Страничка учителя-логопеда

Консультация для родителей «Как научить ребенка читать?»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ?»

Костюкова Юлия Анатольевна,

учитель-логопед.

 

Для нас, взрослых, читать просто, а для ребенка это трудная мыслительная задача. Помните – мы учимся читать! Ребенок осваивает новый процесс, и темп, с которым это будет происходить, абсолютно индивидуален. От того, насколько мы будем терпеливы, зависит дальнейшее отношение ребенка к процессу чтения, и важно, чтобы оно было позитивным.

Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, в возрасте 4-4,5 лет пора начинать подготовку к этому.

Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами.

Поиграйте в игру "Слушай внимательно": предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д. Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.

С чего необходимо начинать обучение чтению.

1.Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением.

2.Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!

3.Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ, или рэ, или эр и т.п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

4. Нельзя учить детей побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА (одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

5. Имейте дома набор магнитных букв или разрезную азбуку.

6. Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном чтении отдельных слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

Формируйте в ребенке ощущение, что читать – это хорошо, хвалите его за успехи. Пусть папа, придя домой с работы, найдет несколько минут и послушает, как сын или дочка читают. Похвастайтесь его успехами бабушкам и дедушкам, пусть при случае тоже послушают, как ребенок умеет соединять буквы в слова, и обязательно порадуются за внука. Можно вручать ребенку грамоту, которая гласит, что теперь он умеет читать. Это отлично мотивирует.

 

И напоследок НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ДЛЯ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ.

1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную обстановку, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению надо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ребенка умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку разрядку после занятий.

4. Если ребенок не хочет заниматься, это говорит о том, что возможности ребенка не поспевают за требованиями взрослого. Подумайте, что сделано не так, и вернитесь на предыдущий этап. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Темпы обучения у всех свои и возможно таланты вашего ребенка лежат в другой области.

6. Да, и если ребенок научился читать сам, это не избавляет родителей от обязанности читать ему вслух. ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ РОДИТЕЛЯМ ЧИТАТЬ ДЕТЯМ КНИЖКИ ВСЛУХ ДО 14 ЛЕТ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Обновлено 22.10.2018 00:06
 

Участие в конкурсе-чтецов "Пусть помнит мир спасённый", посвященном 70-летию Великой Победы

Обновлено 26.05.2015 22:25
 

Логопедические занятия с детьми группы "Клубничка"

Обновлено 26.05.2015 22:29
 

Экскурсия на почту

Обновлено 20.03.2015 13:17
 

Речевые игры для развития связной речи

Речевые игры для развития связной речи

Консультация для родителей

Желнорчук Г.А., учитель-логопед

Под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой составляют единое целое. Каждое самостоятельное отдельное предложение можно считать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Осуществляется она в двух формах - диалоге и монологе.

Диалог, как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, или в виде разговора, беседы двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия, интересов, знания того, о чем идет речь.

Монологическая речь - речь одного лица, цель которого - сообщение о каких-либо фактах действительности. Это наиболее сложная форма речи, которая служит для передачи информации. Особенность этой формы речи в том, что содержание ее, как правило, заранее известно или задано и предварительно планируется.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по речевому развитию в детском саду.

У некоторых детей связная речь сформирована недостаточно. Ограничен словарный запас. При пересказе дети ошибаются в передаче последовательности событий, пропускают целые звенья, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание малодоступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Наблюдаются трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному воспитателем. Творческое рассказывание дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа,· развития выбранного сюжета, его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.

Формирование связной речи у детей осуществляется в комплексе мероприятий, таких как:

  • формирование умение планировать собственное высказывание,
  • самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации,
  • самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Работа по формированию связной речи начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении, с овладения детьми навыками монологической речи: пересказом прослушанного текста, составлением рассказа-описания, рассказывания с элементом творчества.

Работа проводится на занятиях и в режимные моменты в игровой форме.

Проводя речевые игры, необходимо исходить из состава, возраста и состояния детей.

Важно при использовании игры включать в работу тех детей, уровень развития речевого аппарата которых ниже поставленной задачи. Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои знания, дает им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками игры, занятия.

У детей не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни их них сформировались, другие сформировались неправильно, третьи не достигли нужного уровня. Поэтому общие задачи по развитию речевых умений и навыков должны решаться дифференцированно. Это осложняет организацию работы, но повышает ее эффективность.

Работа по развитию лексической стороны речи очень важна. Ребенок должен уметь различать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять, как в структурной, так и в слоговой связи.

При работе над развитием лексической стороны речи предусматриваются некоторые задачи:

  • узнавать слова, различать слова, близкие по звуковому оформлению,
  • уметь отличать правильно и не правильно произносимые слова,
  • расширять пассивный словарь (накапливать в памяти слова, уметь различать и понимать их),
  • группировать слова по разным признакам,
  • понимать разные виды значения слова,
  • уметь сопоставлять, сравнивать слова по их лексическим значениям (синонимы, антонимы),
  • работать над смысловой сочетаемостью слова,
  • активизировать поиск слов ребенком.

Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребенка умений выделять свойства и признаки предметов, а для этого надо развивать наблюдательность ребенка, его познавательную активность, учить сравнивать между собой предметы, делать выводу об их сходстве или несходстве. При этом, чем больше ребенок сможет выделить признаков или свойств предметов, чем больше он будет проводить сравнений предметов по их свойствам и признакам, тем больше будет развиваться его речемыслительная деятельность.

Можно предложить ребенку набор признаков, по которым он определит предмет, как это делается в загадках, можно попросить детей самих придумать такие загадки. Такая игра приносит очень большую пользу. Выделяя и называя признаки предметов, его действия, ребенок учится употреблять в речи прилагательные, наречия, глаголы.

Работа по формированию словаря открывает ребенку возможность для развития ФРАЗОВОЙ РЕЧИ, так как умение выделять в предмете свойства, признаки и определять действия которые предмет может совершать, составляют основу для построения высказывания об этом предмете.

В дальнейшем, упражняясь в таких построениях, дети строят высказывания и пользуются ими самостоятельно.

Работа по формированию речи требует внимания и к формированию грамматического строя речи, и она также тесно с работой над словом, так как слова связываются в предложении по определенным законам грамматики. При отрабатывании различных видов сочетаний слов, у детей формируется умение правильно строить предложно-падежные сочетания. Работа над предложением должна предусматривать два направления:

  • работу по его развертыванию, распространению, наполнению, интонационному наполнению.
  • работу по синтаксическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Все это способствует развитию у детей «грамматической сноровки».

В процессе работы будут совершенствоваться речевые умения и навыки и поэтому педагогу надо включать в свою работу развитие творческих речевых умений детей. Особенно важно на это обратить внимание при работе над диалогами, пересказами, составлением рассказов. Следует побуждать детей к поиску разных способов передачи сообщения на одну и ту же тему, шире практиковать задания типа: «Продолжи рассказ», «Составь рассказ по началу», «Сделай более полный рассказ».

Очень важно формировать у детей контролирующие умения. Слушая чужую речь, ребенок должен уметь оценивать ее по параметру: правильно - неправильно. Именно чужую, потому что свою он научится оценивать позже. Контролирующие умения формируются в три этапа:

  • на первом этапе нужно сформировать образы на основе чужой речи (образы накапливаются в памяти ребенка),
  • на втором этапе - формировать умение сопоставлять предлагаемую речь с образом, записанным в памяти,
  • на третьем этапе - формировать умение контролировать собственную речь, что очень важно для произносительных навыков ребенка, а в дальнейшем овладение им письмом.

Эффективность работы над речью определяется тем, как сам ребенок участвует в речевом процессе, какая ему отводится роль, какая степень инициативности ребенка в этом процессе. Нужно строить работу так, чтобы все дети могли участвовать в коммуникативных операциях.

Известно, что игра - это эффективное средство работы с детьми. При организации речевых игр и упражнений нужно помнить, что:

  • игра не должна быть длительной (не более 15 минут),
  • она должна производиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность
  • понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а руководитель помочь ему в этом.
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление,
  • игра может быть частью занятия или производиться в один из режимных моментов,
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность,
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряя детскую инициативу,
  • в процессе игры руководитель принимает непосредственное участие: по ходу игры вносить необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключении обязательно поощрять всех детей, отмечая наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Изначальное понятие, которое дается детям: понятие о слове. Для формирования этого понятия проводятся ряд игр.

Одна из таких игр - «СКОЛЬКО СЛОВ?»

Цель: Дать понятие - слово.

Оборудование: 3-5 предметов (апельсин, кукла, карандаш, мяч)

Ход игры: Все предметы имеют свои названия. У меня на столе кукла, карандаш, мяч апельсин. Давайте назовем каждый предмет (дети называют). Вы правильно назвали все предметы и сказали много слов. Повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте сколько я произнесу слов: дом, цветок (2). Какое первое? Какое второе? Придумайте по одному слову: А теперь по два и не произносить.

Для того чтобы дети могли понять, что слова обозначают как живые, так и не живые предметы можно провести игру – «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»

Оборудование: картинки одушевленных и неодушевленных предметов.

Ход игры: Вокруг нас много разных предметов и о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом. Что это? (стол, диван, дерево ...). А сейчас я спрошу по-другому - «Кто это?» (лев, корова ... ) Как можно спросить про льва, няню, корову? Кто это? Я буду называть, а вы ставьте вопрос к этим предметам. Посмотрите на игрушечного медведя и на медведя на картинке. Чем они отличаются? (живой и не живой) Все слова, обозначающие не живые предметы, отвечают на вопрос - «что это?», а живые - «кто это?».

Игра «КАКОЙ ОН?» помогает детям понять слова, обозначающие признаки предметов. Берется один или несколько предметов. Например, лимон. Какой он? (ответы) Мы услышали много слов и к каждому можно поставить вопрос - «какой?». А теперь посчитайте, сколько слов я скажу: «большой, новый» (2 слова). Какое первое? Какое втрое? А теперь вы назовите по два слова, к которым можно поставить вопрос «какой».

Игра «ЧТО С ЧЕМ?» учит правильно употреблять существительные в единственном числе в творительном и родительном падежах.

Оборудование: любые предметы необходимые в быту.

Ход игры: Найдите то из чего едят? (Суп едят из тарелки) Чем открывают дверь? (Дверь открывают ключом).

Игра «ЧЕТЫРЕ СЛОВА» поможет расширить запас существительных в активном словаре детей. Кроме того закрепит навыки ловли и бросания мяча, увеличит двигательную активность детей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Дети в кругу. Ведущий бросает по очереди мяч и говорит одно из 4 слов: земля, вода, небо, огонь. Кому сказано слово «земля», называет животных, растения, цветы, кусты, деревья. «Вода» - название рыб, «небо» - название птиц, «огонь» - всем повернуться кругом. Не правильно выполнившие задания пропускают один тур игры.

Игра «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ» учит правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки одушевленных предметов.

Ход игры: Педагог показывает изображение животных, птиц, насекомых и спрашивает: «Как они передвигаются?» (например, бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает). За правильно полученный ответ дается картинка.

 

Советы логопеда для родителей будущих первоклассников

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Желнорчук Г.А., учитель-логопед

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его возможности со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание на развитие речи ребенка:

  1. Состояние звукопроизношения. Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.
  2. Состояние фонематических процессов. Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
  3. Состояние грамматического строя. Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  4. Состояние слоговой структуры слова. Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.
  5. Состояние словарного запаса. Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.
  6. Состояние связной речи. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Итоги:

Итак, к шести годам ваш ребенок:

  • обладает словарем около 4000 слов;
  • практически все звуки родного языка произносит правильно;
  • умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к рассказываемому;
  • помнит и может описать прошедшие события;
  • пользуется сложными предложениями;
  • употребляет все части речи;
  • использует абстрактные и отвлеченные понятия;
  • различает и дифференцирует звуки речи.

Помните!

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

 

Логопедическое занятие в форме КВН на тему «Зимующие и перелётные птицы»

Логопедическое занятие в форме КВН на тему
«Зимующие и перелётные птицы»

Цель:

Обобщить знания детей о разных видах птиц (зимующие, перелётные, водоплавающие).

Закрепить умение классифицировать птиц.

Развивать память, внимание, воображение, мышление.

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Предварительная работа.

Чтение рассказов, сказок, стихов о птицах.

Заучивание загадок, пословиц, поговорок о птицах.

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций.

Ход мероприятия

Учитель - логопед: Добрый день, дорогие друзья. Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы увидим замечательную игру КВН. Соревнуются две команды.

Представляем вам наше жюри, которое определит сегодняшних победителей (Учитель - логопед представляет жюри).

Приветствие команд.

Все дети:

Мы весёлые ребята,

И не любим мы скучать,

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть!

1 команда:

Мы отвечаем дружно,

И в том сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Владычицей побед!

2 команда:

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование -

Ведёт к победе не судьба,

А только наши знания!

Команды приветствуют жюри.

Все вместе:

Не победа здесь важна

Справедливость нам нужна!

Учитель - логопед: Разрешите представить команды. Но как они называются? Определите название команд по загадкам.

1 конкурс

Команда 1:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Команда 2:

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец!

Я рад увидеться с друзьями,

Ну, а зовут меня… (Скворец)

Теперь мы знаем, что команды у нас называются “Воробышки” и “Скворушки”.

2 конкурс. Конкурс капитанов

Учитель - логопед: Внимание! Начинается наш 2 конкурс капитанов “Знаете ли вы птиц”.

Капитанам команды даётся задание описать по картинке птицу (не называя её) так, чтобы команда узнала эту птицу по описанию.

3 конкурс. Эрудит

Вопросы для команд:

Где делают гнезда жаворонки? (в земле)

Какая птица не вьет гнезда и не высиживает яйца? (кукушка)

Какую пользу приносят синицы? (Поедают вредных жучков, личинок)

Почему после работы трактора на полях налетают грачи? (трактор поднимает на землю много жучков и червяков)

Какие птицы имеют очень длинный хвост? (Трясогузка, сорока)

Где лебедь делает себе гнездо? (Рядом с водой)

Какая птица может подражать животным и другим птицам? (Скворец)

Сова, какая птица? (Хищная)

4 конкурс. Разминка “Запомни и повтори”

Задание команде 1: хлопнуть в ладоши 5 раз, наклониться вперед 4 раза, прыгнуть на двух ногах 7 раз, громко прокричать кукареку.

Задание команде 2: топнуть правой ногой 3 раза, сделать 5 шагов вперёд, 2 назад, наклониться по одному разу вправо-влево, громко крикнуть чик-чирик.

Музыкальная пауза «Танец маленьких утят»

5 конкурс. Великие математики

Вопросы задаются поочередно обеим командам.

Кого больше в лесу: дятлов или птиц?

Чего больше в лесу гнёзд или деревьев?

Назовите птиц с чёрным оперением.

Назовите птиц с желтым оперением.

Математические загадки-смекалки:

На кормушке сидело 3 воробья, прилетело 2 синицы. Сколько стало птиц?

На кормушке было 6 скворцов, один улетел. Сколько птиц осталось на кормушке?

6 конкурс. Стенка стенку

Командам предлагается называть по очереди назвать действия, которые умеют делать птицы.

7 конкурс. Веселые буквы

Команды поочередно достают буквы из мешочка и называют птиц, в названии которых встречается заданный звук.

8 конкурс. Четвёртый лишний

Выбрать на картинке лишнюю птицу и объяснить почему (среди перелётных зимующая птица и, наоборот, среди зимующих перелётная; водоплавающие, домашние).

9 конкурс. Юные артисты

Каждой команде поочерёдно даётся картинка с изображением птицы, другая команда не видит картинку. Дети показывают (имитируют движения птицы на картинке). Другая команда отгадывает, кого они изобразили.

Жюри подводит итоги и объявляет победителя КВН.

Обновлено 19.12.2014 16:07
 

Интегрированный подход в развитии толерантности у детей дошкольного возраста

Интегрированное занятие на развитие у детей дошкольного возраста толерантности
«Внимание – в объективе все нации»

Задачи:
1. Познакомить детей с понятиями «обычаи», «традиция», с традициями и обычаями народов, населяющих Россию.
2. Формировать чувства глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
3. Развивать внимание, мышление.
Ход занятия:

Вход под музыку «У моей России – длинные косички»

Педагог:
- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна? (Россия) Посмотрите, границы нашей родины. (Слайд, границы России)
Педагог: - Наша страна очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… ». Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

Обсуждение нового материала. «Мы – дети разных народов, мы – один народ».

Вопрос участникам занятия: - Какие народы населяют нашу страну? (ответы).
Педагог: Да, нашу страну населяют люди разных национальностей - украинцы, белорусы, татары, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, таджики, армяне, азербайджанцы, грузины и многие – многие другие - всего более ста национальностей (рассматривают иллюстрации). В нашей группе тоже дети разных национальностей.
Но русский народ составляет основу России, саму ее душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения.

Но Тигран приготовил стихотворение «Кукушка» на армянском языке.
Катя «Грибок» «Традиции и обычаи народов России».

Бурятская народная игра «Иголочка, ниточка, узелок» (Зун, утахн, зангилаа)

Правила игры: иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.
А теперь посмотрим самый романтичный и красивый грузинский танец. (Просмотр видеоролика)

 

Составление памятки «Учимся уважать людей любой национальности».

Педагог:

- Где бы мы ни жили, чем бы мы ни занимались, мы всегда общаемся друг с другом. Так устроена жизнь. Предлагаю вам составить правила, которые точно говорят, как нужно относится к людям другой национальности.

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе. Катя С.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого. Никогда не говори о ней плохих слов. Это глупо и несправедливо: ведь плохих наций нет, есть плохие и хорошие люди в любой нации, в том числе и твоей. Герман С.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, - обретешь новых друзей, интересней станет жизнь. Тимур В.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную. Саша М.

Прослушивание украинской песни.

Актуализация знаний.

Педагог: - Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, традициях и обычаях народов, населяющих Россию. Как вы видите, традиций и обычаев у наших народов много. Мы должны бережно хранить все традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества, показывая ловкость и сноровку в профессии, работать, непременно делясь плодами своего труда со своими ближними, то есть, являя лучшие человеческие качества: патриотизм, смекалку, творческий дар, товарищество, любовь к России.

Главная задача каждого человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

У каждого народа есть не только свои традиции, но и национальная кухня. (Просмотр презентации «Блюда разных наций»)

Педагог: Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность, способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

Мы с вами сделаем следующие выводы:

  • Россия – единое многонациональное государство; Миша
  • Все республики и народы, проживающие на территории России, равны; Катя Б.
  • Каждый народ имеет право на сохранение своего вероисповедания, языка, своей истории и самобытной культуры; Дима Т.
  • В России много веков назад сложилась традиция дружбы и тёплого уважительного отношения к культуре и традициям соседних народов, и мы должны свято чтить и продолжать эту традицию. Педагог.
  • А главное – что одной из важнейших духовных традиций многонационального народа нашей великой России является многовековая ДРУЖБА.Педагог.
  • Изготовление плаката «Дружат дети всей России» А закончить наше занятие я хочу стихотворением Николая Доризо «Родина твоя». Педагог.

Есть на земле священные границы,
Но пограничных нет на них солдат.
Через границы те бежит пшеница.
На них в обнимку яблони стоят.


Ты их пройдешь и даже не заметишь,
Что на другую землю ты пришел.
На всем пути друзей хороших встретишь
Из кишлаков, станиц, из дальних сел.


Везде найдешь, с кем думой поделиться
И с песней вдоль по улице пройти.
Есть на земле священные границы.
И есть на свете ДРУЖБА без границ!

Педагог: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. (Чаепитие с пирогом)

Прослушивание песни «Для друзей нет выходных»

Спасибо за участие в занятии!

Обновлено 01.12.2014 19:13
 

Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми - логопатов

"Интегрированный подход в коррекционной работе с детьми - логопатов"

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями.

Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия.

Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога,  раскрытия его способностей.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Такие как на интегрированном занятии на тему: “Развитие словообразовательных навыков на материале лексической темы “Золотая осень”. Целью, которого было закрепить словообразовательные навыки на базе осенней тематики в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов и синонимов.

