Готовимся к школе

ТЕСТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ "ЧТО Я ЗНАЮ О ШКОЛЕ?"

  1. Как обращаются к учительнице?
  2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
  3. Что говорят, если нужно выйти в туалет?
  4. Что такое урок?
  5. Как узнают, что время начать урок?
  6. Что такое перемена?
  7. Для чего нужна перемена?
  8. Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
  9. Где пишет учитель, когда объясняет задание?
  10. Что такое отметка?
  11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
  12. Что такое школьный дневник?
  13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
  14. Что такое каникулы?

Ответы:

  1. По имени-отчеству и на Вы.
  2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
  3. Поднять руку и сказать : «Извините, можно выйти».
  4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-то новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса. Иногда словом «урок» называют просто задания.
  5. Звенит звонок или колокольчик, коридоры пустеют дети идут в классы.
  6. Перемена – это перерыв между уроками.
  7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть.
  8. Дети пишут за партой.
  9. Учитель пишет на доске.
  10. Отметка – это то число, которым оценивают успехи – правильно или неправильно, хорошо или плохо учение выполнил задание.
  11. Дневник – это такая тетрадка, где имеется расписание уроков, дети записывают задание на дом, а учитель ставит отметки.
 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Обратите внимание на развитие эмоционально-волевой сферы, самоконтроля, приучайте ребенка к порядку. Малыш должен понимать, что перед уроками из портфеля нужно достать все необходимое для занятий, а после уроков опять аккуратно сложить в портфель.
  2. Установите для своего ребенка четкий режим дня и придерживайтесь его.
  3. Обязательно обратите внимание на укрепление здоровья: правильное и режимное питание, витамины, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.
  4. Бесценны занятия, развивающие и укрепляющие мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка, не говоря уже о развитии мышления. Хотя можно обойтись и без дорогих игр. Используйте подручные средства - можно сортировать семена гороха, кукурузы или бобов, пуговицы и другие мелкие предметы.
  5. Учить малыша сразу писать ручкой не советуют ни учителя первых классов, ни психологи. Лучше учиться писать простым карандашом.
  6. Не советуют родителям сразу учить детей писать буквы, пусть дети вначале научатся рисовать крючки, палочки, кружочки..
  7. Обязательно подготовьте будущего школьника к тому, что он идет в коллектив. Если малыш не ходит в детский сад, желательно, чтобы он просто общался с детьми - умел подойти, спросить о чем-то, попросить о помощи.
  8. Надо учить ребенка вслушиваться в звуки речи. Больше читайте детям увлекательных книжек. Играйте с ними в «умные игры». Например, начните рассказывать сказку, а малыш пусть придумает ее концовку.
  9. Учите с детьми считалочки, стихи, загадки. Можно придумывать игры с геометрическими фигурами, которые помогают развивать воображение, образное мышление.
  10. 10.  Очень полезно, если по вечерам вы будете просить ребенка рассказывать о том, какие события происходили с ним в течение дня, что он переживал в том или ином случае.
  11. Объясните будущему первокласснику, что в первую очередь он идет в школу учиться, ну а еще, чтобы найти там много новых друзей.
 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность к школе»

Родителям важно понять и решить для себя, смогут ли они:

  • помогать ребёнку и не сердиться;
  • не кричать, принимать спокойно всё так, как есть;
  • не унижать;
  • не обижать;
  • не сравнивать с другими своего ребёнка;
  • не наказывать без явной причины, а лишь потому, что вы не в духе.

В общем, могут ли они пожертвовать своими привычками, прихотями ради блага, успеха своего ребёнка.

Что надо знать родителю о ребёнке, который идёт в школу:

  • он ещё живёт в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени;
  • он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо», «должен»;
  • его работоспособность – 5 – 20 мин, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности;
  • ему непривычно будет быть «одним из многих»;
  • он будет более подвержен заболеваниям;
  • ему обязательно нужен свежий воздух после занятий и движения;
  • ему в первое время обучения необходимо, чтобы рядом была мама: проводить в школу, встретить из школы, вместе гулять и т.д.

Ребёнку нужны положительные эмоции:

  • ребёнок ждёт от вас похвалы;
  • главное для него – понимание, любовь, доверие, забота.

Поведение родителей по отношению к ребёнку, который идёт в школу:

  • старайтесь в выходные сделать что-то интересное с ребёнком;
  • не забывайте заглядывать в ранец своего ребёнка;
  • постарайтесь заранее научить его открывать и закрывать дверь;
  • научите ребёнка аккуратно вешать школьную форму;
  • все бытовые дела с ним попробуйте «отрепетировать» заранее;
  • берегите психику ребёнка;
  • будьте сдержанны в своих эмоциях;
  • не забывайте о школьных праздниках, ребёнок должен быть красиво и празднично одет;
  • дайте ребёнку возможность почувствовать себя счастливым и умеющим.

Родители могут столкнуться с неожиданными трудностями, особенно в первые месяцы обучения ребёнка. У некоторых детей меняется поведение (одни становятся агрессивными, другие, наоборот, пассивными), некоторым детям снятся страшные сны, некоторые каждое утро жалуются на боль в животе, у некоторых развиваются тики и т.д. Эти проблемы свидетельствуют о сложностях адаптации к школе. Их разрешать лучше с помощью специалистов – учителей, психологов. Но основа разрешения проблем – это поддержка со стороны родителей: проявление их любви и веры в способности ребёнка.

Ребёнок  и  занятие

Ребёнок испытывает радость от занятия:

  • когда ему интересно;
  • у него что-то получается;
  • его понимают;
  • его принимают таким, каков он есть.

Способности, которые необходимо родителям развивать в своём ребёнке:

  • память (тактильную, зрительную и пр.);
  • внимание;
  • логическое мышление;
  • образное мышление;
  • творческое воображение;
  • коммуникабельность;
  • речь;
  • координацию;
  • мелкую моторику;
  • конструирование;
  • счёт и др.

Развивать эти способности можно:

  • с помощью занятий в детском саду;
  • дополнительных занятий в различных центрах;
  • занятий с репетитором;
  • занятий дома с родителями;
  • использования интеллектуальных и развивающих игр и игрушек;
  • чтения сказок, бесед, прогулок, путешествий;
  • посещения музеев, выставок, спектаклей, концертов;

Для чего необходимо развивать эти способности:

  • чтобы подготовить ребёнка к школе;
  • чтобы ему легче было учиться;
  • чтобы он был не хуже других;
  • чтобы стал думающим;
  • мог справиться с любой задачей;
  • заложить ребёнку основы интеллектуально-творческого развития.

Во время занятия от взрослых требуется:

  • терпение;
  • умение играть и верить в игру;
  • принять ребёнка таким, каков он есть;
  • принять и понять любой ответ, предложение, решение ребёнка;
  • почувствовать ребёнка с начала занятия (или раньше);
  • импровизировать;
  • подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;
  • не сравнивать одного ребёнка с другим;
  • артистизм;
  • творчество.
 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3.

Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

Несколько коротких правил

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
 

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

1. Личностная готовность

Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Очень важный аспект личностной готовности ребенка к обучению в школе связан с его взаимоотношениями со взрослыми. Общаясь и взаимодействуя со взрослыми, к концу дошкольного возраста он начинает ориентироваться не только на непосредственные, ситуативные отношения с ними, но и на определенные нормы и правила. Теперь дети испытывают потребность во внимании и сопереживании взрослого, они способны различать функции взрослого, соответствующие разным ситуациям общения.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к ним. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец. Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).  Ребенок должен владеть планомерным восприятием,  обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление;
  • логическое запоминание;
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
  • овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов;
  • развитие движений руки зрительно - двигательной координации.

Важнейшим показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе является овладение им связной, грамматически и фонетически правильной речью: умение не только понимать речь другого, но и самостоятельно строить предложения для своих мыслей, умение подбирать и произносить слова, умение различать на слух сходные звукосочетания.

3. Социально-психологическая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

По мнению ряда исследователей, в структуре социально- психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

  • коммуникативную компетентность;
  • социальную компетентность;
  • языковую компетентность.

Социальная компетентность - это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально - культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной, или более широко – компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентность, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению.  Умение общаться со взрослыми, сверстниками (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых). Умение войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.

4. Физиологическая готовность:

  • уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья;
  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева – справа, координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книги);
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом (слово - картинка либо, слово - ситуация).
 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск