Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка третьего года жизни. Берегите, лелейте, развивайте у своего малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика. К концу второго – в начале третьего года ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и др.),  но ее исполнение еще не возможно без помощи взрослого: взрослый должен помочь удерживать цель, выполнять действия; контролирует и оценивает деятельность малыша. Самостоятельность выражается пока в целепомагании. Но к концу третьего года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т.е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять ее с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.

У ребенка интенсивно развивается речь, расширяется его ориентация в окружающем мире, развивается предметно-орудийная деятельность, в процессе которой расширяется и обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Идет интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, знание цветов, форм, величина и т. п.).

На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Своеобразной формой размышления ребенка о мире является игра. Ребенок использует вместо реальных предметов предметы-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Поэтому действие замещение – важный показатель умственного развития малыша.

Эстетические качества игрового материала, игровая обстановка способствуют развитию соответствующих чувств ребенка. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, мама заранее накрыла зайку платочком и предлагает дочке: «Машенька, давай посмотрим, кто это прячется от нас?» Снимает платочек: «Ой, кто это?» Малышка называет: «Зайка». Можно еще раз спрятать зайчика, а затем приступить к его рассматриванию.

Малыш будет охотнее заниматься, если все, что вы используете, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т.д.). Недостаточно вынимать кубик из коробки (мешочка), показывать ребенку и называть его цвет. Обязательно предложите малышу самому вынимать кубики, а вы будете называть их цвет. Постройте с ним разноцветную башенку, дорожку, предлагая ребенку подавать для строительства кубики, а затем и строить самому: он строит, а вы обозначаете цвет («Катенька дала мне синий кубик, положили на красный кубик, синий и т.д.).

Не сразу ребенок усваивает задачу, а если усваивает, то не надолго. Поэтому необходимо одно и тоже занятие повторять. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей, и это радует его.

Если занятие насыщено разнообразными действиями ребенка, его можно повторять без изменений. Однако длительное повторение одного и того же может привести к снижению интереса. Советуем проводить занятия с одной и той же целью, но с разным наглядным материалом.

Например, вы знакомили ребенка с цветом, предлагая ему прокатить красный шарик по красной дорожке, а синий – по синей. А теперь предложите малышу красные кубики сложить в красную коробку, а синие – в синюю.

Можно использовать один и тот же материал, но менять задания.

Например, знакомство с величиной предмета: большая и маленькая матрешки сначала поочередно гуляют по дорожке; потом ходят в гости: большая к – мишутке, маленькая – к зайчику; затем прячутся – сначала одна, потом другая.

Таких заданий можно придумать множество.

Одно и тоже занятие повторите от двух до четырех раз в зависимости от того, как усвоил материал ваш малыш. Чтобы закрепить знания, умения, которые он приобрел, обязательно вернитесь к тому же содержанию через одну-две недели.

Нервная система ребенка отличается малой выносливостью. Поэтому занятия с малышами не должны превышать 10-12 мин. Помните, что статичное состояние его утомляет, и обязательно старайтесь включить в занятие двигательное задание (попляши с куклой Катей, попрыгай вместе с зайчиком, походи, как мишка, и т.д.). Если вы видите, что интерес к занятию у малыша падает, лучше прекратите его.

 Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильно.

Ваша задача – воспитать положительное отношение крохи к процессу познания. Только в этом случае можно ждать положительного результата.

Все виды деятельности малыша в этот период связаны с общением и немыслимы без общения со взрослыми. Общение с окружающими как бы пронизывает всю жизнедеятельность ребенка. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».

Взрослый оценивает достижение ребенка. Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности. Взрослый дифференцирует общую положительную оценку и оценку результатов деятельности (например: «Молодец, ты все игрушки сам убрал»), но ребенок оценивает себя в целом недифференцинованно: «Я – хороший».

Взрослый человек в отношениях с ребенком – это своеобразный проводник в мир вещей, природы, людей. Без доброго отношения к взрослому, без доверия к нему, без чувства защищенности невозможны безболезненное вхождение в этот мир, осознание не существует и любви к другим людям, природе, к жизни.

Как видите, дорогие родители, в деятельности вашего малыша заложены огромные возможности для него полноценного разностороннего развития. Их можно использовать, а можно и упустить. Вы, конечно, не хотите упустить их, поэтому имейте в виду и постарайтесь решить следующие задачи воспитания ребенка этого возраста.

  1. Продолжайте укреплять здоровье ребенка, закаливайте его, повышайте работоспособность нервной системы.
  2. Развивайте основные виды движений (ходьбы, бег, бросок, ловля, прыжки).
  3. Обогащайте связи малыша с окружающим миром, развивайте интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, способствуйте отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
  4. Расширяйте запас понимаемых слов и обогащайте активный словарь.
  5. Разнообразьте предметную деятельность малыша: продолжайте знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними; показывайте, как можно отбирать и группировать предметы по их свойствам; вызывайте и поддерживайте положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывайте интерес к трудовым действиям, поощряйте желание выполнять их самостоятельно.
  6. Содействуйте развитию личности ребенка: создавайте условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности; способствуйте развитию самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
  7. Побуждайте к соблюдению опрятности и чистоты, вызывайте и поддерживайте у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.
  8. Побуждайте ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
  9. Воспитывайте любовь и бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей.