Методическая копилка

Внедрение, обобщение и распространение передового педагогического опыта

ПРОЕКТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СЕМЬЕЙ «НЕОБЫКНОВЕННАЯ АЗБУКА» (ЖЕЛНОРЧУК Г.А.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» (ГУДКОВА О.В.)

ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (ГУДКОВА О.В.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ №12 «БРУСНИЧКА» И СОШ №7 В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «РОСТ» С ЦЕЛЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНИ» (КАСЬЯНОВА Ю.Н., БУЗМАКОВА Т.А

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» (КАСЬЯНОВА Ю.Н.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ «ПО СТРАНИЦАМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К. И. ЧУКОВСКОГО» (ПЕТРОВСКАЯ Л.Л.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ «МАТРЕНИНЫ ПОСИДЕЛКИ» (ИСА О.А.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ» (ЖЕЛНОРЧУК Г.А., ИОНОВА Г.А.)

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ШКОЛА ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. ЖИВАЯ И МЁРТВАЯ ВОДА» (КАСЬЯНОВА Ю.Н.)

МОДЕЛЬ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОРОЖНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ЧЕБУРАШКИ» (СОСИНА Т.Н., ЧЕРНЕЦКАЯ Е.В., КАСЬЯНОВА Ю.Н., БАРИНОВА Т.С., КАТКОВА Н.П.)

МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1,5-2 ГОДА) (ДОБРЫНИНА В.И.)

Проект "Содружество"

Обновлено 11.03.2015 16:04
 

Обобщение опыта работы на тему: «Попечительский совет: качество материально-технической базы и оснащения для обучения, воспитания и развития детей»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ:

КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ОСНАЩЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

При определении целей образования, путей и способов их достижения своё слово должно сказать общество. Или, если перефразировать, цели образования в обществе не могут быть адекватно поняты, пока они отдельны от конкретных ситуаций, в которые попадает каждая возрастная группа, и от социального мира, в котором они формируются. Более того, образование для всех, являясь делом общественной и личной жизни, предполагает наличие механизмов, позволяющих каждому участвовать в его целеполагании, оценке и контроле. Проблемы и задачи образования могут решаться педагогическим сообществом и общественностью в процессе дискурса воплощенного в обмене мнениями и конвенциях, определяющих правила признания или непризнания притязаний на истинность. В государственно-общественном характере образования заключена возможность общественности формулировать своё собственное мнение, осмысливать информацию и формировать плюралистическое, а не унифицированное поле мнений и суждений. Именно в общественности и публичной коммуникации заключается противовес тотальности частного интереса и диктаторским устремлениям  образовательной власти всех уровней. «Значимы те, и только те нормы действий, с которыми в рациональном дискурсе  могли бы согласиться все те, на ком могли бы отразиться последствия принятия этих норм» – справедливо считает Ю. Хабермас.

В российском Законе «Об образовании» есть строчки и о государственно-общественной форме управления образованием, и о попечительских советах образовательных учреждений, но там не прописано их законное место в правовом пространстве образовательного учреждения.

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении в 2002 году начал работать Попечительский совет без образования юридического лица. Основная задача, которую решали коллектив дошкольного учреждения и попечители – организация работы Попечительского совета, как социального института гражданского общества.

Для этого совместно с попечителями был разработан проект «Содружество» (см. приложение), направленный на разработку, апробацию и оптимизацию государственно-общественной модели управления в ДОУ, являющийся городской экспериментальной площадкой. Для решения основных вопросов проекта и достижения его целей в первую очередь необходимо было разработать и создать механизм инициирования гражданских действий, «проявить» гражданскую инициативу реальных и предполагаемых субъектов образовательного процесса.

Задача решалась:

  • Путем личных переговоров членов администрации ДОУ (в первую очередь заведующим и общественным управляющим попечительского совета) с социально активными родителями, жителями города, руководителями коммерческих и некоммерческих структур.
  • Средствами паблик рилейшнз (PR), включая публикации в местных СМИ и подготовки специальных телевизионных передач на местном канале ТВ.

Следующим шагом реализации проекта явилась разработка и воплощение в реальность механизма социального партнерства.

Социальное партнерство – совместная, коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками деятельности результатам. Это форма взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами микрорайона, города, целевыми общественными группами (родители, учителя начальной школы, заинтересованные группы людей, органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие структуры и т.п.), позволяющая им свободно выражать свои интересы, идеи, замыслы и находить способы их реализации.

Модель построения партнерства

Социальное партнерство – взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества: государственного, коммерческого, некоммерческого, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Временным творческим коллективом (ВТК) была разработана и реализована модель социального партнерства, которая представлена ниже.

Модель социального партнерства ДОУ

Дошкольное образовательное учреждение вместе с местным самоуправлением, которое в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем, обеспечивает реализацию конкретных задач своего микрорайона, решение вопросов повышения качества жизни его жителей.

