ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ С МАЛЫШАМИ В КРУГУ СЕМЬИ
Многие детские игры – подражание
серьезной деятельности взрослых.
Я. Корчак
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Маленький ребенок – уникальная личность, и наша задача – ценить его уникальность, поддерживать и развивать ее.
"Главное – расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних", – подчеркивает В. Алямовская. Поэтому нам особенно важно наблюдать за развитием и поведением ребенка.
Родителям необходимо знать, что ребенок в каждый период своего развития приобретает определенные "психологические ценности", которые будут с ним всю его жизнь, поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, не следует форсировать его "взросление", так как в данном случае малыш не получит должного развития.
Развитие – это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. При этом особое значение имеет тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе для ребенка является ведущим, так как именно этот вид деятельности определяет новую ступень в его психическом развитии. Именно на него надо опираться, стимулируя развитие ребенка. От нас, взрослых, зависит, в каком направлении пойдет развитие ребенка. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность со своим пониманием действительности и с собственными формирующимися взглядами.
ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО:
- обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, взаимопонимании, терпении;
- окружить ребенка любовью, душевным теплом и светом, заботой и лаской;
- давать малышу духовную пищу, знакомить его с окружающим предметным и природным миром;
- предоставлять свободу его действиям, не забывая о безопасности;
- предоставлять ему возможность экспериментировать, действовать с окружающими предметами и вещами;
- быть с ним терпимым, давать ему возможность действовать так, как он может;
- утолять его жажду в познании окружающего, поддерживать стремление сделать что-то самому;
- быть с ребенком доброжелательным, приветливым, улыбаться во время общения с ним;
- хвалить его за скромные успехи, но не перехваливать;
- не бранить ребенка, обещая его наказать, а лучше вместе с ним исправить ситуацию;
- никогда не сравнивать с другими детьми.
Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребенка до трех лет – предметная игра. Поэтому с детьми этого возраста в детском саду проводятся игры-занятия, на которых усвоение какого-либо материала протекает в практической деятельности и незаметно для малышей. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности ребенка. С помощью этих игрушек мы знакомим детей с различными свойствами предметов, учим их выполнять задачи на подбор по сходству и различию.
Действия с дидактической игрушкой отражают свойственный этому периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактическая игрушка обогащает чувственный опыт малышей и учит их мыслить. В практических действиях на соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение и т.д. Дидактические игрушки хорошо развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами развивают память и воображение, так как ставят перед ребенком задачу запоминать и воспроизводить способы действий, показанные взрослыми.
ИГРУШКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ:
- для нанизывания предметов, имеющих сквозное отверстие (различные пирамидки);
- для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;
- для прокатывания;
- для развития мелкой моторики и навыков самообслуживания (с застежками, пуговицами, кнопками, шнурками, липучками, молнией);
- разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, различных по форме и т.д. (это народные игрушки – матрешки, яйца, бочата; мозаика, палочки, геометрические формы различной величины, цвета);
- куклы, машины, животные, предметы быта, наборы "Доктор", "Магазин", "Парикмахерская", кукольная мебель;
- игрушки-забавы и театральные игрушки, от имени которых говорит ребенок;
- музыкальные и заводные игрушки (игрушечное пианино, дудочка);
- предметы-заместители (палочки, крышечки, колечки от пирамидок и т.д.);
- природный и бросовый материал (шишки, каштаны; пластмассовые крышки);
- для развития движений (мячи, скакалки, кегли, клюшки).
При организации игр необходимо помнить, что для малышей требуется показ взрослого и совместные действия родителей с ребенком. С возрастом необходимо побуждать ребенка действовать по слову взрослого и по воображению.
Чем меньше ребенок, тем большая помощь взрослых требуется ему в игре. Дети чутко реагируют на отношение взрослого, на его равнодушие и фальшь. Поэтому взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Во время игры можно подсказывать, придумывать что-то интересное, помогать в трудных случаях, но при этом не делать за него то, с чем он может справиться сам. Вредны постоянные подсказки, ограничивающие активность ребенка. Важно, чтобы ребенок всегда был хозяином положения в игре.
Таким образом, вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разнообразные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также и игровые материалы.
Все действия с предметами ребенок усваивает играя, это увлекает его, создает радостное настроение. Важно, называя предметы и их признаки, показывать и объяснять ребенку, как ими действовать, какие правила выполнять. При этом ребенок должен сам много раз это повторять, не мешайте ему, подбодрите его.
Ребенку важно помочь выделять в предметах те свойства, которые он сам может и не заметить. Для этого, например, можно предложить ему перенести предмет в другое место, передать какую-либо вещь сестренке, помочь построить домик, одеть куклу и т.д. Выполняя эти действия, ребенок ощущает вес предметов – легкий или тяжелый, их поверхность – гладкая, твердая, мягкая, упругая.
Хорошо играть с ребенком и в ролевые игры. Вначале ребенок действует с игрушками так, как позволяют его неумелые ручки. Затем малыш знакомится с отдельными свойствами (погремушка звучит, машинка катится и т.д.), так начинается этап отобразительной игры, где дети усваивают способы действия с разными предметами и игрушками: стучат, бросают, двигают. Затем дети отражают в игре не только свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (катают коляску, везут груз).
При правильной поддержке взрослых дети второго года жизни начинают от действий переходить к отражению смысловых связей между ними, т.е. к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов. Он не просто катает коляску, а делает это, как мама, укладывая куклу в постель, ест сам и кормит ложкой зайчика.
Наша задача – помочь ребенку перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что можно играть. Например: напоим куклу чаем, угостим зайчика морковкой. "У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь", – говорил А. Макаренко.
В.И. Добрынина,
воспитатель группы раннего возраста