Печать
Просмотров: 2608

Наиболее распространенными патологическими    привычкам у детей дошкольного возраста являются такие привычки как: сосание предметов, сосание пальца, грызение ногтей, онанизм.

Для того чтобы помочь детям избавиться от патологических привычек, родителям и педагогам необходимо понимать природу этих привычек (неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким ребенку людям), эти привычки помогают снять ребенку эмоциональное напряжение.

Сосание предметов.

Если ребенок сосет тряпочку в детском саду и дома. Возможно, это связано, что ребенка рано отдали в д\с и она привязалась к этой вещи, в какой то сложной ситуации, произошел перенос чувств на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойней, (постарайтесь точно вспомнить, когда ребенок начал сосать тряпочку, в какой ситуации). Посасывая тряпочку, ребенок как бы показывает взрослому, что он испытывает тревогу, беспокойство, что нужна помощь и поддержка в новой ситуации (например: пребывания в саду), говоря о том, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.

Что нужно делать.

  1. Наполнить жизнь ребенка в д/с, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересовать новыми играми и увлечениями.
  2. Присмотреться – с кем играет, для того, чтобы помочь обрести настоящего друга.
  3. Дома родителям необходимо проводить с ребенком как можно больше времени, обязательно разговаривать с ребенком и играть в разнообразные игры и тогда необходимость к тряпочке - выручалочке отпадет.

Что делать нельзя:

  1. Отбирать любимую вещь, к которой он так привязан. Да же если вы победите, напряжение ребенка только усилиться, и нет гарантии, что не появиться сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
  2. Наказывать и стыдить ребенка, за такую привязанность.
  3. Говорить об этом суррогатном друге, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание соски.

Чаще бывает у детей рано оторванных от груди.

Что нужно делать:

  1. Перестать обсуждать проблему соски
  2. Переключать внимание ребенка на более интересные занятия, разнообразить жизнь ребенка.

Что делать нельзя:

  1. Акцентировать внимание ребенка на проблеме соски, обсуждать эту проблему при ребенке.
  2. Ругать ребенка, за эту привязанность.

Сосание пальца:

Важно знать, что иногда такие приемы, как намазывание горчицей например, может помочь отучить ребенка от сосания пальца, однако следует помнить, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, соски. Сосание – это удовольствие раннего возраста, это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоен и не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания в следствии затрудненности грудного вскармливания.

В случае употребление матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курения, это предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию успокоения.

Что нужно делать:

  1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
  2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о современном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем детстве.
  3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.

Что делать нельзя:

  1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
  2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.

Кусание или грызение ногтей (онихофария).

Часто дети занимающиеся одной патологической привычкой (например: онанизм когда получают наказание, переключаются на другую привычку, например: грызение ногтей).

Из этих двух привычек, которыми занимается ребенок, мастурбация менее инфантильное занятие и преодолевается ребенком легче. А вот грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Во время грызения ногтей ребенок дает выход своей агрессии, напряженности, психологического дискомфорта, раздражения и получает удовольствие. Если ребенок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и, не находя выхода, переполняют ребенка. В этом случае грызение ногтей ребенком воспринимается как спасение. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный, автоматизированный  характер, избавиться от нее очень трудно.

Что нужно делать:

  1. Необходимо научить ребенка адекватным выходам агрессии. Позволять ребенку свободно, адекватными способами выражать свою агрессию, гнев. Для этого дома необходимо иметь специальную подушку, например которой он может выражать свои негативные чувства.
  2. Нужно не просто отказаться от упреков, угроз и наказания, но и понимать то, что происходит с ребенком, переключать, отвлекать его в момент грызения ногтей. Необходимо уменьшить чрезмерные требования к ребенку со стороны воспитывающих взрослых. Нужно переключать пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребенка проявление этой привычки.
  3. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, которой привычно равен периоду ее протекания.

Онанизм (мастурбация).

Раздражение половых органов руками, раздражение сжатием ног. Трение о различные предметы и.т.д

У детей дошкольного возраста эта привычка является результатом фиксации игрового манипулирования частями тела и чаще всего не сопровождается сексуальным возбуждением. Возникновению мастурбации способствует повышенная общая возбудимость ребенка.

«Мама бьет сына по рукам, когда он трогает себя между ног».

Онанизм – это совершенно естественное действие ребенка и в раннем возрасте является способом знакомства со своим телом, доставляет наслаждение также как еда, игра и.т.д.

И еще ребенку важно знать, о приятных ощущениях в этой части тела. Половые органы недоступные из-за пеленок, памперсов, становятся доступными тогда, когда ребенка начинают приучать к горшку.

Причиной может послужить переезд на новое место (не привычные, неудобные условия, засыпала одна в комнате не в привычной кроватке и обстановке, ссора родителей перед сном и.т.д)

Мастурбация может привести к замкнутости ребенка, усилив его интроверсию (внутреннюю переработку чувств, переживаний).

Мастурбация у необщительных детей является поводом для серьезной тревоги у родителей. Отсутствие у таких детей откровенности с родителями не дает им возможности отреагировать адекватными способами свои чувства и переживания. Создание своего, воображаемого мира характерно для единственных, необщительных от природы детей. Чаще онаниз отмечается у девочек предпочитающих мальчишеские игры и ув мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения. Предпосылкой возникновения может послужить активный темперамент ребенка и соответствующая ему повышенная потребность в снятии напряжения. Такая же повышенная потребность может возникнуть у ребенка нервно-соматически ослабленного. С повышенным уровнем возбудимости.

«Мамам не верит, что ребенку в 4 года может присниться кошмар».

Ребенок плохо посещает д\с, часто более, сама мама считает, что толку ходить в д/с нет. Ребенок во время нахождения в д\с, сидит и дожидается маму, скучает. Воспитатели заметили, что ребенок часто трется половыми органами о большие мягкие игрушки (раскачиваясь из стороны в сторону), рисует страшные рисунки, где герои «Баба яга и волк». Во сне ребенок перерабатывает ту информацию, которую получает днем.

Что нужно делать:

  1. Необходимо понять, что вызывает напряжение у ребенка, заставляющая получать краткое удовольствие и расслабление (излишняя строгость, недостаток тепла и непосредственности в выражении чувств, ограничение активности, запреты, физические наказания).
  2. Необходимо научить ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Нужно составить для себя «Меню удовольствия», чем больше родители вспомнят вместе с ребенком тех приятных дел, которые нравятся ему, тем легче родителям будет разнообразить способы получения удовольствия.
  3. Нужно отвлекать ребенка более приятными и интересными занятиями, расширив круг интересов общения со сверстниками. Необходимо повышать активность в движениях, в способах выражения чувств и включать в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышения чувства тела: купание, обливание, обтирание.

Что делать нельзя:

  1. Усердствовать при купании ребенка, проявляя при этом внимание к половым органам ребенка. Чрезмерно ласкать и целовать ребенка в губы, качать на ноге, находиться в одной постели с ребенком, оставлять ребенка на долго в постели без сна, надевать ребенку тесную одежду.
  2. Наказывать ребенка за онанизм, тем более бить по рукам. Шлепки способствуют приливу крови к половым органам ребенка.
  3. Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства, что способствует выключению чувствительной зоны рта и языка и включению зоны половых органов (эти две зоны тела рефлекторно связаны). Отдавать предпочтение в питании ребенка сладкой и мясной пищи.

ВЫВОД:

В профилактике патологических привычек большое значение имеет нормализация внутрисемейных отношений, мягкое и ровное отношение к ребенку, удовлетворение его потребности  в эмоциональной теплоте и ласке, систематические оздоровительные и физкультурные мероприятия, развития творчества.