Конечно, не все факты, выделяемые родителями, следует относить к характери­стике одаренности. Например, раннее появ­ление зубов (4-5 месяцев), быстрое по сравнению со сверстниками анатомическое развитие так же мало связаны с одарен­ностью, как величина и вес мозга с умом человека. Это скорее индивидуальные осо­бенности. Важно отметить, что многие одаренные дети начинают говорить поздно. Так что даже такой, казалось бы, нема­ловажный показатель развития, как начало активного говорения, не позволяет одно­значно судить о творческой одаренности. Нередко один и тот же факт родите­лями и специалистами оценивается по-раз­ному. Например, мама слышит, что ребенок произносит нечто похожее на «ма-ма-ма-ма» или «па-па-па-па» уже в 6 месяцев. «Ой, заговорил!» — радуется мама. На самом же деле при всей схожести со словами лепетные звукосочетания (а именно так опреде­ляют их специалисты по развитию детской речи) словами не являются ввиду отсут­ствия обозначающей функции. Детский ле­пет — это как бы игра звуками, способ­ствующая развитию голосового, речедвигательного аппарата, речевого слуха ребенка. Как же выбрать из обилия фактов те, которые свидетельствовали бы об одарен­ности ребенка?

Внешние проявления творчества многооб­разны. Они выражаются прежде всего в бо­лее быстром развитии речи и мышления, в любознательности ребенка, его исследова­тельской активности, ранней увлеченности какой-либо деятельностью (музыкой, рисова­нием, чтением, счетом и т. д.). Остановим­ся на этом подробнее.

Исследования показали, что развитие речемыслительной деятельности малыша в первые годы жизни неразрывно связа­но с двигательной сферой. Овладевая дви­жениями рук, локомоциями, в частности ходьбой, ребенок познает предметы и дей­ствия с ними. Одновременно идет разви­тие пассивной речи, т, е. понимания слов. Следовательно, если малыш довольно рано начинает хорошо ходить, ползать, бегать, легко манипулировать мелкими предметами (ножницами, карандашом, кисточкой, и т. д.), значит, более активно идет ознакомление с окружающим, создаются предпосылки для раннего овладения речью и быстрого раз­вития интеллектуальной сферы.

Раннее овладение речью проявляется в ис­пользовании большого количества слов, речь состоит из длинных и сложных предложений. Исследователи отмечают, что многие одаренные дети не говорят рано, но, стано­вясь старше, демонстрируют выдающуюся речевую способность.

Одаренность в интеллектуальной сфере проявляется в том, что дошкольник читает вывески, заголовки и даже книги, решает математические задачи, проводит связи меж­ду различными явлениями, событиями; хоро­шо запоминает факты и события; интере­суется социальными и моральными пробле­мами; долго сохраняет внимание; задает вопросы.

Приведем вопросы анкеты для родителей  (разработана М. Паррот). Думаем, что, от­ветив   на   вопросы,   папы   и   мамы   лучше представят, в какой области ярко проявля­ются способности ребенка.

  1. Если сравнить физическую активность вашего ребенка с активностью его сверст­ников, в чью пользу будет это сравнение?
  2. В каком возрасте ваш ребенок научился:
    • вырезать картинки ножницами —
    • раскрашивать рисунки внутри контуров —
    • завязывать шнурки -
    • писать печатные буквы алфавита -
    • писать печатными буквами свое имя и дру­гие слова —
    • переписывать или копировать рассказы, стихи —
    • называть буквы алфавита (в книгах, на вывесках и т. п.) —
    • читать и произносить свое имя по бук­вам —
    • читать отдельные слова —
    • читать самые простые детские книжки —
    • читать более трудные книги «про себя» —
    • считать до 20 —
    • выполнять сложение,  вычитание
    • «в уме» —
    • называть время —
    • считать деньги —
    • запоминать телефонные номера —
  3. Понимает ли ребенок некоторые вещи, которые являются слишком сложными для его возраста? Например какие?
  4. Использует ли в своей речи сложные слова, говорит длинными предложениями?
  5. Можно ли сказать, что ваш ребенок об­ладает необычайно хорошей памятью?

Довольно часто родители в подтвержде­ние одаренности ребенка приводят такие -факты. «Наша дочка Светочка знает наизусть много детских песенок, стихотворений, сказок, рассказов (далее приводится спи­сок) » или «Женя к 4 годам знал названия многих городов, рек, стран и их столиц, знал все марки отечественных машин, названия многих растений, животных, с пер­вого раза запоминал имена и фамилии со­седей, знакомых, никогда не путался». Родители таких детей обычно подчеркива­ют, что особых усилий ни с чьей стороны приложено не было, дети почти с первого раза запоминают рассказанное, прочитанное им и легко воспроизводят в дальнейшем, удивляя взрослых объемом, скоростью усвоения различной информации. Как пра­вило, такие дети довольно быстро осваи­вают чтение, письмо, счет, сравнительно легко овладевают иностранным языком. В будущем это «хорошисты» и «отлични­ки» в школе, поражающие окружающих энциклопедичностью своих знаний.

Учеными установлено, что до подростко­вого возраста интеллект главным образом опирается на память. В процессе развития все психические функции (внимание, па­мять, мышление, воля) образуют сложную иерархическую систему, где центральной, ведущей функцией является развитие мыш­ления, функция образования понятий. Па­мять подростка опирается на мышление: происходит запоминание понятиями, отно­шениями. У детей, отличающихся хорошей памятью в дошкольном возрасте, переход к понятийному мышлению может начаться раньше, чем у сверстников. Это выража­ется в стремлении ребенка быть логичным в рассуждениях, в его требованиях дока­зательств суждений. «Понимание действи­тельности, понимание другого и понима­ние себя — вот что приносит мышление в понятиях»,— писал известный психолог Л. С. Выготский.

Родителям необходимо обратить внимание на систематичность знаний ребенка. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок как можно больше запомнил фактов, со­бытий, названий и т. д. Конечно, прият­но ощутить гордость за своего ребенка, когда родственники или знакомые начина­ют восторгаться не по возрасту умным ре­бенком, знающим даже то, что они не всегда знают и помнят. Однако важно помнить; и о ребенке, для его развития «куча мала» из фрагментарных знаний куда менее важна (а может быть, и не нужна), чем стремление упорядочить, систематизировать информацию посредством установления при­чинно-следственных зависимостей, обобще­ний. Когда малыш удивил вас, рассказав наизусть длинную сказку, которую вы ему вчера прочли в первый раз, обратите внимание на то, что он понял в сказке, сможет ли объяснить причины поступков героев, описать их своими словами.

Ранее мы отмечали, что к проявлениям творческого потенциала относится любозна­тельность ребенка, его исследовательская активность. Обратимся к письмам. Денису 4,5 года. Его мама пишет:

Нас поражает, как быстро он все схваты­вает, буквально «на лету». Ему все интерес­но и в книгах, и на прогулке, причем очень часто его внимание приковывают обычные события и предметы, казалось бы, что мо­жет быть интересного в том, что мужчина, например, копается в моторе машины, но сын не пройдет мимо, обязательно оста­новится, начнет расспросы: «Что случилось с машиной? А что делает дядя? Он ее чинит? А почему он смотрит там? А может кончился бензин? А машина поедет потом? А когда он ее сделает? А почему он ее смот­рит здесь, а не в гараже? А машина только ^сейчас сломалась? А может быть, машина попала в аварию?» И так до бесконечности, пока не уведу его или не отвлеку внима­ние чем-то другим. Но когда придем домой, он обязательно расскажет папе или бабушке об увиденном, вспомнит довольно точно мои ответы ему и включить в рассказ вместе 'со своими версиями. Однако иногда его во­просы просто поражают, никогда не поду­мали бы, что в его возрасте дети могли бы спрашивать, как устроен телевизор или теле­фон, да еще так дотошно докапываться до самых мелочей. Я не физик, физику знаю только в пределах школьной программы, поэтому сыну я могу ответить только очень поверхностно. Сначала его устраивали мои ответы, но однажды пришел мастер по ремонту телевизора, и тут я услышала, какие вопросы ему стал задавать сын! После этого случая нашему папе пришлось засесть за книги, затем последовал разговор с сыном. Так вот, .Денис, который вообще-то очень подвижный ребенок, просидел как при­клеенный около папы в течение часа! Как он все запомнил! Я потом слышала, как он объяснял подробно все игрушеч­ному мишке, играя в мастера, ремонти­рующего телевизор. Постепенно интерес к приборам утих, на смену пришло дру­гое... Теперь нам с мужем пришлось вспомнить зоологию, да и географию тоже, но многое мы не просто забыли, а не зна­ли. Если сначала скажешь так, а потом по-другому, сын сразу заметит ошибку. К то­му же уже чувствуется характер: настойчи­вость проявляет, уже свое мнение имеет...

Вероятно, мама могла бы привести еще десятки примеров того, как мальчик актив­но познает мир. Выделим основное. Первое потребность в познании, просто жажда зна­ний, порождающая познавательную актив­ность. Ребенок ищет источник информации, задает многочисленные вопросы взрослым, сам пытается объяснить непонятное, опира­ясь на полученную информацию и соб­ственное воображение. Исследовательская активность завершается приобретением зна­ния, первичным пониманием. Второе: широ­та интересов, ненасыщаемость познаватель­ной потребности, мальчику интересно бук­вально все, с получением нового знания стремление узнавать не утихает.

Уважаемые родители! Порадуйтесь успе­хам ребенка. Он так щедр, так стремит­ся поделиться своими знаниями, своими открытиями. Вам, или бабушке с дедуш­кой, или 'игрушечному мишке он готов рассказать все, что узнал, что усвоил, но непременно в собственном понимании, он не повторяет, что услышал, а пересказы­вает так, как понял.

Психологические исследования показы­вают, что преобладающая у творческого (одаренного) ребенка познавательная мо­тивация выражается в форме исследователь­ской, поисковой активности и проявляется в большей чувствительности к новому, к новизне ситуации, обнаружению нового в обычном. Именно об этом пишет мама Дениса, удивляясь, что часто внимание мальчика приковывают события и явления довольно обычные с ее точки зрения.

Многочисленные вопросы ребенка, которые вас порой озадачивают, утомляют, есть не что иное как проявление творческого склада ребенка. Вы совершенно правильно посту­паете, пытаясь ответить на все вопросы малыша и даже привлекая для этого до­полнительную информацию, хотя чтение спе­циальной литературы требует времени и сил. Ваш труд не напрасен, знайте, он всегда с лихвой окупится. Это прекрасно, что сын (или дочь) обращается к вам, значит, в вас он видит необходимого собеседника. Со вре­менем, возможно, произойдет то, к чему вы должны быть готовы, дошкольник уже не сможет оставаться на том уровне знаний, который вы ему можете обеспечить (конеч­но, при условии того, что вы постараетесь как можно более отдалить это время), но необходимость в собеседнике, который инте­ресуется его занятиями, поддерживает, помогает преодолеть неудачи и радуется успехам, останется. И если таким собесед­ником будете вы, ребенок не отдалится от вас.

Из приведенного выше письма хорошо видна одна из особенностей дошкольного детства: очень широкий спектр интересов ребенка, а также довольно быстрая их смена. Важно не навязывать своих интересов ре­бенку, дать ему свободу выбора, поиска. Это не значит: пустить все на самотек. Важно вовремя поддержать, помочь ребен­ку, но в своей помощи как бы идти за ре­бенком, а не тащить его, навязывая свое мнение.

Однако довольно часто родителей волну­ет противоположное: увлеченность ребенка каким-нибудь одним занятием.

Здравствуйте!   Наша   дочь   до   трех   лет развивалась как все, без каких-либо осо­бых отличий. Девочка  послушная, любо­знательная, добрая.  В 3 года мы отдали ее  в детский  сад.  Там она на занятиях научилась лепить из пластилина. И тут все началось. Теперь это ее любимое занятие. Она не  играет  в  обычные   игрушки,  она их  лепит   сама   из  пластилина,   и   играет в них. Лепит буквально все: людей, зве­рей, мебель, машины, дома и т. д. У нее уже свой вылепленный зоопарк, магазин, дом. Причем лепить может часами, не отрыва­ясь, даже обедать не дозовешься. Если ей мешают, становится грубой и вредной. Да­же   не   знаем,   что  делать.   Может   быть, у нее, правда, талант? Может быть, стоит развивать? Но не сделает ли это ее раз­витие односторонним?  Получается у нее неплохо. У нас в роду этим никто не за­нимался. Помочь мы ей ничем не можем, потому что не умеем. Может', обратиться к специалистам? Посоветуйте, что делать... Уважаемые  родители!   Ваш  ребенок  тво­рит целый мир из пластилина.  Из  бесфор­менного   кусочка   материала   умелые   руки и богатая фантазия девочки создают удиви­тельные образы людей, животных. Что для нее  игрушки  из  магазина,  они  чужие,  хо­лодные.  А в игрушки,  вылепленные вашей дочерью,   вложен   не   только   труд,   но   и частичка души, поэтому они для нее живые. И   разве   можно   оторваться    (даже   если есть   хочется),   когда   у   мишки   осталось не вылепленным ухо или лапа... Поэтому не стоит сердиться на дочь. Вы же сами написа­ли, что она добрая девочка.

Сейчас трудно говорить о таланте, но ваша идея обратиться к специалистам имеет смысл. Односторонности развития бояться не следует, но если вас это очень беспокоит, попробуйте (очень осторожно!) обратить внимание дочери на другие занятия. Может быть, ее заинтересует рисование конструи­рование или еще что-либо. Вы не правы, говоря, что не можете ей ничем помочь. Поинтересуйтесь, что ей хочется сделать, подумайте вместе, поговорите о выполнен­ных работах, предложите сделать то, что она еще не пробовала (задача на усложне­ние деятельности)

В письмах родители отмечают такие ув­лечения детей, как пение, игра на музы­кальных инструментах; сочинение сказок, стихов, песен; разыгрывание ролей; кон­струирование; игра в шахматы; иностранный язык и т. д. Иногда встречаются соче­тания: любит играть в шахматы и играть на фортепиано или проявляет повышенный интерес к математике и иностранному языку.

Родители обязательно отмечают усердие, неутомимость, добросовестность выполнения и главное, занятие с удовольствием без какого-либо принуждения со стороны. На глазах родителей происходят изменения, как им кажется, удивительные, свидетель­ствующие о безусловной одаренности ре­бенка в данной области. Маленькая кроха только научилась ходить, а уже чуть ли не бежит к пианино, так радуется, когда бе­лые клавиши начинают звучать, а через некоторое время уже знает, «где мишка ходит», «где зайчик прыгает». И вот уже" сама подыгрывает маме... «Будет пианист­кой»,— говорит мама. «Ты просто хочешь видеть то, что тебе хочется,— возражает папа.— Ребенок есть ребенок, ему все инте­ресно, тем более что ты много времени проводишь за, фортепиано, а девочке просто скучно играть в это время одной». «Ты закрываешь глаза на ее талант. А я думаю, что чем скорее начать с ней серьезно заниматься, тем будет лучше. Нужно создать «музыкальную атмосферу», чтобы всегда зву­чала музыка, лучше если классическая, и все то время, когда ей, как ты говоришь, скучно играть в игрушки, посвятить музы­ке»,— решительно говорит мама. «А не ра­но ли?» — с сомнением произносит бабушка.

Как видим, мнения разошлись. Вопрос о ранней специализации, в данном случае о направленном, серьезном обучении ребен­ка игре на музыкальном инструменте, встал очень остро. Несомненно, занятия родите­лей оказывают большое влияние на развитие ребенка. Психологи отмечают, что ребенок ищет образец для подражания, сначала он бессознательно, а потом вполне сознатель­но усваивает особенности поведения взрос­лых. Мама любит музыку, с удовольствием играет на фортепиано, ребенок видит это и постепенно начинает тянуться к инстру­менту, ему тоже хочется играть так же, как и мама. Теперь представим, что весь день будет расписан, девочке нужно будет сидеть и слушать музыкальные записи, потом  мама будет показывать ей ноты. Взаимная радость сменится взаимной сосре­доточенностью, а может быть и взаимным раздражением. Игра превратится в обязан­ность... И не случится ли так, что маленькая искорка таланта так и потухнет, не разгоревшись?

В детстве многие дети талантливы. Исследователи отмечают, что в творчестве маленького ребенка есть нечто художествен­но ценное, роднящее его с подлинным искусством. Вспомните, уважаемые взрос­лые, может быть, и в вас жил в детстве маленький художник, сказочник... а потом шло время, и вы все больше удалялись от мира сказок, собственных творений, теряя его безвозвратно, но в то же время с легкостью и радостью от желанной взрослости. А радость-то была скорее обманной, ведь терялась естественность, терялось что-то свое, неповторимое. А что пришло на смену? Понимание, что они никогда не смогут творить, что это осталось где-то далеко в прошлом... Постепенно складывалось критическое отношение к себе: «В рисовании я ноль» или «Медведь на ухо наступил, слуха никакого».

А теперь представим знакомую многим ситуацию: ребенок пытается рисовать, и взрослый должен ему показать, как это сделать. И вот возвращается детство с солнышком и его лучиками в углу листа, с простенькими цветочками и деревьями на первом плане, а река — просто линия, а тут, пожалуй, и бабочку можно выпустить или какое-нибудь невиданное животное, чем-то смахивающее на собаку и козу одно­временно. Взрослому немного смешно, но очень приятно, ведь малыш все понимает в его «творении» и даже помогает: «Это поле? Давай еще зайчика под елку нари­суем». И соглашается, принимает зайчика, несмотря на его явную уродливость.

Уважаемые родители! Наш мир взрослых немного скучен из-за того, что оглядываем­ся, боимся, хоть и большие, а боимся: а вдруг кто увидит и не поймет или будет смеяться. А ребенок не боится, но очень ждет вашего одобрения. Помните песенку про розового слона? Для нас с вами все слоны серые, а ребенок: «Я то ведь знаю, розовый он!»

Как важно вовремя понять ребенка, понять его детский мир фантазий и сказоч­ных превращений. Входя в этот мир, сопри­касаясь с ним, не разрушайте его необ­думанным словом или поступком. Ставшие нам, взрослым, привычными и единственно правильными стереотипы не стремитесь навязывать детям. Не думайте, что, повзрос­лев, ваш малыш будет считать, что в лесу живут и зеленые, и сиреневые, и желтые медведи. Свое отношение, переживание, оценку ребенок может выразить через цвет. И медведи могут быть разноцветны­ми, потому что в представлении ребенка они очень разные: этот — добрый, этот - злой, этот — забияка, а этот — тихоня. Не нужно сразу пытаться переубедить ре­бенка; что такой башни не бывает, потому что основание уже верхушки, или что машины с крыльями нигде не встретить, с крыльями только самолеты строят. Попро­буйте поговорить с ребенком, похвалите за то, что ему удалось сделать такую уди­вительную башню. «А ведь у строителей в реальной жизни так не получается. Как ты думаешь, почему? А сможет такая башня долго простоять и не завалиться? А еще уже можно основание сделать?» Похвалите за необычную конструкцию машины: «Она и по земле ездит, и по воздуху летает, лучше ковра-самолета... А твоя машина крыльями машет или нет?» и т. д. Подобные, диалоги с ребенком не только поощряют к дальнейшему твор­честву, но и обогащают знаниями, кото­рые малыш не запоминает, а приобретает в результате собственных рассуждений.

Папа 5-летнего Миши пишет:

Сын очень увлечен конструкторами. В 3 го­да ему показали первый конструктор, с тех пор это его любимая игра, Или дело. Не знаю, что правильней. Он очень серьезен, когда конструирует. Конструкторов разных у него уже больше десятка. Даже те, которые для младшего школьного возраста, освоил. Стро­ит разное, но больше ему нравятся техни­ческие модели,  хотя их делать, на мой взгляд, сложнее, чем- разные строительные постройки..: Жаль, конечно, что небольшой выбор конструкторов в магазине, иногда ищешь, ищешь, полгорода объедешь, а ничего нового не найдешь. Так сын к этому дефи­циту уже сам начал приспосабливаться. Либо что-то такое смастерит, что не толь­ко в чертежах к конструктору нет, но и мне бы в голову не пришло. Либо возьмет разные части из разных конструкторов и мастерит что-то совсем необычное, то ка­кую-то космическую модель, то подводную лодку. Иногда даже жаль его становится: вижу, сидит, мучается, ничего не выходит. «Давай помогу»,— говорю. А он: «Не надо, я сам». А сам ничего не делает, все сидит, видно, в уме прикидывает, как бы лучше сделать. А потом смотришь, и действитель­но все сделает. Вообще-то он нормальный парень, никакого особого таланта у него нет, как у всех детей... Но иногда мы с женой думаем, может не давать, ему эти конструк­торы, в его ли возрасте так голову ломать».

Итак, мальчик увлечен конструированием.

Делает даже модели, рассчитанные на более старший возраст. Придумывает свои ориги­нальные конструкции. К любимому заня­тию относится серьезно, добросовестно.

«Продумывание в уме» будущих конструк­ций и последующее их исполнение свидетельствует о развитом наглядно-образном мышлении. Не станем делать прогнозов на будущее, но сейчас уже налицо признаки творческой одаренности Миши. Правы роди­тели, что поддерживают и одобряют заня­тия сына, создавая тем самым условия для развития образного мышления и вообра­жения. Однако остановимся подробнее на позиции родителей. Папа Миши считает его «нормальным» парнем, никакого особого та­ланта у него нет, как у всех детей. Прав ли папа? С одной стороны, его позиция вполне оправдана. Вспомните, как часто слова «отличающийся», «необычный», «неординар­ный» заменяются на «ненормальный». К со­жалению, это не просто традиция. Идея всеобщего равенства, прекрасная по сути и замыслу, в силу социальных причин в нашем обществе оказалась искаженной до неузнаваемости. Равенство возможностей, равенство прав, равенство способностей... Десятилетия нас убеждали: все дети равны. И этот знак социального равенства исклю­чал, отодвигал в сторону природные задатки.- Различия в способностях детей не бра­лись в расчет. Все мы боимся прослыть «ненормальными». В словаре слово «не­нормальный» определяется как отклоняю­щийся от нормы, от должного. То, что было отличным от нормы, в течение долгих лет искоренялось. В том числе и То, что состав­ляло творческий потенциал страны. В отно­шении творческой одаренности обычно гово­рят «способности, возможности, интеллект выше среднего». Но есть и другое отклоне­ние от нормы -  умственная отсталость, недоразвитие. Парадокс, но складывается впечатление, что у нас в обществе заботятся (спецучреждения, спецпрограммы, средства из бюджета) только о людях с отклонениями в сторону недоразвития. Конечно, это гуманно, так и должно быть. Но разве те, кто «выше нормы», не достой­ны столь же гуманного отношения? Разве можно одним словом «ненормальный» объ­единять тех и других? Безусловно, родите­ли хотят видеть своего ребенка одаренным, но с другой стороны и тревожатся по этому поводу. Пока социальной политикой общества не станет политика поддержки, поощрения творческой одаренности, опасе­ния родителей будут сохраняться. Слиш­ком велика для одаренного ребенка опас­ность получить ярлык «ненормальности».

Встречаются, две крайности. Одни родите­ли восхищаются каждым шагом и словом малыша, усматривая в них проявление неор­динарности, чуть ли не гениальности, и, сами того не подозревая, формируют завышенную самооценку у ребенка. В дальней­шем таким детям приходится очень труд­но: малейшая неудача (а ведь они привыкли только к успеху, восхищению окружающих) может привести к кризису, обиде на всех. Другая крайность не. менее опасна: родители не видят «открытий» ребенка или же. ста­раются не показывать своего интереса к его успехам (иногда, чтобы не избаловать), тем самым, не подозревая того, гасят по­ложительные эмоции, радость у ребенка, а это важное условие творчества.

Иногда недооценка одаренности ребенка связана с тем, что взрослые судят о рабо­тах малыша со своих «взрослых» позиций. Его рисунки, очень схематичные и несо­вершенные по художественному исполнению, принимаются за «детские каракули», сочиненные им детские песенки и сказочки воспринимаются как слабая пародия на настоящие.