Стремление к самостоятельности – это ведущая тенденция в развитии ребенка третьего года жизни. Берегите, лелейте, развивайте у своего малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительно велика. К концу второго – в начале третьего года ребенок сам ставит перед собой задачу (достать игрушку, взять мяч и др.), но ее исполнение еще не возможно без помощи взрослого: взрослый должен помочь удерживать цель, выполнять действия; контролирует и оценивает деятельность малыша. Самостоятельность выражается пока в целепомагании. Но к концу третьего года жизни у ребенка под влиянием взрослого появляется целеустремленность, т.е. способность удерживать поставленную задачу, исполнять ее с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что он хотел получить.
У ребенка интенсивно развивается речь, расширяется его ориентация в окружающем мире, развивается предметно-орудийная деятельность, в процессе которой расширяется и обогащается познание свойств и качеств предметов окружающего мира. Идет интенсивное сенсорное развитие (развитие органов чувств, знание цветов, форм, величина и т. п.).
На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. Своеобразной формой размышления ребенка о мире является игра. Ребенок использует вместо реальных предметов предметы-заместители. Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Поэтому действие замещение – важный показатель умственного развития малыша.
Эстетические качества игрового материала, игровая обстановка способствуют развитию соответствующих чувств ребенка. Малышу трудно заставить себя делать то, что не вызывает у него интереса. Чтобы пробудить интерес у ребенка, можно использовать сюрпризные моменты (неожиданное появление или исчезновение предмета). Например, мама заранее накрыла зайку платочком и предлагает дочке: «Машенька, давай посмотрим, кто это прячется от нас?» Снимает платочек: «Ой, кто это?» Малышка называет: «Зайка». Можно еще раз спрятать зайчика, а затем приступить к его рассматриванию.
Малыш будет охотнее заниматься, если все, что вы используете, имеет привлекательный вид (яркие кубики, шарики, нарядная кукла, яркая картинка и т.д.). Недостаточно вынимать кубик из коробки (мешочка), показывать ребенку и называть его цвет. Обязательно предложите малышу самому вынимать кубики, а вы будете называть их цвет. Постройте с ним разноцветную башенку, дорожку, предлагая ребенку подавать для строительства кубики, а затем и строить самому: он строит, а вы обозначаете цвет («Катенька дала мне синий кубик, положили на красный кубик, синий и т.д.).
Не сразу ребенок усваивает задачу, а если усваивает, то не надолго. Поэтому необходимо одно и тоже занятие повторять. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей, и это радует его.
Если занятие насыщено разнообразными действиями ребенка, его можно повторять без изменений. Однако длительное повторение одного и того же может привести к снижению интереса. Советуем проводить занятия с одной и той же целью, но с разным наглядным материалом.
Например, вы знакомили ребенка с цветом, предлагая ему прокатить красный шарик по красной дорожке, а синий – по синей. А теперь предложите малышу красные кубики сложить в красную коробку, а синие – в синюю.
Можно использовать один и тот же материал, но менять задания.
Например, знакомство с величиной предмета: большая и маленькая матрешки сначала поочередно гуляют по дорожке; потом ходят в гости: большая к – мишутке, маленькая – к зайчику; затем прячутся – сначала одна, потом другая.
Таких заданий можно придумать множество.
Одно и тоже занятие повторите от двух до четырех раз в зависимости от того, как усвоил материал ваш малыш. Чтобы закрепить знания, умения, которые он приобрел, обязательно вернитесь к тому же содержанию через одну-две недели.
Нервная система ребенка отличается малой выносливостью. Поэтому занятия с малышами не должны превышать 10-12 мин. Помните, что статичное состояние его утомляет, и обязательно старайтесь включить в занятие двигательное задание (попляши с куклой Катей, попрыгай вместе с зайчиком, походи, как мишка, и т.д.). Если вы видите, что интерес к занятию у малыша падает, лучше прекратите его.
Никогда не заставляйте ребенка заниматься насильно.
Ваша задача – воспитать положительное отношение крохи к процессу познания. Только в этом случае можно ждать положительного результата.
Все виды деятельности малыша в этот период связаны с общением и немыслимы без общения со взрослыми. Общение с окружающими как бы пронизывает всю жизнедеятельность ребенка. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».
Взрослый оценивает достижение ребенка. Одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или не успешности своей деятельности. Взрослый дифференцирует общую положительную оценку и оценку результатов деятельности (например: «Молодец, ты все игрушки сам убрал»), но ребенок оценивает себя в целом недифференцинованно: «Я – хороший».
Взрослый человек в отношениях с ребенком – это своеобразный проводник в мир вещей, природы, людей. Без доброго отношения к взрослому, без доверия к нему, без чувства защищенности невозможны безболезненное вхождение в этот мир, осознание не существует и любви к другим людям, природе, к жизни.
Как видите, дорогие родители, в деятельности вашего малыша заложены огромные возможности для него полноценного разностороннего развития. Их можно использовать, а можно и упустить. Вы, конечно, не хотите упустить их, поэтому имейте в виду и постарайтесь решить следующие задачи воспитания ребенка этого возраста.
- Продолжайте укреплять здоровье ребенка, закаливайте его, повышайте работоспособность нервной системы.
- Развивайте основные виды движений (ходьбы, бег, бросок, ловля, прыжки).
- Обогащайте связи малыша с окружающим миром, развивайте интерес к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, способствуйте отображению их в игре, изобразительной, музыкальной и другой деятельности.
- Расширяйте запас понимаемых слов и обогащайте активный словарь.
- Разнообразьте предметную деятельность малыша: продолжайте знакомить его с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними; показывайте, как можно отбирать и группировать предметы по их свойствам; вызывайте и поддерживайте положительный эмоциональный отклик на предложение выполнить элементарные действия по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитывайте интерес к трудовым действиям, поощряйте желание выполнять их самостоятельно.
- Содействуйте развитию личности ребенка: создавайте условия для развития его самостоятельности в разных видах деятельности; способствуйте развитию самоуважения, чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
- Побуждайте к соблюдению опрятности и чистоты, вызывайте и поддерживайте у ребенка приятные чувства от чистоты своего тела и окружающего пространства.
- Побуждайте ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
- Воспитывайте любовь и бережное отношение ко всему живому (животные, растения) и к миру вещей.