Деятельность ДОУ в рамках коммерческого сектора нацелена, прежде всего, на производство и обмен товаров, услуг, обновление и модернизацию материальной базы детского сада, позволяющей обеспечить качественную педагогическую деятельность, создание условий для организации учебно-воспитательного процесса, соответствующего современным требованиям педагогической науки и местного сообщества. Бизнес представляет благотворительные пожертвования для решения общественно значимых проблем не только ДОУ, но и микрорайона.

ДОУ в рамках совместной деятельности с некоммерческим сектором решает задачи самоорганизации людей для совместного и самостоятельного решения общих проблем, обеспечения своих интересов. Некоммерческие организации, профессиональные союзы, в первую очередь – педагогов предлагают новые идеи и решения, социальные технологии, обеспечивают гражданский контроль над действиями администрации ДОУ, привлекают к работе добровольцев. Общественные объединения выражают интересы определенных групп населения, с которыми сотрудничает детский сад: молодежь, пенсионеры, учащиеся и педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» и др. Они выдвигают новые ценностные ориентации: экологическое движение, защита прав детей и т.п. Общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс – социальные инициативы граждан. Эти объединения действуют гибко, эффективно, «человечно», они «озвучивают» потребности граждан, обычно первыми формулируя социальную проблему.

Главную же цель, которую здесь реализует ДОУ, – ввести в дискуссионное поле местного сообщества понятие «социальное партнерство» в образовании, прежде всего понимание места детского сада в этом взаимодействии, его возможностей и перспектив.

Следующим шагом в реализации проекта стало создание Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства, разработка его модели и нормативно-правовой базы.

При создании Попечительского совета, как юридическое лицо, были выполнены следующие работы и проведены мероприятия:

  1. Педагогические работники ДОУ, родители детей, посещающих учреждение, социально активные граждане специальными мероприятиями были вовлечены в  проектирование личных планов деятельности в рамках проекта желаемого будущего состояния ДОУ. Использовались следующие формы работы – проектные семинары, родительская ассамблея, организационно-деятельностные игры, «круглые столы», заседания педагогического совета и родительских комитетов и др.
  2. Установлены связи ДОУ и определены параметры сотрудничества с руководителями предприятий и организаций с целью простраивания совместной деятельности для определения и выработки системы базовых ценностей развития ДОУ и местного сообщества. Проводились совместные праздники семей и педагогического коллектива, простроены внешние коммуникации ДОУ с субъектами образовательной практики и политики.
  3. Проведены родительские собрания по всем группам детей и организационно-деятельностные игры с целью выявления наиболее активных родителей, желающих участвовать в общественном управлении дошкольного образовательного учреждения.
  4. Проведены педагогические и родительские конференции по вопросам создания, определения миссии и направлений работы Попечительского совета.
  5. Проведено социологическое исследование путем анкетирования предпринимателей микрорайона и города, родителей, занимающихся бизнесом на тему «Содружество ДОУ и бизнеса» (определение сфер взаимного интереса).
  6. Сформирован Попечительский совет путем введения в его состав наиболее активных и заинтересованных родителей-бизнесменов, предпринимателей.
  7. Откорректированы и утверждены нормативно-правовые документы, регламентирующие компетенции, порядок и рамки деятельности Попечительского совета.
  8. Заключены общественно-образовательные договоры с родителями.
  9. Заключены договоры сотрудничества с предпринимателями микрорайона, города.

10.Заключены договоры о сотрудничестве с городскими некоммерческими организациями.

Создание Попечительского совета – слишком ограниченная задача. Само по себе его создание недостаточно для удовлетворения потребностей ДОУ, интересов местного сообщества. Очень важна цель, ради которой создан Попечительский совет. Для ее «прояснения» и достижения необходим, в первую очередь, стратегический план деятельности.

Стратегический план – это подробное и наглядное представление стратегии достижения цели (что? когда? кем? зачем?). Но прежде, чем планировать деятельность необходимо четко сформулировать цели и задачи.

Цель – это общее изложение того, чего мы хотим достичь для удовлетворения потребностей и это желание каких либо перемен. В нашем случае Попечительский совет, его деятельность способствует развитию государственно-общественных форм управления ДОУ, демократизации управления, дополнительному привлечению внебюджетных ресурсов для развития материально-технической базы ДОУ и дополнительных образовательных услуг. В таком случае явно просматриваются три функции Попечительского совета: социальная, экономическая и политическая.

Задачами мы называем конкретные виды деятельности, направленные на реализацию основной цели.

Задачами нашего Попечительского совета являются:

  1. Укрепление связей между членами местного сообщества и ДОУ (сообщество – Попечительский совет – ДОУ).
  2. Повышение уровня социальной активности местного сообщества.
  3. Расширение рамок благотворительности на местном уровне.

