Методическая копилка

Родительский клуб
Консультации

Правовой раздел

Правовой раздел

Система Orphus

Родительский клуб

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИМ ДЕТСКОГО САДА

 

Скоро в школу

Родительский клуб

на тему «Скоро в школу»

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

- смена режима сна и питания;

- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;

- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);

- смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;

- необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;

- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

- коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».

Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.

Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.

Л.С. Выготский: «….. смена социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребенка».

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях:

«За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С.М. Громбах, М.В. Антропова, О.А. Лосева и др.), то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

Понятие «положительное отношение к школе», включает в себя:

- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

НЕМНОГО ОБ ИГРЕ

Общаясь с родителями своих воспитанни­ков, часто слышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе".

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!"

Через месяц мальчик уже не кричит, а ти­хо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра - пу­стое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая де­ятельность - основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окру­жающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоот­ношения со сверстниками, происходит ста­новление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность по­ведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим же­ланиям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы до­школьники умели распределять и разыгры­вать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в дет­ский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей по­ложительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младше­го возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой.

Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические про­блемы.

Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала ус­пешной и принесла им радость.

Восемь советов родителям будущих первоклассников

1. Самое главное - поговорить с учительницей. Она должна стать «второй мамой», со­здать комфортную для учебы среду.

2.  Поговорить с родителями о том, что они думают об этом учебном заведении.

3.  Школа должна быть рядом с домом.

4. Зайдите на сайт школы и внимательно его изучите.

5. Новое школьное здание необязательно означает хорошую школу.

6.  Выбирая школу для гиперактивного или, наоборот, медлительного ребенка, нужно прежде всего выбирать учительницу. Она должна быть спокойной и уравновешенной.

7.  Домашнего ребенка, который не привык работать в коллективе, лучше отдавать в частную школу, где маленькие классы и учитель сможет уделить ему особое внимание.

8.  Болезненного ребенка лучше не отдавать в гимназию или языковую школу: процесс приготовления уроков превратится в каторгу.

Рекомендации родителям будущих первоклассников

•  Испытывать уважение к ребенку как к личности.

•  Сохранять доброжелательную эмоцио­нальную атмосферу в семье.

•  Развивать и поддерживать интерес ре­бенка к обучению.

•  Убеждать ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивать необхо­димые для этого навыки.

•  Поощрять успехи ("Ты сможешь, ты спо­собен"), не акцентировать внимание на не­удачах при обучении.

• Не требовать любой ценой только высо­ких результатов и оценок.

•  Объяснять, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

•   Не наказывать ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

• Строго придерживаться режима дня.

•  Перенести на субботу просмотр телеви­зионных передач, компьютерные игры (с це­лью ограничения  времени  пребывания  в статичной позе).

•  Совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на при­роду, по возможности организовать посеще­ние бассейна.

•  Во время выполнения домашнего зада­ния  (не более 90 минут)  проводить физ­культминутки, следить за осанкой ребенка.

•   Для  мобилизации  внимания  ребенка напоминать правило "Успеваек":

"Делай все скорее сам, не смотри по сто­ронам,

Делом занимайся, а не отвлекайся!"

• Следить, чтобы после школы ребенок гу­лял на свежем воздухе 30-60 минут.

• Обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.00.

•  Посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что зав­тра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый.

• Следить, чтобы пробуждение ребенка бы­ло плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изго­ловья детской кровати противопоказано).

•  Проводить с ребенком водные гигие­нические процедуры, а после проветрива­ния комнаты - утреннюю гимнастику под музыку.

•  Перед завтраком дать ребенку выпить стакан фруктового или овощного сока.

•  Использовать при приготовлении блюд продукты, богатые минералами и микроэле­ментами, белками, легкими углеводами, ви­таминами.

•  В период риска заболевания ОРВИ да­вать в виде добавки к супам чеснок и зеле­ный лук.

•  Обеспечить ребенка одеждой из нату­ральных волокон, чтобы она способствовала полноценному  кожному дыханию  и   пра­вильному теплообмену.

•   Нужно убедительно  сказать  ребенку, что после физкультуры необходимо снять спортивную майку и надеть сухую сменную.

• Предупредить ребенка, что сразу после физкультуры нельзя пить холодную воду (если очень хочется пить, взять в столовой теплый сладкий чай с лимоном).

 

 

 

Игры для развития детей раннего возраста

Родительский клуб

на тему: «Игры для развития детей раннего возраста»

«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь».

А. Макаренко

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит, не сомневаясь, – играть. А вот почему играть, и для чего это нужно, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль ИГРЫ объемнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придумало столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей машин, агрегатов люди столько всего узнали и открыли, а отношения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!

Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все. Может слетать к звездам, спуститься на дно океана, сделать операцию, подоить корову... «Только понарошку», — возразите вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают воображение, память, мышление речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

И  не понарошку, а по-настоящему малыш переживает события, которые лежат в основе его игры.  Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец».

Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.

А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взрослого: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка, он вовремя может подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за него того, с чем малыш справляется сам. Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограничивающие его активность. Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на самостоятельность.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. Сначала они играют в одиночку, но с полутора лет их все чаще привлекают игры со сверстниками. В процессе игры дети приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Что дает ребенку игра.

— удовольствие;

— знакомство с нормами, правилами жизни;

— общение со сверстниками;

— возможность выражать свои эмоции;

— возможность выбирать игрушки (предметно-игровую среду), средства игры (слово, движение, песню);

— внутреннюю свободу: играю, где хочу, с кем хочу, сколько хочу, чем хочу.

Классификация игр необходимых для развития детей раннего возраста

Сенсорные игры. Сенсорика — от лат.SENSUS — чувство, ощущение. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой.

Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание), Моторика –  двигательная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего,  надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня. Это еще одна разновидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплескивать эмоции, Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного общения придет в восторг, а кроме того научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ телесного «я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры. Это эксперименты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующихся слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама.  Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Двигательная активность развивается в определенной последовательности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — ползание. В процессе освоения ползания формируются:

— зрительно-моторная координация, определяющая впоследствии манипуляцию с предметами, рисование, письмо;

— межполушарное взаимодействие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

— ориентация в пространстве;

— чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь рук и ног, то как ими можно управлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, ползание, лазание — базируются на рефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), тактильная (пощупал), звуковая (услышал).

Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1-3 лет –  предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обеспечивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способности к учебе и умение приспосабливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологические возможности ребенка, происходит энергетическое обкрадывание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в данный момент времени. Ярким примером неадекватного распределения церебральной (мозговой) энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явлениях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном развитии дети медлительны, тонкие дифференцированные движения удаются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

1. Выливаем, наливаем, сравниваем:

— сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку;

— наполнить бутылку до половины — она будет плавать;

— налить бутылку до верха — она будет тонуть;

— фонтан из бутылки.

2. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

— тонет — не тонет;

— вылавливаем игрушки;

— дождь из губки.

3. Эксперименты с подкрашенной водой: прозрачная — не прозрачная.

4. Лед. Знакомим ребенка с разной температурой: холодно –  тепло — горячо.

Растворяется — не растворяется, тает — не тает.

5. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку.

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

1 Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрыми движениями надавливают на середину и края лепешки).

2, На плоскую картинку из теста кладут ладошку, надавливают на тыльную сторону ладони.

3. Большим пальцем надавливают в середине лепешки.

4. Лепешку украшают горохом, фасолью.

5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим колобок» —раскатываем между ладонями шар, дети проговаривают: «Колобок, колобок, румяный бок».

6 Детям предлагают приклеить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

7. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками теста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики)

1. Делайте упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, шестигранными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом - длительность упражнений 2—З мин (в зависимости от возраста). Одно упражнение повторяется 4—6  раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, затем двумя одновременно) после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями).

2. «Танцуйте» пальцами я хлопайте в ладоши.

З, Занимайтесь с детьми мозаикой, играми с мелкими деталями, мелкими игрушками, счетными палочками.

4. Попробуйте технику рисования пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта массажа.

5. Организуйте игры с водой, тестом.

6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

7. Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возможность потренировать мелкие пальцевые мышцы.

Развитие умственных способностей ребенка раннего возраста

Понятия

• Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.

• Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).

• Давайте детям задания нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую и толстую линии, цветной и черно- белый рисунок.

• Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.

• Поговорите об организме человека. Как мы вдыхаем и выдыхаем воздух? Как бьется наше сердце?

• Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение понятий.

Привлекательность новизны

• Меняйте детские игрушки, делайте перестановку в комнате и привлекайте к процессу детей. Убедитесь, что дети готовы к этому. Слишком частые изменения могут вселять неуверенность.

• Прячьте на время часть игрушек (на пару месяцев), а потом возвращайте.

• Попробуйте говорить простые слова наоборот.

Перекрестные движения

Левое полушарие контролирует правую сторону тела, а правое контролирует левую. Мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий, необходимо формирование межполушарного взаимодействия.

• Начинайте каждый день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и достаньте левой рукой правый носок ноги и наоборот.

• Играйте в «Ладушки».

Разучите несколько упражнений на координацию движений. Например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу.

• Двигайтесь под музыку, пользуясь лентами и шарфами. Пусть дети размахивают ими.

• Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.

• Поиграйте в игры, где надо ползать по полу, выполняя при этом перекрестные движения.

• Сажайте детей к себе на колени и читайте вместе книги. Пусть дети переворачивают страницы.

Возможность выбора

• Предлагайте так, чтобы оставить детям возможность выбора (при выборе красок, меню, места для картины и тому подобное). Например, ты хочешь просто молоко или шоколадное молоко?

• Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.

• Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса.