Задачи данного занятия:

  1. Закрепить знания о лесных деревьях, их строении; уточнить различия между хвойными и лиственными деревьями.
  2. Закрепить употребление имен существительных в ед. ч. в косвенных падежах;
  3. Отработать образование относительных прилагательных;
  4. Закрепить образование сложных прилагательных;
  5. Закрепить умение понимать смысл и отгадывать загадки;
  6. Развивать фонематическое восприятие на звуках живой природы;
  7. Отработать подачу целенаправленной воздушной струи;
  8. Развивать общую и мелкую моторику, внимание, память, мышление;

Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с  педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
  • разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

  • чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы  на каждом занятии;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Основные принципы взаимодействия с детьми:

  1. Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
  2. Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей, монотонная речь быстро утомляет, постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости.
  3. Меньше замечаний, больше похвалы, так как «психологические особенности многих детей таковы, что порок чувствительности к отрицательным стимулам очень низок», открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
  4. Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
  5. Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.
 

Экскурсия в лесопарковую зону

УЧЕБНЫЙ ГОД В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НАЧАЛСЯ С ЭКСКУРСИИ В ЛЕСОПАРКОВУЮ ЗОНУ

Цель. Расширять представление детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнять представление об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; показать многоярусность смешанного леса; продолжать учить различать некоторые деревья, зимующих птиц; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа. Экскурсия происходит на территории детского сада,  Логопед обыгрывает ситуацию

Ход экскурсии

Логопед. Сегодня мы с вами поедем в лес. Посмотрите, сколько листьев на земле, что это означает?

Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Не топтать траву, не рвать растения, не сорить, не шуметь, не уходить далеко от взрослых.)

Логопед. Послушайте загадку и определите, о каком времени года в ней говорится.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я. осень.

Что изменяется в лесу с приходом осени? По каким признакам мы узнаём осень? Какая погода осенью? (Ответы.) Хочу поговорить с вами о растениях. В лесу много деревьев, кустарников, грибов. Верхний шатер образуют могучие, высокие деревья. Они стремятся к свету, к солнцу, поднимаются все выше и выше и только на макушках широко распускают свои ветки. Под шатром высоких деревьев растут кустарники - калина, малина, шиповник, лещина. Нижний этаж занимают травы, мхи, лишайники, грибы. Лес - многоярусный.

Посмотрите вокруг. Какие деревья вы видите? (Сосну, ель, березу, дуб.) А еще в наших лесах можно встретить осину, ольху, липу, клен. Возьмите веточки ели и сосны и найдите различия между их хвоинками. Как они располагаются? Какова их длина? (Ответы.)

Сосна и ель - хвойные деревья. Их листочки — хвоинки. Они не опадают все сразу, как листья у лиственных деревьев. Хвою сосны и ели меняют постепенно, в течение нескольких лет, поэтому они круглый год зеленые.

Ель любит влагу, растет на влажных глинистых почвах. Еловые леса - темные. Сосна может расти на сухих песках, на моховых болотах, на голых склонах и даже на гранитных скалах. Она любит свет. Воздух в сосновых лесах сухой, легкий, целебный. В нем много кислорода, фитонцидов, других полезных элементов. Подышим этим воздухом. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)

Каждый ребенок получает лист с какого-нибудь дерева. По сигналу дети находят деревья, с которых они упали.

Подвижная игра «У медведя во бору».

Дети ходят по полянке и поют песенку.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь сидит и на нас рычит.

С последним словом водящий - медведь - ловит убегающих детей.

Логопед. Вспомните: какие птицы остаются у нас зимовать? (Ответы.)

Наблюдение за воробьем и сорокой.

Логопед.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Вспомните правила сбора грибов. (Собирать можно только известные грибы, ядовитые обходить стороной, не топтать их, потому они нужны лесным животным.)

Подвижная игра «Мышеловки».

Одни дети становятся парами по кругу и, держась за руки, поднимают их вверх - мышеловки открыты. Другие дети - мышки - пробегают через мышеловки. По сигналу дети опускают руки. Попавшаяся мышка ждет пару, затем вместе с ней образует мышеловку.

Сбор листьев, шишек, мха, веток, другого природного материала.

Сюрпризный момент

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Дети находят под сосной корзину с лесными орехами.

Логопед.  Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили о лесе. Мы еще много будем говорить о нем, не раз побываем здесь. Нужно запомнить: лес - наш друг и помощник. И относиться к нему надо как к другу, бережно и внимательно.

Будь здоров, зеленый лес!

Стой в торжественном наряде!

Парты, книги и тетради

Ты нам дал, зеленый лес.

Чтоб небес не застилали

Тучи копоти и пыли,

Чтоб прозрачны были реки,

Будь здоров, зеленый лес!

Чтоб навеки не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший!

Будь здоров, зеленый лес!

 

Пятый год жизни (от четырёх до пяти лет)

На пятом году жизни у ребёнка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становиться разнообразней, точнее и  богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становиться ребёнок, тем больше влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от2500 до 3000 слов к концу года) даёт ребёнку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста всё чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребёнок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, оранжевый, тёмный), отражение временных и пространственных отношений. Всё шире ребёнок использует притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, из-за и др.). В словаре появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты) однако он их употребляет ещё пока очень редко. Свои высказывания четырёхлетний ребёнок строит из 2-3 и более простых распространённых предложений. Сложноподчинённые и сложносочинённые предложения он использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), нарушают структуру предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие всё ещё не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырёхлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребёнок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша-каша, Миша-Гриша. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточном развитии самоконтроля.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырёхстишия.  Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата. Их подвижность даёт возможность осуществлять более точные движения  языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезает смягчённое произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л],[р],[рь], отчётливо произносят многосложные слова, точно сохраняя многосложную структуру; правильно употребляя ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей ещё неустойчиво произношение определённых групп звуков(например, свистящих и шипящих  - в одних словах звук произносится  правильно, в других неверно); неотчётливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звук и или они не чётко дифференцируются на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребёнок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но всё это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у него фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребёнка даёт ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это даётся в сравнении) улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети умеют уже не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учётом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения( стихотворения).

В этом возрасте у детей удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 сек., свободный выдох несколько короче (от 2 до 5 сек).

К концу пятого года жизни многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые всё ещё неправильно произносят шипящие звуки, звук [р] (не за счёт колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого нёба или  язычка). У ряда детей отмечается искажённое произношение звуков  [с], [з] (при высунутом между зубами кончике языка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжёлых случаях оказывает логопед.

Итак, к пяти годам, у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений  более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.

 

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете раз­витие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

  • Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разло­жить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.
  • С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?
  • Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.
  • Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы, картонку с тонким слоем пластилина.
  • Лепите со своим крохой из пластилина, играйте в мозаику и пазлы. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.
  • Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш спра­вится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить пра­вильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.
  • И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выра­зительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку со­провождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Дождик

Вышел дождик на прогулку.     Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку,           На каждую строку загибаем на обеих

Барабанит по окошку,              руках пальцы, начиная с больших.

Напутал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал.       Встряхиваем ладонями, как будто отряхи­ваем их от воды.

Дождик кончился. Устал.        Кладем ладони на стол.

 

Упражнения для губ

1. «Заборчик»

Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

2. «Трубочка»

Выпячивать губы вперёд длинной трубочкой.

3. «Хоботок»

Вытягивать сомкнутые губы вперёд.

4. «Рупор»

Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

 

Консультация для родителей на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро

Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Большинство детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 10 лет) говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15–20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также фил, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6–7 лет встречается неправильная расстановка  ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб-луко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие дети не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.

Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.

РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

Чем же объяснить, что некоторые дети 5–6 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение?

В чем причины речевых недостатков ребенка?

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и словопроизношении.

Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать. Поэтому так необходимо заниматься с ребёнком дома. Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.

Г.А. Желнорчук, учитель-логопед

 

Динамические упражнения для языка

1. «Часики»

Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под учёт педагога к уголкам рта.

2. «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд и убрать вглубь рта.

3. «Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться поочерёдно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. «Спрячь конфетку»

Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. «Катушка»

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.

6. «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, Щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

7. «Гармошка»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

8. «Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

9. «Вкусное варенье»

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 

Артикуляционные гимнастики

1. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2. «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

3. «Стрелочка»

Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

4. «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

5. «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.

 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск