Принципы работы с детьми  предшкольного возраста

Задачи воспитания звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:

  1. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи.
  2. Формирование представлений детей о линейных звуках единицах – звук – слог – слово – предложение – текст.
  3. Различение звуков по их качественной характеристике – гласные и согласные (звонкие и глухие; твердые и мягкие).
  4. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах.
  5. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры – название слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.
  6. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию.

У детей седьмого года жизни особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произнося заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

Формирование звукового анализа слова (умения вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударения), ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развиваются как в специальных учреждениях, так и в процессе любого высказывания.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки. Особое внимание надо уделять развитию творческих способностей ребенка, когда они заканчивают ритмическую фразу, начатую взрослым:

Где ты, заинька, гулял? – Под кусточком ночевал!

Ты, лисичка, с кем играла? – Я избушку подметала.

Где ты, Катенька, была? – я с друзьями в лес ушла.

Наш зеленый крокодил… - … шляпу новую купил.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети вдумываются в звучащее слово и начинают глубже понимать стихотворную речь. Такие упражнения не только развивают интонационную выразительность ребенка, но и готовят его к восприятию поэтической речи.

Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие ребенка ориентировки на смысловую, грамматическую и звуковую стороны речи – параллельно. Название речевой игры может относиться к одной из перечисляемых целей. Первое занятие для детей старшего дошкольного возраста предполагает выяснение имеющихся у детей знаний и представлений о том, что такое звук, слог, слово, предложение, рассказ (описание, повествование, рассуждение)

Вот примерные упражнения.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Взрослый спрашивает у ребенка: «Какие звуки ты знаешь?» (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово стол? (Предмет мебели.)

- Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы говорим: «Что значит (или обозначает) слово…?»

Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

- Как мы различаем друг друга?

- По именам.

- Назовите имена своих родителей, родных и близких.

- У кого в доме есть кошка? Собака?

- Как их зовут?

- У людей имена, а у животных… (клички).

- У каждой вещи есть свое имя, название. Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться? Что может звучать? На чем можно сидеть? Спать? Ездить?

Игра «Почему так называют»

Взрослый предлагает ребенку слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Ребенок должен объяснить, для чего нужны эти предметы и почему они так называются.

Упражнение «Имя буквы»

«У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится). Из букв мы складываем слоги и слова.

- Подойдите ко мне, дети, у которых имя начинается на гласный звук [а] (Аня, Андрей, Антон, Алеша).

- А с какого звука начинаются имена – Ира, Игорь, Инна?

- Подойдите ко мне дети, у которых имя начинается на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя).

- На мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Люба).

Упражнение (Один – много)

Для этого упражнения необходимы соответствующие картинки или предметы.

- Это… шар, а это… (шары).

- Здесь много… (шаров).

- Какие шары? (Красные, синие, зеленые.)

- Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

- Это… мак, а это… (маки).

- В букете много… (маков).

- Какие они? (красные).

- Что бывает еще красным?

- Как вы понимаете выражение «красная девица»?

- Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

- Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это… лук.

- Лук, какой? (Желтый, сочный, горький, полезный.)

- В корзине много чего? (Лука.)

- Подбери слова, сходные по звучанию со словами:

шар (пар, дар).

мак (лак, рак),

лук (жук, бук).

- С какого звука начинаются шар, мак, лук? ([ш], [м],[л].)

- Сколько слогов в этих словах? (В словах шар, мак, лук один слог.)

Упражнение «Картина – корзина»

Ребенок рассматривает картинку с изображением картины, ракеты, лягушки.

Если таких картинок нет, взрослый просто называет слова.

- Сколько слогов в словах картина, лягушка, ракета? (Три.)

- Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: картина (корзина, машина), лягушка (подушка, кадушка), ракета (конфета, котлета), вертолет (самолет), береза (мимоза).

- Что делает лягушка? (Прыгает, плавает.) Что делает ракета (Летит, мчится.) Что делает картина? (Висит.)

Дети произносят все слова и говорят, что у каждого из этих слов по три слога.

Упражнение «Едем, летим, плывем»

Взрослый рассматривает вместе с ребенком шесть картинок с изображением транспортных средств: вертолета, самолета, автобуса, троллейбуса, теплохода, трамвая.

- Как назвать все, что изображено на картинках, одним словом? (Транспорт.)

- Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова трамвай, три слога.)

- Какой звук встречается во всех этих словах в начале, середине, конце слова? (Звук т встречается в начале слов троллейбус, теплоход, трамвай, в середине слов вертолет, автобус, в конце слов вертолет, самолет.)

- Составь предложение с любым словом. (Самолет летит быстро.)

- Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.)

- Скажи, что ездит? (Автобус, троллейбус, трамвай.)

- Скажи, что плывет? (Теплоход.)

- Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т-С (троллейбус), А-С (автобус), С-Т (самолет), В-Т (вертолет), М-О (метро), Т-И (такси).

Упражнение «Коза – стрекоза»

Ребенок рассматривает рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.

- Подбери пары слов, похожих по звучанию. (Чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина.)

- Назови слова, в которых один слог, два и три слога. (В словах пар, сук – один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук – два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина – по три слога.)

- Закончи фразу, чтобы получилось складно:

Я поехал на машине – (у меня порвалась шина);

Побежал за стрекозой… (тут же встретился с козой);

Я разбил сегодня чашку… (и сорвал в лесу ромашку);

Зацепился я за сук… (а под ним сидел барсук);

Под столом лежала кошка… (рядом с ней стоит лукошко).

Упражнение «Игла – пила»

- В словах шар, мак, жук, лук, рак, пар – по одному слогу; а сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

- Какие иглы ты знаешь? Какие предметы мы называем этим словом? (Игла у ежа, у елки, сосны, лиственницы.)

- Чем все иглы похожи? (Все иглы острые.)

- У елки иглы, какие? (Еловые.)

- А у сосны какие? (Сосновые.)

- Чем отличаются иглы елки от игл сосны? Отвечай поскорей, какие из них длинней? (Сосновые.)

- А чем отличаются иглы елки и лиственницы? (Еловые иглы твердые, жесткие, а лиственные мягкие.)

- А еще, какие иглы вы знаете? (Швейные.)

- Как можно сказать про швейную иглу, какая она? (Длинная, тонкая, острая, металлическая, блестящая.)

- Что делают швейной иглой? (ею шьют.)

- Что шьют швейной иглой? (Одежду.)

- А еще, что можно делать швейной иглой? (Шить, вышивать, зашивать, подшивать, штопать.)

- Одна – игла, а много - …? Продолжи фразу: у нас много … .

Источник:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку.
  3. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников.
  4. Максаков А.И. Тумакова Г.А. Учите играя.
  5. Придумай слово. Речевые игры для дошкольников.