Что такое фонетика?

Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

Лингвисты – Р.А. Аванесов, Г.О. Винокур, В.А. Богородицкий, И.Л. Бодуэн де Куртене, А.Н. Гвоздев, Л.Р. Зиндер, А.А. Потебня, Ф. де Соссюр, А.И. Томсон, Л.В. Щебра – рассматривают звуковую сторону языка с разных точек зрения По Ф. Соссюру, основные единицы языка (слова, словосочетания, предложения) имеют смысловую сторону (значение) и материальную (один – ряд звуков). Такой двусторонностью обладают знаки, у которых есть обозначаемое (смысл) и обозначающее (материальная данность). Звуки и их сочетания являются обозначающими. Звуковые единицы языка – звук, слог, такт, фраза – связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и тембром, слог состоит из нескольких звуков, такт – группа слогов, объединенная одним ударением, фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов, объединенных интонацией. Эти единицы речи, которые обладают самостоятельной протяженностью, называют линейными. Кроме линейных, различают просодические единицы речи. Просодия – от греческого «просодиа», ударение. Просодические единицы речи связаны с ударением и элементами интонации:  мелодикой, силой произношения, темпом речи. Ударение, в свою очередь, бывает фразовым, логическим, эмоциональным.

От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука (это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка) и восприятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.

Фонологические средства языка

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

Артикуляционная сторона речи

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона рано становится предметом внимания ребенка.

Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя речи невозможны вне овладения звуковой системой языка». Последнее, по мнению Д.Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороны языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д.Б. Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, «чтобы обеспечить последующее  усвоение грамматики с связной с ней орфографии».

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах: как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи. От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к формированию произвольности речи.

Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирование речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л.В. Щерба подчеркивал, что изучение грамматики живого, произносимого языка, приучает ученика к наблюдению над собственной речью: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения над произношением слова, явлениям чередования гласных и согласных; дети начинают задумываться над ролью ударения в русском языке, значением интонации.

Интонация

Работа над звуковой стороной речи с детьми дошкольного возраста включает упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики. В построении высказывания чрезвычайно важна роль каждого элемента звуковой культуры речи, особую роль при этом играет интонационная характеристика произносимой речи. Мастера устного рассказа считают диапазон интонаций, расширяющих смысловое содержание речи, беспредельными. А учителя школы считают формирование итонационных навыков важными и для восприятия письменной речи.

Некоторые исследователи связывают речевое развитие ребенка с процессом овладения интонационной системой языка.

М.М. Бахтин, рассматривая предложение как единицу языка, подчеркивал, что оно обладает особой грамматической интонацией – законченности пояснения, разделения, перечисления. Особое место он отдает интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и побудительной. А экспрессивную интонацию предложение приобретает только в целом высказывании. Итак, интонация передает не только содержание высказывания, но и его эмоциональные особенности.

Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая его не только смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция).

Речевой слух

Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка одновременно с интонационной стороной речи развивается и речевой слух – ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.

Тон, тембр, паузы, разные типы ударений – являются важными средствами звуковой выразительности речи.

Темп речи

Среди общих характеристик звуковой культуры речи внимание исследователей привлек такой показатель, как темп, который имеет самое непосредственное отношение к развитию произносимой речи. В литературе имелись лишь беглые указания на повышенную скорость речи дошкольников в связи с недостаточным развитием контроля за своей речью и слабостью тормозных процессов у дошкольников.

А.И. Максаковым была предпринята попытка проследить возможности дошкольников в регуляции темпа речи. Полученные данные свидетельствовали о том, что дети легче ускоряют темп речи, чем замедляют его, темп во многом зависит от содержания высказывания, его сложности. При воспроизведении детьми простых, легких по содержанию рассказов скорость речи взрослого не оказывала существенного влияния на точность и последовательность передачи текста ребенком. При использовании более сложных текстов правильно передали его лишь те дети, которые слушали рассказ в замедленном темпе. Был сделан вывод о том, что темп речи взрослых имеет немаловажное значение для точного и правильного восприятия и понимания речи детьми дошкольного возраста.

Таким образом, важна роль разных элементов звуковой стороны речи при построении любого высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на звуковое оформление изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимания его содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи, как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая окружает ребенка. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, чтобы пользоваться выразительными средствами печи уместно и осознанно. И эта работа должна проводиться систематически.