«Кризис упрямства»- эти слова, наверное, знакомы каждому, кто имеет счастье быть родителем. Фактически первые «звоночки» обычно раздаются вскоре после того, как ребенку исполнится два года. У каждого ребенка, свой темп развития – не только физического, но и психического, и социального. Поэтому одни детишки дорастают до этого знаменательного этапа чуть раньше, другие – чуть позже, ближе к трем годам.
Но так или иначе никого не минует чаша сия…
А к трем с половиной годам напряжение начинает понемножку спадать.
Скорее всего, у вас уже было немало возможностей столкнуться с проявлениями характера вашего крохи. Но то, что происходит с детьми на третьем году жизни, действительно запоминается надолго!
Но такое поведение вполне объяснимо, а значит, простительно. Третий год жизни – великая эпоха, которая проходит под девизом «Я САМ!».
Первые шаги на пути к независимости ребенок, безусловно, начал делать уже давно, но два года – определенный перелом, когда стремлением все сделать самостоятельно становится ведущим. С другой стороны, ребенок ведь остается ребенком – маленьким, не слишком уверенным в себе, не слишком умелым. Он по-прежнему боится одиночества, разлуки с матерью, нуждается в ее помощи и защите.
Мир двухлетнего ребенка полон противоречий: он стремится ко всему новому и при этом желает, чтобы все и всегда оставалось как было. Его желание и настроение меняются с катастрофической скоростью. Неизменной величиной остается лишь одно – его упорство, неистребимое желание всегда и во всем стоять на своем.
Давайте же подробнее обсудим, что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку пройти этот трудный и важный этап развития, получив как можно меньше негативного опыта и побольше позитивного.
Самостоятельность или безопасность?
Вы не можете и не должны спокойно наблюдать, как ваше чадо хватает острые ножи, отнимает еду у собаки или пытается воткнуть спицу в розетку. Но не рекомендуется в таких ситуациях обходиться простым «нельзя!». Ребенку совершенно необходимо, чтобы вы:
- во-первых, объясняли ему, в чем именно состоит опасность;
- во-вторых, по мере приобретения им новых навыков предоставляли ему все больше свободы, то есть не запрещали больше, чем нужно.
Запрещая без объяснений и наказывая за активность, вы подвергаете ребенка очень большому риску. Ведь он будет считать, что вся опасность и сводится только к родительскому наказанию. Собственного же представления о том, что опасно, а что нет, он так и не получит.
Прежде всего, хорошенько подумайте о том, что действительно необходимо убрать от малыша подальше. Если вы отнесетесь к своему ребенку и его способностям с должным уважением и доверием, то обнаружите, что таких вещей в доме не очень-то и много! Острые ножи, важные документы, в самом деле, совершенно не нужны двухлетнему ребенку.
Как можно чаще говорите ребенку «да»! Если дитя желает мыть посуду – пусть моет! Боитесь, что разобьет? Дайте ему пластиковые емкости. Хочет помогать вам готовить? Пускай! Дайте ему, например, вареную картофелину и пластмассовый «одноразовый» нож, пусть режет на здоровье. Точно таким же образом вы можете постепенно допускать юного деятеля во все сферы домашнего хозяйства. Пройдет буквально год – другой, и вы с удовольствием обнаружите, что он действительно помогает, а не мешает вам.
Даже если бы вам действительно удалось удалить из поля зрения ребенка все опасные для него предметы, это не сослужило бы ему доброй службы. Запреты и наказания так же необходимы маленькому человеку, как и любовь.
Педагог-психолог Шипицына Т.Ю.