре, формируя таким образом в сознании ребенка опыт преодоления своего страха.

Игры и упражнения на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Качели»

Участвуют как ребенок, так и взрослый. Ребенок садится в позу «зародыша», поднимает колени и наклоняет к ним голову. Ступни прижать к полу, руками обхватить колени, глаза закрыть. Взрослый становится позади ребенка, кладет руки на плечи сидящему и медленно покачивает его. Выполняется 2-3 минуты.

«Художники – натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, положить на газету. Перед участниками тарелочки с красками. Позвольте себе и ребенку рисовать пальчиками, кулачками, ладошками, локтями, ногами, носками. Сюжет рисунка может быть разный: «Падают листочки», «Следы невиданных зверей», «Сказочная страна» и т.д.

«Дизайнеры»

Тюбики губной помады (старые). Каждому участнику разрешается подойти к любому участнику и «раскрасить» его лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водящему завязываются глаза – остальные произносят звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Поймав участника, ведущий отгадывает кто это, не снимая повязку.

 

Педагог-психолог Шипицына Т.Ю.

 

О чем расскажет цвет детского рисунка

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый ребенок нарисует по-своему. Каждый выберет краски, формы и линии, созвучные его внутреннему миру, ощущению, настроению. Ведь любое изображение сначала возникает в голове, а потом уже отражает на бумаге мысли и чувства автора.

Присмотритесь, каким цветам ребенок отдает предпочтение.

Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал все черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Прежде всего – обратите внимание на сюжет рисунков. Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы. Отсутствие людей на рисунках может указывать на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка.
Если мальчик в возрасте шести или семи лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйся, это нормально. Таким образом, он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка шести-восьми лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Цвет  передает  эмоции.

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие которых в рисунке преувеличено или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий – цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительности.
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у  малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

К тому же частое использование фиолетового говорит о том, что у вашего ребенка хорошо развита фантазия.
Зеленый. Этот цвет может свидетельствовать об усталости ребенка и его желании побыть одному. Также частое использование зеленого цвета присуще независимым и упрямым детям. Если ребенок рисует зеленым цветом на протяжении определенного периода, значит, сейчас для него важно настоять на своем, самоутвердиться, заявить о своем «я».

Красный. Красный цвет используют в своих рисунках легковозбудимые и гиперактивные детки. Он может свидетельствовать об агрессивном настроении либо о необходимости выброса энергии. Обеспечьте своему малышу такую возможность!
Серый. Сам по себе этот цвет ни о чем не говорит, так как относится к нейтральным. Однако чрезмерное использование его в рисунках может свидетельствовать о том, что ребенку не хватает позитивных эмоций.

Коричневый. Не самый хороший цвет, он показывает, что ребенку неспокойно, его не устраивает нынешнее положение вещей, что в душе присутствует дискомфорт, который зачастую выразить словами ему в таком возрасте тяжело.

Черный. Рисунки в черном цвете должны насторожить родителей. Они сигнализируют о том, что ребенок находится в крайне подавленном состоянии и углубился в свои проблемы. Это немой крик о помощи! Увидев, что малыш часто берет в руки черный карандаш, попробуйте поговорить со своим ребенком, почаще старайтесь вызвать у него положительные эмоции:  отправьтесь всей семьей на отдых на несколько дней, а если такой возможности нет – то проводите время с малышом чаще: гуляйте на природе, разговаривайте, вместе играйте в любимые ребенком игры.

Педагог- психолог Шипицына Татьяна Юрьевна

 

Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка»

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.images/16-17/psiholog

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

 

Педагог-психолог Шипицына Т.Ю.

 

Эпоха «Я – сам!»

«Кризис упрямства»- эти слова, наверное, знакомы каждому, кто имеет счастье быть родителем. Фактически первые «звоночки» обычно раздаются вскоре после того, как ребенку исполнится два года. У каждого ребенка, свой темп развития – не только физического, но и психического, и социального. Поэтому одни детишки дорастают до этого знаменательного этапа чуть раньше, другие – чуть позже, ближе к трем годам.

Но так или иначе никого не минует чаша сия…

А к трем с половиной годам напряжение начинает понемножку спадать.

Скорее всего, у вас уже было немало возможностей столкнуться с проявлениями характера вашего крохи. Но то, что происходит с детьми на третьем году жизни, действительно запоминается надолго!

Но такое поведение вполне объяснимо, а значит, простительно. Третий год жизни – великая эпоха, которая проходит под девизом «Я САМ!».

Первые шаги на пути к независимости ребенок, безусловно, начал делать уже давно, но два года – определенный перелом, когда стремлением все сделать самостоятельно становится ведущим. С другой стороны, ребенок ведь остается ребенком – маленьким, не слишком уверенным в себе, не слишком умелым. Он по-прежнему боится одиночества, разлуки с матерью, нуждается в ее помощи и защите.

Мир двухлетнего ребенка полон противоречий: он стремится ко всему новому и при этом желает, чтобы  все и всегда оставалось как было. Его желание  и настроение меняются с катастрофической скоростью. Неизменной величиной остается лишь одно – его упорство, неистребимое желание всегда и во всем стоять на своем.

Давайте же подробнее обсудим, что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку пройти этот трудный и важный этап развития, получив как можно меньше негативного опыта и побольше позитивного.

Самостоятельность или безопасность?

Вы не можете и не должны спокойно наблюдать,  как ваше чадо хватает острые ножи, отнимает еду у собаки или пытается воткнуть спицу в розетку. Но не рекомендуется в таких ситуациях обходиться простым «нельзя!». Ребенку совершенно необходимо, чтобы вы:

- во-первых, объясняли ему, в чем именно состоит опасность;

- во-вторых, по мере приобретения им новых навыков предоставляли ему все больше свободы, то есть не запрещали больше, чем нужно.

Запрещая без объяснений и наказывая за активность, вы подвергаете ребенка очень большому риску. Ведь он будет считать, что вся опасность и сводится только к родительскому наказанию. Собственного же представления о том, что опасно, а что нет, он так и не получит.

Прежде всего, хорошенько подумайте о том, что действительно необходимо убрать от малыша подальше. Если вы отнесетесь к своему ребенку и его способностям с должным уважением и доверием, то обнаружите, что таких вещей в доме не очень-то и много! Острые ножи, важные документы, в самом деле, совершенно не нужны двухлетнему ребенку.

Как можно чаще говорите ребенку «да»! Если дитя желает мыть посуду – пусть моет! Боитесь, что разобьет?  Дайте ему пластиковые емкости. Хочет помогать вам готовить? Пускай!  Дайте ему, например, вареную картофелину и пластмассовый «одноразовый» нож, пусть режет на здоровье. Точно таким же образом вы можете постепенно допускать юного деятеля во все сферы домашнего хозяйства. Пройдет буквально год – другой, и вы с удовольствием обнаружите, что он действительно помогает, а не мешает вам.

Даже если бы вам действительно удалось удалить из поля зрения ребенка все опасные для него предметы, это не сослужило бы ему доброй службы. Запреты и наказания так же необходимы маленькому человеку, как и любовь.

Педагог-психолог  Шипицына Т.Ю.

 

Как часто нужно обнимать ребенка?

Обнимать ребенка – это естественная потребность каждой мамы, способ выразить свою любовь, нежность и готовность защитить. А что значат прикосновения и объятия для ребенка?

Обнимать ребенка,

выстраивая эмоциональную связь

Новорожденный младенец не очень четко видит и слышит, он не понимает смысла слов, которые говорит ему мама, хоть и чувствует их ласковую интонацию. Но, когда мама обнимает ребенкадаже в первые часы своей жизни он уже чувствует ее тепло, ее знакомый запах. Малыш привыкает к этим ощущениям, он запоминает, что появление мамы несет с собой комфорт и чувство безопасности.

Таким образом, зарождается крепкая эмоциональная связь между мамой и ее ребенком. В раннем детстве она проявляется в том, что малыш улыбается, видя маму, и тянет к ней ручки. В более взрослом возрасте эмоциональная близость выражается в доверии, когда ребенок делится с матерью своими эмоциями и проблемами, горестями и успехами.

Американский антрополог и философ Эшли Монтегью в своей книге писал, что «объятия пробуждают в детях способность любить, ребенок, которого не обнимали до семи лет, уже не будет способен на глубокие чувства».

Обнимать ребенка,

помогая ему развиваться

Объятия и прикосновения не только дарят ребенку положительные эмоции, но и помогают его развитию. Например,

новорожденные абсолютно здоровые дети, которые растут вне семьи (в домах малютки), получая весь необходимый уход, включающий массаж, гимнастику, закаливание и выкладывание на животик, со временем начинают заметно отставать в развитии от своих сверстников, просто потому, что лишены объятий и прикосновений.

Со временем, по мере взросления ребенка, его потребность в родительских объятиях естественным образом снижается. Он становится более независимым, у него появляются друзья и свой круг интересов. Но желание обнять маму, приласкаться, время от времени возникает у всех детей.

Есть мнение, что часто обнимать ребенка вредно, так как в этом случае он вырастет капризным, плаксивым, и ему трудно будет выстраивать отношения со сверстниками. Исследования детских психологов говорят об обратном. Дети, которых родители не ограничивали в объятиях и проявлениях нежности, вырастают более уверенными в себе, спокойными, уравновешенными и контактными.

Обнимать ребенка,

когда он в этом нуждается

Сколько объятий нужно ребенку? По словам Вирджинии Сатир, известного американского психолога, «нам нужно 4 объятия в день для выживания, 8 объятий для поддержки и 12 для роста». На самом деле, потребность в объятиях у каждого ребенка индивидуальна. Поэтому все-таки не стоит обнимать ребенка всякий раз, когда у мамы возникает такое желание. Дети, особенно маленькие, устают, если их постоянно целовать, обнимать и тискать. Выход – прислушиваться к собственному малышу, наблюдать за его поведением и обнимать ребенка тогда, когда ему это необходимо.

Не надо обнимать и целовать ребенка, если он чем-то занят или увлечен. Тем более не стоит обнимать ребенка, когда он ест. Это касается и грудничков, которые могут просто уснуть, если обнимать и гладить их во время кормления, и детей постарше, которых объятия отвлекают от еды.

Как обнимать ребенка – зависит от ситуации. Если малышу пора спать, мама просто прижимает его к себе, тихо напевая колыбельную. Смотреть в глаза ребенку или разговаривать с ним в этот момент не стоит – это активирует его умственную и психическую деятельность, и ребенок может не уснуть.

А вот во время игры с ребенком или чтения книжек вполне уместно обнять его, погладить по голове или взять за ручки, глядя в глаза.

Положительные эмоции, которые испытывает при этом малыш, способствуют его развитию и запоминанию информации.

Дети обычно сами показывают, когда им требуются объятия. Малыш забирается к маме на колени, прижимается к ней, берет за руку. Психологи уверены, что таким образом дети избавляются от стресса, страха, неуверенности. Если лишить ребенка тактильного контакта, это может привести к серьезным проблемам, в том числе к депрессиям, неврозам и психозам.

Объятия и прикосновения для ребенка имеют тот же эффект и для мамы. Обнимая своего малыша, прижимая его к себе, мама тоже испытывает эффективную психологическую разрядку, моральный отдых и облегчение.

Обнимайте своих детей – это важно и для них, и для вас! Желаем вам удачи в еще более глубоком познании своего ребенка!

С  уважением, педагог-психолог  Демина Н.С.

Обновлено 18.05.2016 14:40
 

Сказкотерапия

Сказки... Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства... Какие сказки мы полюбили больше всего? Какие сказки нам читали родители? И какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки – развивающие правильное восприятие мира. Интересные сказки – полные таинственности и чудес. Красивые сказки – прекрасные и содержанием и иллюстрациями. Сказки, которые учат добру. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Когда мы смотрим на своих детей, мы часто задаемся вопросами: что мы можем сделать для того, чтобы их детство было не только счастливым, но и служило фундаментом для создания счастливой судьбы? На что нужно направить наши усилия, чтобы обеспечить не только физическое, но и психологическое здоровье ребенка? Как воспитать в нем веру в себя и свои возможности, научить его не бояться делать ошибки и исправлять их, вселить в него уважение и чуткость по отношению к окружающим?

От  того, насколько грамотно и бережно мы подойдем к этим и другим вопросам воспитания наших детей, зависит их видение мира и своего места в нём. Но как научить ребенка верить в себя, в свои силы?

На помощь приходят сказки!

Первым делом, давайте подумаем, существует ли что-то, что способно связать воедино язык взрослого и ребенка? Конечно же, это сказка, потому что сказка понятна и взрослым и маленьким.

Вы обращали внимание, как дети слушают искусного рассказчика? Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети не просто слышат голос рассказчика, они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные линии рассказа.

Сказка увлекает, сказка трогает, сказка забавляет. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хочет, чтобы ребенок думал. Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит ярким и сильным человеческим чувствам, хранит в себе нравственные постулаты и передает их от сердца к сердцу.

Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире.

Врачующая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, получившего название «сказкотерапия». Есть еще немало людей, у которых этот термин вызывает улыбку, и отношение как к несерьезному, «детскому» методу. Но, познакомившись со «сказкотерапией» поближе, большинство изменяет свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии, и один из самых молодых методов в современной научной практике.

Возможно, у некоторых появится вопрос: «Если сказка сама по себе обладает такими терапевтическими свойствами, то зачем тогда нужен взрослый?»

Процесс сказкотерапии не исчерпывается только грамотным подбором и сочинением сказок для ребенка. Он должен сопровождаться подробным обсуждением её сюжета после прочтения. Вы спросите, зачем?

Для этого надо понимать, что происходит, когда вы читаете или рассказываете сказочные истории вашему ребенку. В этот момент в его бессознательном формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. Это набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и прочее. Но если сказочные и мифологические истории не обсуждаются с ребенком, этот «банк», эти знания находятся в ПАССИВНОМ состоянии.

Когда взрослый обсуждает с ребенком сказочные истории, он осмысливает вместе с ним ЖИЗНЕННЫЕ УРОКИ, ища параллели с реальными явлениями. Тогда этот «банк» знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности.

Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких «серьезных» вещах? Важно и не рано! Более того, позже может быть уже поздно! Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия, сегодня, особенно актуальна!

И в заключение…

Уважаемые родители, помните, пожалуйста, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество испытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Вашим детям пройти через эти испытания с помощью сказки. Успехов Вам!

 

С уважением,  педагог-психолог  Демина Н.С.

 

Детская агрессивность

Обновлено 04.03.2016 17:01
 

Детская ревность

 

Рождение братика или сестренки настоящий переворот в жизни! Для мамы и папы это огромная радость. А что это для вашего старшего ребенка? Для него это непредвиденное событие. Теперь нужно делиться своими игрушками, своим жизненным пространством, а самое главное любовью родителей.

Сначала новорожденный воспринимается старшим ребенком как новая игрушка: ее любопытно потрогать, ей можно порадоваться. Но спустя некоторое время Вы заметите, что все изменилось. Вашему первенцу стало ясно, что младенец обосновался на его территории навсегда. При этом он много спит или проводит время у мамы на руках.

Чем меньше возраст старшего ребенка, тем проявления ревности у него будут более откровенными. Некоторые дети становятся агрессивными по отношению к младенцу, но еще чаще – по отношению к родителям, так несправедливо поступившим с ним.

Другие детишки начинают неосознанно копировать поведение новорожденного, чтобы проверить, по-прежнему ли они любимы взрослыми. Наиболее часто встречается мочеиспускание в постели, ребенок может вновь начать сосать палец, грызть ногти, постоянно ныть. Главное для маленького ревнивца – привлечь к себе внимание родителей, пусть даже негативное.

Не ругайте ребенка, если он делает глупости. Не стоит наказывать его за мокрые штанишки, ведь, судя по всему, ваш первенец страдает. Он страдает без вашей любви. Всеми своими действиями он как бы говорит: «Я тоже маленький! Я боюсь, что ты меня разлюбишь. Мне не хватает внимания!»

Важно помнить, что детскую ревность лучше предупредить, чем с ней бороться. Физические потребности новорожденного, безусловно, требуют удовлетворения, но сейчас не менее важно удовлетворять эмоциональные потребности старшего ребенка. Старайтесь как можно чаще уделять время своему ревнивцу. Чудесно посидеть около колыбели спящего младенца, однако он не обратит внимания на то, сколько времени Вы провели рядом с ним. Не трудно догадаться, кто обязательно это заметит.

Запаситесь любовью, помните, что полностью предотвратить ревность не удастся, но можно свести ее до минимума. Чтобы не провоцировать вспышек детской ревности, дайте понять своему старшему, что по-прежнему любите его. Вот несколько советов, как направить детскую ревность в нужное русло.

  • Не забывайте о том, какое большое значение для Вашего первенца имеют привычные ситуации. Не допускайте опасных ошибок: не отдавайте комнату старшего ребенка, его кроватку или игрушки вновь прибывшему малышу. Если раньше Ваш первый ребенок на ночь всегда слушал сказку или имел другой привычный ритуал отхода ко сну, обязательно сохраните этот порядок. Вспомни все привычные для него традиции и по возможности верните привычный ход вещей.
  • Не забывайте, что Ваш старший ребенок тоже еще маленький. По сравнению с хрупким новорожденным старший малыш кажется Вам Гулливером. Но как бы последний ни выглядел, и в три года, и в пять он остается маленьким ребенком. Боритесь с инстинктивным побуждением требовать от старшего того, о чем бы Вы не подумали еще пару недель назад. Избегайте команд и поступков, сигнализирующих: «Не прикасайся!» Доверяйте младшего ребенка старшему. Поощряйте объятия и проявления любви. А если боитесь за кроху, научите старшего проявлять свою любовь безопасным способом: например, посылать воздушные поцелуи или щекотать пяточки.
  • Дайте маленькому ревнивцу поручение, которое будет выполнять только он. Например, выбирать, какие носочки надеть младенцу, или петь ему перед сном песенку. Если Вы будете пытаться наверстать упущенное в общении с первенцем тогда, когда младший спит, старший все равно это поймет. Сознание того, что к нему проявляют внимание по остаточному принципу, ущемляет достоинство ребенка.
  • Делите с мужем время, которое Вы проводите с каждым малышом. Двое родителей – двое детей. Папа может пойти со старшим в цирк или театр, поехать на экскурсию. Делайте вместе с супругом все возможное, чтобы старший ребенок не чувствовал себя в изгнании. В конце концов, напомните маленькому ревнивцу, что у него есть преимущества. Его младший братик или сестричка не могут петь, танцевать или бегать. Кроме того, младенцам не разрешают есть мороженое, шоколадные конфеты и смотреть мультики. Вот уж действительно, позавидовать нечему – одна зеленая тоска!

И помните, детская ревность – проблема решаемая. А если вам не удается справиться с ней самостоятельно, обратитесь к детскому психологу.

С уважением,  педагог-психолог Демина Н.С.

 

У страха глаза велики...

 

Ребенок - загадка для родителей! Ему ничего не стоит забраться с приятелями на крышу высотного дома, сесть на ограждение и свесить ноги вниз. А вечером вы с трудом узнаете свое бесстрашное чадо в бледном, вздрагивающем от каждого шороха существе, - так подействовал на него фильм -"ужастик", показанный по телевизору.

Чего на самом деле боится ваш ребенок? Какие страхи нормальны для его возраста, а какие – симптомы нервного расстройства? И как родители могут тут помочь?

Увы, многие из нас вообще уверены, что неврозы и депрессии – удел перегруженных взрослых. Между тем специалисты знают, что дети страдают неврозами гораздо чаще, чем взрослые. А неврозы взрослых практически всегда имеют корень в детском возрасте.

Чего боятся дети? Страхам здоровых ребят разного возраста всегда предшествует реальный повод: определенные житейские ситуации, фильмы, страшные истории, рассказанные приятелями. У детей до года наблюдается беспокойство при громких звуках или при приближении крупного предмета. Годовалые дети особенно чувствительны к волнению матери: мама улыбается – ребенок спокоен, мама напугана – страх овладевает и малышом. В 2-3 года у ребенка появляется страх боли, врачей, а также боязнь сказочных образов, олицетворяющих зло. В возрасте 4-5 лет дети боятся различных животных, стихийных бедствий (пожаров, землетрясений, воды), темноты, высоты. Дети в 6-7 лет начинают осознавать возможность собственной смерти и потери близких. У школьников появляются страхи, связанные с новой у них социальной ролью: страх порицания, боязнь не оправдать надежды родителей, учителей и товарищей.

Все перечисленные страхи относительно просты, понятны и, в той или иной степени, свойственны всем детям. И, тем не менее, даже всем знакомые детские переживания требуют от родителей внимательного и тактичного отношения. Например, если ваш ребенок боится засыпать в темноте или оставаться один в комнате, ни в коем случае нельзя подвергать его «закаливанию» и запирать одного в темноте, чтобы «привыкал». В этом случае ребенок не только не избавится от своего страха, но приобретет еще и новый – страх родительского гнева или насмешки. А это уже невроз.

Вообще, чего бы ни боялся ваш ребенок, каким бы пустяком ни казался вам его страх, нужно показать ему, что вы его понимаете, что в его страхе нет ничего ненормального, что и вы, и все люди в его возрасте боялись темноты, или одиночества, или непонимания товарищей.

Многие родители относятся к детским страхам как к капризам и даже наказывают за них. Это неправильно и очень опасно. Ведь страх – одна из основных эмоций, свойственных людям. В нем нет ничего противоестественного. Страх предупреждает о возможной опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать новые, менее опасные пути достижения цели. В этом смысле можно рассматривать страх как этап становления самосознания человечества.

Если ребенок не встречает на этом пути понимания родителей, то просто замыкается в себе, пытаясь найти выход из своих переживаний самостоятельно. А не найдя такого выхода, зацикливается на своем страхе и приобретает фобию.

Фобия – это страх, ставший навязчивым. Ребенок становится неуверенным в себе, молчаливым или, наоборот, вспыльчивым и агрессивным. С одной стороны, он понимает беспочвенность своего страха, а с другой никак не может от него избавиться. Фобии могут быть различными. Самые распространенные - боязнь закрытых помещений, страхи, связанные с общением, страхи различных заболеваний.

Также развитие невротических страхов у детей может быть обусловлено генетически. Поэтому родители с тревожно-мнительными чертами характера должны быть особо внимательны к своим детям.

Невротические страхи устойчивы и, как правило, сопровождаются следующими расстройствами: сердцебиением, жаром, ознобом, бессонницей, потерей аппетита и другие. Очень важно при первых же проявлениях невротического страха обратиться к врачу. Через два-три месяца лечения неврозы обычно проходят.

Если при неврозе ребенок понимает необоснованность своих страхов и хочет от них избавиться, то при так называемых «бредовых» страхах дети убеждены, что им есть чего бояться. Ребенок становится подозрительным, постоянно отмечает враждебное отношение к себе со стороны окружающих, пытается от них защититься. Такого рода страхи особенно опасны и требуют немедленного обращения к психоневрологу.

К сожалению, не все родители понимают, сколь хрупка психика их ребенка. Неудачная насмешка или грубый окрик могут серьезно ранить его и привести к неврозу, который деформирует его характер. Не менее важна и хорошая, дружная обстановка в семье. Для душевного здоровья ребенка имеет значение не только то, как родители обращаются с ним, но и их отношения друг к другу. Для того чтобы у ребенка закрепился страх, вовсе не обязательны скандалы, достаточно того, что мать постоянно нервничала.

В недавнем времени к нам пришел новый термин – «качество жизни». Что это? Материальное благополучие, как думают многие? Нет, это, прежде всего, психологический комфорт личности. Проблема, однако, в том, что психологический комфорт не появляется вдруг, по нашему желанию. Его нужно долго и тщательно формировать, следя за психическим состоянием ребенка с самого рождения. И ответственность за это процесс целиком лежит на родителях.

 

С уважением, педагог-психолог Демина Н.С.

 

Готовность к школе

«Готовность к школе»

Часто родители  пребывают в  некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребёнок необязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого ещё сложно  и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего, необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже в процессе получения знаний, ребенок, будет способен их усваивать. К этому будет готов мыслительный аппарат, у ребенка появятся мотивация к обучению и контроль над своими действиями.

Часто бывает, что ребенок хорошо читает, считает, пишет. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем удобном знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуются. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очевидной допущенной ошибке не стремится её исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если он не понял, не расслышал задание. Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить ещё и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически  к школе не готового.

Существует ещё и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие говорят, что придется выполнять домашние задание. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное  отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему - не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и  считается мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы можете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми – значит обрекать его на муки.

Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность ребенка к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.

С  уважением,  педагог-психолог  Демина Н.С.

 

О капризах детей

Каприз – это бурные и гневные проявления злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, кусается, царапается, швыряет вещи, даже пытается сделать больно самому себе.

Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью. Даже самые спокойные, мягкие и послушные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет определенного возраста, который бы назывался «временем капризов». Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если ему все же удалось добиться своего  с помощью каприза, то он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще. Иными словами, ваша неверная реакция на капризы – наиболее частая причины, из-за которой они повторяются.

Прежде чем применять какие-то исправительные меры, нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребенка. Причем правило это не имеет исключения.

КАК ЖЕ ПОБЕДИТЬ  КАПРИЗЫ?

  1. Как только ребенок начнет капризничать – откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако ничем его не вознаграждайте.
  2. Если Вам не удалось это сделать, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев, это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир в том, в том, что у него «жестокие родители».
  3. Самые излечимые способы капризов те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают его понять, что Вы никогда не отнесетесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, чтобы он ни делал. Ваши близкие, чьим мнением вы, конечно, дорожите, поймут Вас, так как сами прошли такой же крестный путь. Не придавайте значения чувству неловкости, растерянности, которое обычно возникает при этом, потому что Ваши отношения с ребенком гораздо важнее, чем отношения с близкими. Если ребенок капризничает в магазине или многолюдном месте, где бы вы не хотели «ударить лицом в грязь» перед окружающими, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле, сколько ему будет угодно.

Первые капризы чаще всего начинаются дома. Это объясняется тем, что ребенок большую часть проводит дома в обществе родителей. Так что, если Вы справитесь с первым капризом, то Вы легко можете избежать повторения в общественных местах. Помните, что гораздо легче осилить первый по счету каприз или шестой, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала и тогда Вам не придется долго страдать.

Когда буря утихнет, поговорите с ребенком ласково, расскажите, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше, но сообщите ему также, что не все дети поступают подобным образом – поскольку каприз может повториться. Уверьте ребенка, что Вы все равно его любите и убеждены, что он никогда не станет вести себя так плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется.

Такая реакция на капризы ребенка столь же важна, как и те рекомендации, что предложены выше. Подобный разговор с ребенком необходим, чтобы у него не возникло чувство вины, как это нередко случается после бурных всплесков. Вместо того чтобы упрекать ребенка, угрожать, лучше напомнить ему, что он уже достаточно наказал себя сам. И покажите ему, что вы все же любите его, хотя поведение не было похвальным. Наблюдайте и управляйте бурными проявлениями ребенка. Это легче, чем изменять его поведение.

Педагог-психолог Демина Наталья Сергеевна

 

Обновлено 06.12.2015 19:58
 

Адаптация к ДОУ

АДАПТАЦИЯ РЕБЁНКА К ДОУ

Период начала систематического посещения детского учреждения очень сложен для каждого ребёнка.

Различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую, среднюю и тяжёлую. При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, а сон налаживается за 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. Могут замедляться темпы развития.

Для того, чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтобы родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это может быть и приход мамы или бабушки ребёнка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребёнка к яслям: сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже – на несколько часов оставляет его с воспитателями.

Желательно, чтобы родители знали: даже если ребёнок легко и быстро привык к яслям, не следует его оставлять на 8-10 часов. Поскольку при переходе к новому укладу жизни ребёнка меняется всё: режим, окружающие его взрослые, дети, обстановка, пища. Очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребёнка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребёнком перед сном, попросить помочь убрать игрушки, почитать его любимую сказку, докормить обедом, предложить поиграть в лото).

Родителям необходимо заранее подготовить ребёнка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские площадки и парки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей.

Не обольщайтесь радостными надеждами, что малыш легко и радостно будет ходить в  сад каждый день, а вечерами будет встречать вас весёлый и здоровый. Не стоит планировать, что вы сразу сможете работать в полную силу по плотному графику. Иллюзии на этот счёт могут привести лишь к дополнительным стрессам. Нередко мама, столкнувшись с реальностью, начинает, сознательно или неосознанно, обвинять ребёнка во всех этих неприятностях, и соответственно с ним себя ведёт, а это усугубляет их и без того тяжёлое эмоциональное состояние. Если же мама принимает возможные сложности как вполне вероятный, хоть и неприятный факт, то её поведение будет вполне реалистично, она способна оценить ситуацию, найти из неё выход и помочь ребёнку.

Если родители решили привести ребёнка в ясли, им необходимо прийти накануне к воспитателю, рассказать о своём ребёнке и поинтересоваться, не ожидается ли на следующий день приход нескольких новых детей.

Когда придёт время оставить ребёнка в саду одного, заранее предупредите его об этом. Хотя бы первое время приходите за ребёнком пораньше, и ни в коем случае не опаздывайте.

С пониманием отнеситесь к его «необоснованным», на ваш взгляд просьбам и капризам. Он может попроситься на руки, чтобы вы его поносили, как маленького, может отказаться сам есть или побоится засыпать один. Не волнуйтесь – это не результат избалованности, а следствие усталости и тоски по маме. Пойдите ему на встречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Помните, малышу сейчас тяжело, он перегружен впечатлениями и очень устаёт. Поэтому ему так важна ваша помощь. В целом старайтесь вести себя с ребёнком так, будто вы оба давно привыкли к тому, что он ходит в детский садик.

Уважаемые родители!

Если Ваш ребёнок всё ещё с трудом расстаётся с Вами по утрам и испытывает отрицательные эмоции, предлагаем несколько советов, которые помогут наиболее безболезненно оставлять малыша утром в группе.

  • Скажите ребёнку уверенным и доброжелательным тоном, что Вам пора идти.
  • Поцелуйте его, словно ничего не происходит, и уходите не задерживаясь.
  • Продемонстрируйте свою уверенность в воспитателе, обратившись к нему с такими, например, словами: «Вижу, у вас сегодня ожидается сегодня весёлый день».
  • Скажите ребёнку, как он может определить время, когда Вы должны за ним прийти (например, сразу после обеда), и будьте точны.
  • Попрощавшись, уходите не оборачиваясь.

Уже через несколько дней эмоциональное напряжение во время утренних расставаний с ребёнком снизится.

Надеемся, данные рекомендации помогут Вам и вашему ребенку легче адаптироваться к детскому саду.

С  уважением, педагог-психолог  Демина Н.С.

 

Уполномоченный по защите и реализации прав участников образовательного процесса

Уполномоченный по защите и реализации прав участников

образовательного процесса

в МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка»

Дубченко Наталья Сергеевна

(педагог-психолог)

Если Вы оказались в трудной ситуации, или знаете о случаях жестокого обращения с детьми, Вы можете обратиться к уполномоченному с целью помочь детям, оказать им помощь!

Основная цель деятельности Уполномоченного - реализация и защита прав и законных интересов детей в образовательном учреждении в рамках образовательного процесса.

Задачи деятельности Уполномоченного:

-   обеспечение взаимодействия воспитанников, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и других участников
образовательного процесса по вопросам реализации и защиты прав и
законных интересов детей в образовательном учреждении;

-    содействие правовому просвещению участников образовательного
процесса.

Вашему вниманию представлены номера различных органов и учреждений профилактики, по которым Вы можете связаться со специалистами:

3-65-88; 6-76-26

Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области

по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району.

Адрес: пр. Дружбы Народов, 46;

3-33-22 Отдел опеки и попечительства граждан;

3-02-01; 2-51-95

телефон доверия ОГКУ СО «Центра социальной помощи семье и детям по

г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району».

Адрес: пр. Дружбы Народов, 56;

3-61-95

Инспекция по делам несовершеннолетних МО МВД РФ. Адрес: Интернационалистов, 14;

98-191

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования г. Устъ-Илимск

89501096437

Солдатова Галина Евгеньевна,

главный специалист отдела дошкольного, основного и дополнительного

образования Управления образования Администрации

города Усть-Илимска,

уполномоченный по защите прав и реализации законный интересов

участников образовательного процесса;

89501182419

Бохон Ксения Эдуардовна, социальный работник ОГБУЗ «Городской детской поликлиники»;

Также в сентябре 2010 года в Российской Федерации Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации введен единый общероссийский номер детского телефона доверия 8-800-2000-122 (звонок является бесплатным и анонимным).

При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети в трудной жизненной ситуации, подростки и их родители, иные граждане могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается специалистами уже действующих в субъектах Российской Федерации служб, оказывающих услуги по телефонному консультированию.

Конфиденциальность и бесплатность - два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.

 

 

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК?

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться.

Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм.

Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. Причем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Обучение можно проводить и дома в игровой форме. Например, мама дома – просто мама, добрая и ласковая, а на работе – врач, бухгалтер, и она становиться там другой – строгой, деловой, собранной. У тебя же теперь тоже новая роль – роль школьника, и вести себя надо соответственно.

До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. Для 1 класса норма – счет в пределах 10, понятия «больше – меньше», этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

  1. чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;
  2. рисуйте «кривулечки», дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;
  3. раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;
  4. возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);
  5. затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;
  6. научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми нитками. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;
  7. лепите из пластилина, вяжите – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;
  8. покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе.

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20 – 25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

С уважением педагог-психолог Лукошко М.А.

Обновлено 10.04.2013 13:40
 

ТЕСТ «КАКИЕ ВЫ РОДИТЕЛИ?»

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным вопросам?
  3. Интересуются ли дети вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей вашего ребенка?
  5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
  6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
  7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли ваши дети в подготовке к праздникам?
  9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
  10. Бываете ли вы вместе с детьми в театре, на выставках, концертах?
  11. Обсуждаете ли вы вместе с детьми телепередачи?
  12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  13. Участвуете ли вы вместе с детьми в походах, экскурсиях, прогулках?
  14. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?

Ключ к тесту:

Поставьте себе по 2 балла за каждый положительный ответ, по 1 баллу – за ответ «иногда», 0 баллов за отрицательный ответ.

Подсчитайте очки.

Если вы набрали более 20 баллов, то у вас все благополучно в общении с детьми.

Если в результате получилось от 10 до 20 баллов, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.

При результате ниже 10 баллов можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.  Пока не поздно наверстывайте упущенное!

 

Наказывая, подумай: «Зачем?!»

  1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.  Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  3. За один раз – одно! Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый.  Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  4. Срок давности.  Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные родители ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.  Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск душевного развития.
  5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан.  Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова.  Не мешайте начинать жить сначала!
  6. Без унижения.  Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение.  Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  7. Ребенок не должен бояться наказания.  Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.
(В. Леви)

Обновлено 10.04.2013 13:38
 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ по созданию благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.

Если у вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте его. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении.  Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задавать нейтральные вопросы: «Чем занимался?»,  «Как твои успехи?» и т.д.

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Обновлено 10.04.2013 13:36
 

 
© CopyRight МБДОУ д/с № 40 «Сороконожка», создание сайта: «Меридиан»