 

Адаптация детей к условиям ДОУ

Родительский клуб

Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим дня, длительное отсутствие родителей, новые требования к поведению ребёнка, постоянный контакт со сверстниками, незнакомое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию и обрушиваются на него одновременно. Капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни – с такими трудностями сталкиваются родители малыша в связи с тем, что он переходит из семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребёнку необходимо адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Адаптация — это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Привыкание к садику должно происходить постепенно и каждый ребенок переживает период адаптации индивидуально.

Начав посещать садик, ребёнок должен уяснить, что посещать дошкольное учреждение необходимо каждый будний день. В течение 1-2 месяцев малыш привыкает к тому, что ему постоянно нужно посещать детский сад.

Итак, каждый ребёнок переживает период адаптации индивидуально. Некоторые малыши привыкают к новому режиму за пару недель и при этом отлично себя чувствуют, их аппетит в течение всего периода адаптации сохраняется. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, они находятся в подавленном состоянии, при этом аппетит отсутствует. Плохой аппетит у таких малышей может быть и в домашних условиях.

При успешной адаптации ребенок ощущает внутренний комфорт, в поведении адекватен. И наоборот, когда ребенок дезадаптивен.

Выделяют три степени тяжести адаптации ребенка к садику: легкая, средняя, и тяжелая. При установлении степени тяжести адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения рассматривают сон, аппетит и эмоции малыша.

1. Лёгкая адаптация

Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

Физиологические критерии:

Здоровье

В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.

Аппетит

В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не    наблюдается.

Сон

В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть              непродолжительным. К 20 дню сон  нормализуется.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям.

Поведение

В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации – это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации.

Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане - это смех, голосовые реакции.

2. Адаптация средней тяжести

Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса.

Физиологические критерии:

Здоровье

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны  изменения вегетативной нервной системы.

Может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней.

Аппетит

Аппетит снижается.  В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.

Сон

Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Вскрикивает во сне. Просыпается со слезами. Сон восстанавливается через 20-40 дней.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Наблюдается подавленность, напряженность,  пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню,  эмоциональное состояние  нормализуется.

Поведение

Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может  не пользоваться.

3. Тяжелая адаптация

Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Физиологические критерии:

Здоровье

Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки  невротических реакций. Шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами, вес может снижаться.

Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

Аппетит

Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

Сон

Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне.

Восстанавливается примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии:

Эмоциональный фон

Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления).  Настроение безучастное, много и длительно плачет.

Поведение

Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой деятельности.

Период длительности адаптации зависит от уровня подготовленности малыша к изменениям окружающей среды, его умения общаться.

Адаптационный период может продолжаться от нескольких дней до года.

Период адаптации можно считать законченным в том случае, когда у ребёнка нормализовался аппетит; малыш быстро засыпает и вовремя просыпается, играет.

Поэтому в ДОУ применяется ступенчатая (постепенная) адаптация.

Воспитатели и родители малыша совместными усилиями должны помочь ребенку войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого необходима подготовительная работа в семье. Единые требования к поведению ребенка в дошкольном учреждении и в семье составляют важное условие, способное облегчить адаптационный период.

Режим дня в адаптационный период. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого малыша. Со временем все дети переводятся на общий режим. Когда было знакомство в апреле с режимом дня, вы видели, что с детьми в первую половину дня проводится непосредственная образовательная деятельность, прогулка. Сейчас об этом речи нет, так как группа живет в адаптационном режиме.

Успешная адаптация к условиям ДОУ

Советы родителям!

1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребёнка. Скажите малышу: « Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно, а потом привыкаешь, и становится интересно. Ты молодец, Ты смелый, Я горжусь тобой. У тебя всё получится».

2. Рассказывайте ребёнку, что такое Детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы пошёл в детский сад. Расскажите ему о режиме Детского сада: что, и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет Ваш рассказ, и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее бус чувствовать себя Ваш ребёнок в саду.

3. Проходя мимо Детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло, что он ходит сюда.

4. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребёнком, ведь его приняли в детский сад.

5. Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку», складывая туда дорогие ему вещи. Это могут быть небольшие игрушки, красивые лоскутки ткани, книжки с картинками, которые привлекательные для Вашего ребёнка и уж точно обрадуют других детей. Вам проще будет отправлять ребёнка в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения.

6. Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать Вас.

7. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

8. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги детям. Ребёнок привыкнет быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей по именам, спрашивайте дома своего малыша о детях в группе. Поощряйте обращение ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в Вашем присутствии.

9. Поговорите с ребёнком о возможных трудностях, что он может обратиться за помощью к воспитателю, как он может это сделать. Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придётся подождать своей очереди. Попробуйте проиграть все ситуации дома.

10. Знаете ли вы, что чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще привыкнуть Вашему ребёнку.

11. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес Детского сада и его сотрудников! Никогда не пугайте ребёнка Детским садом!

 

 

 
© CopyRight 2013