В одной компании коза, сорока и пчелка
Моему Артемушке 1 год 7 месяцев, но он еще не начал говорить. Только – «мама, папа, киса…». Мы с сыном часто читаем, рассматриваем картинки. Он понимает много слов, но… Что делать?
Начните с самого простого и эффективного.
Пальчиковые игры – тот благодарный материал, который помогает разговорить самого молчаливого кроху. Движения пальцев будят речевые центры в коре головного мозга и заставляют их работать. Наши бабушки в совершенстве владели пальчиковыми играми, и этот опыт надо сохранять. Возьмите детскую ручонку в свою и начните рассматривать пальчики. Назовите каждый из них, погладьте, затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст нужный тонус мышцам рук, подготовит их к выполнению последующих упражнений. Таких игр придумано довольно много. Когда будут освоены и «Коза-дереза», и «Мальчик-с-пальчик», и «Сорока», можно изучить что-нибудь посложнее.
Например, «Пчелиный улей».
Что за дом-кубышка?
(Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленные глаза.)
Кто живет там? Мышка?
(Со всех сторон рассмотрите кулачок.)
Нет! Что вы, что вы!
(Возмущенно помахать руками.)
Живут в доме пчелы.
(Потрясите кулачок, поднесите его к уху.)
Пчелы летают …
(Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)
Деток в доме считают.
(Ребенок снова сжимает кулачек.)
Один, два, три, четыре, пять …
(Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
Мы не будем им мешать.
(Заведем руки за спину – как будто что-то спрятали.)
Пчелки мед соберут …
(Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше …) дадут.
(Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.
Старайтесь заниматься с малышом регулярно, и результат наверняка не заставит себя долго ждать.
Чему именно следует, прежде всего, уделить внимание в повседневной жизни, развивая речь ребенка?
Период активного развития речи начинается на втором году жизни. Важно помнить, что речь будет развиваться не сама по себе, а обязательно с помощью взрослого на основе предметной деятельности.
Родители – это первые учителя, которые могут удовлетворить растущие потребности малыша в общении и научить его обращаться с предметами.
Чем бы вы ни занимались с ребенком, разговаривайте с ним, не оставляйте незамеченной каждую его попытку поговорить, обратиться к взрослому, учите не только различать и называть предметы в ближайшем окружении, но и строить простые предложения. Комментируйте любые события, например, так: «Папа поехал на машине. Мама пьет чай. Бабушка спит»
Старайтесь расширять круг впечатлений ребенка, говорите ему о занятиях взрослых, играх детей, в доступной форме рассказывайте о явлениях природы. В ходе беседы малыш должен научиться отвечать на вопросы «Кто это?», «Что делает?».
Очень полезны занятия с использованием картинок. Например, на картинке изображена чашка, ребенок произнес нужное слово. Сразу же предложите ему: «Посмотри, есть ли на столе чашка? Покажи мне ее». Или назовите и покажите какой-то предмет обстановки, а затем попросите ребенка отыскать его на картинке. У ребенка, который вообще не говорит, такое упражнение развивает способность понимать чужую речь, а это очень важно. А ребенку, освоившему элементарную речь, подберите простые сюжетные картинки типа «мальчик моет посуду», «дети спят», «папа читает газету» и попросите рассказать, что на них нарисовано. Помогите малышу, задавая наводящие вопросы. Вопросы по картинке должны быть короткими и ясными.
Ребенок в этом возрасте может оставаться невнимательным. Это объясняется тем, что при большом разнообразии интересов маленький ребенок может сосредоточить внимание на чем-то одном лишь на короткое время. Поэтому каждый раз при обращении к ребенку сначала убедитесь, что он вас видит и слушает.
Основным показателем речевого развития двухлетнего ребенка является на столько произношение звуков, слогов, слов, фраз, сколько понимание обращенной к нему речи. В этот период очень велика разница между количеством понимаемых и произносимых слов. Создается такое впечатление, будто малыш все понимает, но ничего не произносит. Если ребенок хорошо понимает обращенную речь, с интересом слушает взрослых, узнает названия окружающих его предметов, картинок, выполняет элементарные бытовые просьбы, поручения типа: «Возьми», «Пойди», «Дай», будьте спокойны – его речевое развитие протекает нормально, наступит время и ребенок заговорит.
Говорите с ребенком правильно!
«Детские слова» могут препятствовать развитию нормальной речи ребенка. При общении с малышом необходимо соблюдать одно важное правило: не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова, как «бибика» (машина), «коко» (яйцо), «бака-бака» (собака), «ня» (на, возьми). Помните, что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью.
На втором году дети уже могут отличать девочку от мальчика не только в жизни, но и на картинках. Рассматривая рисунки в детских книжках, попросите малыша указать, где изображена одна девочка или только мальчик, а где нарисованы дети. Научите ребенка отбирать предметы или картинки, которые имеют отношение к понятиям «животные», «пища», «одежда», «мебель», «посуда», «игрушки».
Полезно вспоминать содержание недавно прочитанной сказки, подбирать к ней соответствующие картинки, делать рисунки с помощью взрослого. Если эта работа будет проводиться постоянно, то отставания в понимании речи у ребенка не будет.
Для общего развития речи необходимо сформировать у малыша правильное звукопроизношение. Полезно показывать движения языка и губ в игровой форме, научите поднимать язык кверху, облизывать блюдечко, играть на дудочке, дуть, чмокать. Играйте перед зеркалом. Скажите: «У всех людей есть рот. Рот – это такой домик, а в этом домике живет язычок. Веселый язычок выглядывает из домика, посмотрел налево, потом направо, вверх, вниз». Научитесь ждать реакции сына или дочки на слова и действия.
Роль родителей в процессе развития речи ребенка трудно переоценить, ведь ваш малыш всегда рядом с вами, и в радости, и в грусти, кроме того, родители – это те люди, с которыми ребенок больше всего хочет общаться.
У большинства детей младше трех лет отмечаются тихий голос, слабое речевое дыхание, неправильное произношение многих отдельных звуков речи – в этот период развития речи подобные проявления вполне допустимы.
С уважением учитель-логопед Калинина В.В.