Для достижения целей Попечительского совета обычно решались 3-4 промежуточные задачи. При меньшем их количестве можно упустить важное звено, которое окажется необходимым и без которого цель не будет достигнута. Если больше 4-х задач, то требовалось удостовериться, что проведена граница между целью, механизмами, мерами и ожидаемым результатом.

Следующим шагом явилось понимание механизма достижения желаемых результатов с прописыванием плана мероприятий. Они представляют собой конкретные действия, которые необходимо исполнить при выполнении задач.

Вот список шагов, которые были предприняты для достижения вышеупомянутой цели и решения задач. При этом следует иметь ввиду, что конкретное мероприятие или механизм могут служить выполнению более чем одной задачи – ведь между задачами необходим динамичный симбиоз, поскольку они призваны поддерживать единую цель. В таких случаях мероприятие включалось в рамки той задачи, решению которой оно изначально было запланировано.

Задача № 1. Укрепить связи между членами местного сообщества и дошкольным образовательным учреждением.

Цепочка шагов:

  • Изучение и анализ вопроса об организационно-правовых формах организации Попечительского совета
  • Выбор наиболее целесообразной формы организации Попечительского совета.
  • Проведение собеседований и отбор компетентностей, разработка структурно- функциональной схемы для Попечительского совета.
  • Определение миссии, политики и необходимых для эффективного функционирования процедур.
  • Проведение конференции, посвященной созданию и деятельности Попечительского совета
  • Утверждение на конференции Положения о Попечительском совете
  • Определение порядка контроля за внебюджетными средствами благотворительного фонда.

Задача № 2. Повышение уровня социальной активности в местном сообществе.

Цепочка шагов:

  • Организация работы членов Попечительского совета в социально-педагогических мастерских на тему:
  • «Демократизация управления ДОУ»;
  • «Менеджмент и маркетинг в образовании»;
  • «Перспективы и возможности перехода ДОУ из организационно-правовой формы «муниципальное учреждение» в организационно-правовую форму «муниципальная автономная некоммерческая организация» (МАНО)».
  • Встречи с родителями, жителями микрорайона.
  • Развитие взаимоотношений со средствами массовой информации.
  • Выпуск пресс-релизов, проведение конференций.

Задача № 3. Расширение рамок благотворительности на местном уровне.

Цепочка шагов:

  • Проведение опроса среди родителей и членов сообщества по определению их возможностей участия в благотворительной деятельности.
  • Создание базы данных благотворительности.
  • Определение каналов основных (стратегических) коммуникаций в местном сообществе.
  • Ознакомление с образовательной программой и бюджетом ДОУ членов местного сообщества, родительской общественности.
  • Создание системы сбора добровольных пожертвований и целевых взносов.
  • Проведение акций по привлечению средств на конкретные проекты и программы.
  • Привлечение предпринимателей на мероприятия и акции Попечительского совета.
  • Отчет о расходовании привлеченных средств (как и на что были израсходованы деньги).

Результаты опытно-экспериментальной работы представлялись общественности путем публикаций в местных газетах, через местный ТВ канал (программ ТВ «Меценат», «Контекст», «Новости»), участия в конкурсе федерального агентства Министерства образования «Открытая школа» (премия 50 тыс. руб.), на международной выставке в г. Новосибирске «УчСиб-2007» (Благодарственное письмо),  «УчСиб-2008» (Дипломы, золотая медаль), в городском форуме общественных организаций (Диплом, ценный приз).

Главным результатом опытно-экспериментальной работы в рамках проекта «Содружество» стало создание реально и эффективно работающего Попечительского совета ДОУ, как юридическое лицо,  в четырех базовых направлениях:

  • социальном;
  • экономическом;
  • политическом;
  • общественном управлении ДОУ.
  1. В результате реализации проекта объем внебюджетных средств, привлекаемых для модернизации материально-технической базы ДОУ и расширения образовательных услуг, повышения их качества увеличился более чем в четыре раза.
  2. Полученные методические результаты и модельные описания осуществленных действий и мероприятий, а также нормативно-правовая база развития общественной составляющей в управлении ДОУ могут быть использованы в других дошкольных образовательных учреждениях города, области, страны.
  3. В связи с сугубо практической направленностью опытно-экспериментальной работы ее научная ценность не является уникальной и может представлять научно-прикладной интерес как один из вариантов развития государственно-общественного управления в дошкольных образовательных учреждениях, как модель формирования общественной составляющей управления ДОУ в форме Попечительского совета.

В процессе реализации проекта до настоящего времени были уточнены некоторые социально-психологические и педагогические понятия, выявлены определенные закономерности между современными социальными технологиями и педагогическими средствами, поставлены задачи, определяющие последующие действия.

  1. Анализ результатов реализации проекта (опытно-экспериментальной работы).
  2. Обобщение полученных результатов.
  3. Профессиональная и общественная экспертиза результатов реализации проекта (ОЭР).
  4. Подготовка итогового отчета.
  5. Представление результатов реализации родителям, общественности, профессиональному сообществу города, региона, страны.
  6. Подготовка к изданию сборника материалов по итогам реализации проекта, в который, помимо основных положений итогового отчета, войдут:
  • Положение о Совете дошкольного образовательного учреждения.
  • Положение о педагогическом совете.
  • Положение о попечительском совете.
  • Положение о совете трудового коллектива.
  • Положение о родительском комитете.
  • Договор дошкольного образовательного учреждения с родителями.
  • Договор дошкольного образовательного учреждения с учредителем.
  • Трудовой договор (контракт) с сотрудниками.
  • Должностные инструкции сотрудников, в том числе административно-хозяйственного персонала, педагогов, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, валеолога, медицинской сестры и др.
  • Положение о методическом объединении педагогов.
  • Положения о временных комиссиях (при совете дошкольного образовательного учреждения, попечительском совете, педагогическом совете, совете трудового коллектива, родительском комитете и др.).
  • Положение о дополнительных образовательных и физкультурно-оздоровительных услугах.

Во вторую часть сборника войдут методические рекомендации по формированию государственно-общественной модели управления дошкольным образовательным учреждением, включающие:

  • методику организации РR-мероприятий по преодолению социально-психологических стереотипов актуальных и потенциальных субъектов образовательной практики/политики в отношении общественной составляющей государственно-общественной модели управления образованием;
  • методики организации организационно-деятельностных игр (ОДИ) по разработке модели государственно-общественного управления образованием и формирования общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
  • методику организации работы общественных органов управления дошкольным образовательным учреждением;
  • методику организации мероприятий по привлечению в дошкольное образовательное учреждение внебюджетных средств (фандрайзинга);
  • методику формирования организационных структур общественного самоуправления;
  • методику лоббирования органами общественного управления интересов дошкольного образовательного учреждения в структурах государственной власти и местного самоуправления;
  • методику создания службы по связям с общественностью (паблик рилейшнз) в дошкольном образовательном учреждении;
  • методику организации обучения и консалтинга руководителей (лидеров и активистов) организационных структур общественного самоуправления и др.

В России образовательная политика только складывается. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 отмечается: «В современных условиях, когда государство и общество начали достаточно отчетливо заявлять свои приоритеты, стало очевидным, что образование не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности». И чуть ниже: «Интересы общества и государства далеко не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому проработка и обсуждение направлений модернизации и развития образования не должны и не могут замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, государство, его федеральные и региональные институты, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты – все, кто заинтересован в развитии образования».

Именно эти, заданные в Концепции параметры модернизации образования и являются базовыми ориентирами нашего проекта, а создание эффективного Попечительского совета ДОУ, который работает не только над привлечением дополнительных ресурсов, но и выступает как активный общественный субъект управления дошкольным образовательным учреждением, гражданским субъектом  образовательной политики на уровне местного самоуправления,  позволяет говорить о начале формирования в России гражданского общества, гражданского заказа образованию и современной образовательной политики.

Заведующий МБДОУ №12 «Брусничка» Т.И. Варфоломеева

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3
  2. Беспалькалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  3. Бочкарёв В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика. – 2001. - №2.
  4. Брэй М. Частное репетиторство – теневая система образования. // Педагогика. – 2002. - №5.
  5. Вульфсон Б.Л. Мировое образовательное пространство на рубеже XX и XXI вв. // Педагогика. – 2002. - №10.
  6. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., Наука. 2002.
  7. Кондратьева Г.В. Частная благотворительность в сфере просвещения (XIX в.). // Педагогика. – 2002. - №8.
  8. Крупнов Ю. Новое российское образование // Народное образование. – 2002. - №8.
  9. Курдюмова И. Школьные управляющие советы: опыт Великобритании // Народное образование. – 2002. - №6.
  10. Лаврененко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования: состояние и перспективы. // Педагогика. – 2003. - №2.
  11. Образовательные запросы общества и актуальные проблемы российской школы (круглый стол) // Педагогика. – 2003. - №4.
  12. Предстоит осуществить. Беседа обозревателя журнала, доктора педагогических наук, профессора Я.С. Турбовского с В.М. Филипповым. // Народное образование. – 2003. - №3.
  13. Теория и практика государственно-общественного управления образованием (круглый стол). //Педагогика. – 2002. - №3.
  14. Чиркина О. Творческие начала в деятельности попечительского совета школы. // Народное образование. – 2002. - №10.

Обновлено 01.03.2015 20:26
 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск