Страничка музыкального руководителя

Влияние музыки на психику ребёнка

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ПСИХИКУ РЕБЁНКА

Консультация для родителей

Иса О. А.,
музыкальный руководитель

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека (и взрослого, и ребенка) состояния, уравновешенности, спокойствия., а при определенных условиях (например, на рок-концертах) побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. ока усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Когда ребенок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и попросите его закрыть глаза и ре летаешь себя в лесу, на берегу моря в саду или в любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Обратите внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела.

Речь человека является сильнейшим фактором воздействия, как на окружающих, так и на самого говорящего. Наше внутреннее состояние, наши мысли, отношение к миру проявляются в содержании речи и в ее интонационной окраске. А то, что мы говорим и как это произносим, в свою очередь откладывает отпечаток на психологическом состоянии слушающего, влияет на наши отношении с ним. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения. Постоянно раздраженный, недовольный голос говорящего порождает у слушателя ощущение, что его не любят и не принимают как личность. А отказ в чем-либо, произнесенный спокойным мягким, сочувствующим голосом помогает ребенку легче примириться с неудовлетворенностью его желаний.

Домашний оркестр

Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках, с помощью игрушечных музыкальных инструментов музыка проникает в быт семьи.

Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков, Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом - попытаться исполнить мелодию самостоятельно.

Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому, необходимо способствовать развитою музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, чувство ритма, и т. п.) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью домашнего музицирования.

 

 

 

Традиции и праздники русского народа

ТРАДИЦИИ И ПРАЗДНИКИ РУССКОГО НАРОДА

Консультация для родителей и педагогов

Иса О. А.,
музыкальный руководитель

«То, что складывалось веками, сбросили с «парохода современности», как иные «неистовые ревнители» призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды - сбросили, «искоренили», как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги».

Ю.Г. Круглов

В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и, как подчеркивают многие ученые, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности; к корням культуры, древних преданий и поверий. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. В истории все бывает один раз, поэтому задача современников – использовать накопленный предыдущими поколениями опыт, но повторить и в точности его возродить нельзя.

Такие ученые, как В.М. Межуев, М.С. Каган, В. Паперный и другие в своих исследованиях подчеркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом. Именно поэтому мы считаем, что при знакомстве детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времен, православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Как показали исследования, детям порой бывают, недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, которыми придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по-своему.

Ведущие специалисты совершенно правомерно отмечают, что верность традициям не может быть обеспечена пренебрежением к запросам реального развития, к новым веяниям времени. Нельзя знакомить детей и возрождать то, что для них является далеким. Это может сформировать суеверие и страх. Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет познакомить с ними детей, привить интерес к их возрождению. Мы считаем, что в дошкольном детстве (до 7 лет) целесообразнее знакомить детей с народными традициями. После первого причастия, когда ребенок регулярно посещает церковь, начинает изучать закон Божий, следует знакомить с православными праздниками. Исключением могут быть только большие праздники; Рождество Христово и Святая Пасха. По этим двум праздникам накоплен значительный опыт привлечения ребят к празднованию. Уже с XIX века и по сегодняшний день выпускались и продолжают выпускаться методические пособия, содержащие литературный и музыкальный материал для праздников, проводимых с детьми. Со всеми остальными православными праздниками детей следует знакомить на познавательных развлечениях, где педагог рассказывает о празднике и привлекает детей к играм и т. д.

Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и религиозных обычаев.

Рождество Христово. Один из двунадесятых праздников христианской церкви. По значимости это второй праздник после Пасхи. Православные Рождество Христово отмечают 7 января по новому стилю (действующему календарю). Празднованию предшествует сорокадневный пост, который является подготовкой к этому событию. Время от 7 января до 18 января, то есть от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. Святки соединялись с чествованием Коляды – бога зимы. Его необходимо было встретить, прислужить и проводить с магическими действиями, заклинаниями, ритуальными кушаньями. На празднике люди высказывали друг, другу пожелания, веря, что сказанное от души обязательно сбудется. Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус. Дети вставали с мешками под окнами и пели: «Пришла Коляда накануне Рождества...», просили подарков, подношений, жадным грозили, что им не будет благодати в этом году. Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства.

Крещение. Праздник предваряется Сочельником (день накануне праздника). 18 января к концу вечерни приурочено первое освящение воды – древнейший христианский обряд. Освящение воды в древние времена проводилось на реке. Там, где вода замерзала, делали проруби. Это таинство получило статус покаяния и очищения людей от первородного греха. Второе название этого праздника – Богоявление. При крещении Спасителя произошло явление трех лиц Божества: Отец из разверзшихся небес голосом свидетельствовал о крещеном сыне, и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая, таким образом, слово Отца. Установление праздника Богоявления относится к первым векам христианства. Как и в Сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек. Окропление строений святой водой накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в каждой местности свое название. Магические свойства приписывались не только святой воде, но и снегу, соломе, верхушкам елочек, Богоявленской свече. Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями и играми. Крещенская ночь и Богоявленская обедня были последним сроком гаданий. Типичной темой крещенского гадания у девушек были замужество, желание узнать свою судьбу, долю, участь. Гадания были разные: связанные с водой, зеркалом, снегом и т. д. К празднику Крещения во многих местах России еще в конце XIX века приурочивался обычай устраивать смотрины, как говорили, «большой смотр невест». Смотрины в Крещение наряду с обрядами святочного периода (гадания, ряженья, посиделки, где пели, играли и ухаживали) являлись элементом предсвадебной обрядности.

Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим). Шестая неделя Великого Поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье, когда совершались все основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. В воскресенье празднуется вход Господня в Иерусалим. Этот праздник входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Народ, встречая его с пальмовыми ветвями, устилал ими землю на про¬должении всего его пути. В память того, что народ использовал пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Если в природе к этому дню верба не пробуждалась, то ее ветки ставили в воду заранее, чтобы они распустились к Вербному воскресенью. Освященную вербу из церкви несли в дом и сохраняли ее около икон, вешали при входе, выгоняли ей скот, веря, что верба обладает магической силой. Это поверье дошло до нас от древних славян. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви от заутрени и приговаривать: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Верба считается целебным деревом. Ее клали в воду, в которой купали больных детей, использовали как предохранительное средство от болезней, например, съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Сажать вербное дерево считалось плохой приметой: когда это дерево вырастет, тот, кто его сажал, умрет.

Пасха – Светлое Христово Воскресение. Придя в Иерусалим, Иисус Христос все дни проводил в храме. Он рассказывал людям о Боге, и народ слушал Его. Не любили Христа только еврейские учителя-наставники, фарисеи. Они всегда спорили с Ним, а Иисус обличал их в гордости, в лицемерии и во лжи. Эти люди возненавидели Христа и решили Его погубить. При помощи предателя Иуды, который оказался среди учеников Иисуса, они схватили и предали Его суду Осужденных, в то время распинали на кресте. К такой казни был приговорен и Иисус Христос за то, что учил народ вере и называл Себя Царем иудейским.

Когда в пятницу около полудня исполнили приговор, в небе померкло солнце, и опустилась на землю тьма. Это всемирное, многочасовое затмение описали тогда ученые разных стран. Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит был в то время в Египте. Наблюдая внезапную тьму, он предположил, что это «или Творец страждет, или мир разрушается». Когда же через несколько часов после тяжких мучений на кресте Иисус Христос умер, весь мир вновь содрогнулся, камни рассыпались, а из разверзшейся земли восстали усопшие святые и явились многим людям. Только к вечеру ученики смогли снять с креста тело Иисуса и отнести в пещеру. Оставив Его там, они затворили вход камнем, чтобы никто не смог войти туда. А гонители Христа выставили рядом стражу – они опасались, что кто-нибудь попытается взять Его тело.

Прошла суббота – день, когда по непреложному закону никто не должен был работать или начинать любых дел. Наступило утро третьего дня. Перед восходом солнца пещера, где находилось тело Христа, озарилась светом, и благодаря Своей Божественной силе Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось, и Он вышел из пещеры, невидимый для стражи. Воины, не ведая этого, охраняли теперь, уже пустую гробницу. Вскоре с небес сошел Ангел, похожий на молнию, в одежде белой, как снег. Он отодвинул камень и сел на него. Стража пришла в ужас, а опо¬мнившись от страха, разбежалась. В это время несколько женщин подошли к пещере. Они принесли душистое масло, которым, согласно обычаю, надо было помазать тело Христа. Увидав вход в пещеру открытым, женщины испугались. Но светозарный Ангел обратился к ним и сказал, что Иисуса в пещере нет, что Он воскрес и явится сегодня своим ученикам. Женщины с трепетом и великой радостью поспешили в Иерусалим, чтобы рассказать о случившемся. Лишь одна Мария Магдалина вернулась к месту погребения и заплакала. Ей казалось, что Христа уже больше нет. Вдруг позади себя она услышала знакомый голос: «Что ты плачешь? Кого ищешь, Мария?». Обернувшись, она увидела живого Иисуса Христа... Это было Его первое явление после Воскресения. В этот день Учитель являлся Своим ученикам еще не раз. Но прежде всего он обрадовал Свою мать, возвестив ей о свершившемся через Ангела: «Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!».

В продолжение сорока дней Христос приходил на Землю с множеством доказательств Своего воскресения и беседовал с верующими в него о Царствии Божием. Враги Иисуса Христа не хотели поверить в Его вос¬кресение и, желая скрыть от народа правду, подкупили стражу. Они велели воинам говорить, что в ту ночь стража заснула, а пришли ученики и украли Его тело.

Праздник Воскресения Христова празднуется весной. В Православной церкви это самый большой, самый торжественный праздник. Он еще называется Пасхой, то есть Днем, в который совершился переход верующего человека от смерти к жизни, от земли к небу. Господь показал людям: жизнь вечная – это жизнь после земной смерти. Праздник Воскресения продолжается целую неделю, и служба в храме совершается особенная. Всю ночь на Светлое Воскресение не спят христиане. К полуночи церковь освещается свечами и внутри, и снаружи. Священнослужители в светлых одеждах, под колокольный звон, с крестом, иконами и возженными свечами проходят крестным ходом вокруг храма. А ровно в полночь провозглашается: «Христос, Воскрес!». И все откликаются: «Воистину, Воскрес!». При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, целуются, прощая обиды, потому что Христос заповедал всем любовь.

День Святой Троицы – это праздник, который входит в число двунадесятых православных праздников. Он празднуется на пятидесятый день после Святой Пасхи. Празднование идет в честь Святой Троицы, которая олицетворяет собой триединое Божество – Троицу нераздельную, не слиянную, три ипостаси единого Бога: Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух. Это утверждение служит основанием всего христианства и христианского вероучения. В содержание праздника входит память о сошествии Святого Духа на апостолов – учеников Христа, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. Праздник Троицы имеет на Руси древние корни. Он гармонично воссоединил в себе традиции языческих зеленых святок, посвященных концу весеннего периода, пробуждению природы и началу лета. Интересен и символичен пришедший еще с языческих времен обряд завивания березки. Она считается деревом, обладающим хорошей энергетикой. Есть на Руси много разных обрядов и примет, связанных с березой.

Этот обряд является ключевым моментом Семика – одного из самых главных праздников земледельческого календаря, который приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Неделя перед днем Святой Троицы называется троицко-семицкой – от слова Семик. Еще ее называют зелеными святками или русальной. Так ее называли потому, что в народе считалось, что в это время из воды выходят русалки и бродят по берегам рек и озер, заманивая в воду людей, а водяной мутит воду, поднимает ее, рушит мельницы на реках. Для усмирения всей этой нечистой силы по берегам жглись костры, молодежь пела песни и всячески старалась прогнать русалок. К утру полагали, что нечистая сила ушла, и тогда все начинали купаться, чего нельзя было делать всю русалочную неделю. Ночи на этой неделе народ называл воробьиными – из-за их малой долготы. На Руси этот праздник отмечали весело. В Троицын день все церкви и дома внутри и снаружи украшались цветами и ветками березы, а также душистыми травами, которыми устилали полы в церкви и домах. Иногда травы складывали в большие снопы, в середину которых ставили тройные свечи. Потом эту траву высушивали и сохраняли весь год как средство от всех бед и ран для детей. Береза – главный атрибут праздника. В четверг девушки ходили в рощу и там завивали ветки на березах. В Троицын день шли их развивать, гляделись в них, целовались через них, обменивались платочками и коль¬цами, то есть кумились. Также смотрели, засох ли их венок или нет: если нет, то не будет замужества, а если засох, то будет свадьба или смерть. Вечером бросали венки из цветов и веток березки в реку и смотрели: если он поплывет, то будет перемена в жизни, если нет, то свадьба расстроится. В этот день утром пекли караваи (бабки), пироги, приглашали гостей. Все веселились, плели венки из цветов для себя и гостей, водили хороводы, участвовали в играх. Как правило, этот праздник отмечался на природе, в рощах, на лугах. Стелилась большая скатерть, на нее ставился большой каравай, украшенный венками из березовых веток и цветов; разные угощения, которые приносились всеми участниками праздника. Этот импровизированный стол в складчину всех объединял, и начиналось веселье, заводился хоровод, который олицетворял вечность жизни. Считалось, что когда люди берутся за руки и водят хоровод по движению солнца, то земля, небо и березка отдают свою живительную силу людям и забирают все зло. Так же символичны и венки. Ведь это тот же круг – олицетворение вечности жизни и ее возвращение. Венки, каравай, скатерть имели большое значение для последующей брачной жизни. Каравай резался на сухари, которые сохраняли до свадьбы, замешивая в свадебный каравай. На смотринах скатерть стелилась на стол под другую, верхнюю, чтобы приворотить суженого.

В праздничные дни хороводы занимали особое место. Как правило, их вела бойкая, веселая молодая женщина – хороводница, которая знала чередование движений, песен, остановок и т.д. Рисунок движений был очень разнообразным. В одежде девушек преобладали светлые тона: голубой, розовый, бирюзовый. Платки тоже были светлых цветов. Хоровод шел вереницей по улице деревни, села или по поляне в роще. Участники сходились, расходились, заплетали сложные фигуры, останавливались, кланялись и снова образовывали круг.

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета. В народном календаре различают его дважды: «молодое» – с 23 августа по 11 сентября, и «старое» – с 14 по 21 сентября. В эти дни обычно стоят почти летние дни, только все больше становится желтых и красных листьев, да паутина как серебряные нити оплетает ветки деревьев и кустарников, а птицы суетливо собираются улетать в теплые края. После окончания Бабьего лета начинается сразу предзимье, а потом первозимье – это последняя неделя ноября. По старому русскому календарю осень начинается со старого Бабьего лета (14 сентября). В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром. 14 сентября по церковному календарю значится как Семенов день, но также имеет названия: Семин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец. По преданию святой Симеон пас овец своего отца. Потом ушел в монастырь, где стал послушником, а в восемнадцать лет – иноком. Симеон прославился своим аскетическим образом жизни, направленным на служение Богу, его почитали как мудрого духовного наставника. Он был инициатором подвижничества, которое также именуется столпничеством. До 1700 года день памяти преподобного Симеона (1 сентября) совпадал с окончанием старого года и началом Нового. Этот день отмечался особенно пышно, празднично. Люди ходили, друг к другу в гости и не расходились до утра. Эти вечера часто носили семейный характер. Встречать Новый год было принято у старшего в роду. В Москве начиналось новолетие с полночным ударом вестовой пушки в Кремле и колокольного звона на колокольне Ивана Великого, одновременно открывались городские ворота. Утром все шли к заутрене. Особое место занимал Симеон день («Семен лето провожает») у сельского населения, которое в этот день начинало обряд Осенины – встречи осени. В народе сохранилась поговорка: «Как не' хвались баба Бабьем летом, а все глядит Осенина-матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина». В этот день следили за погодой, так как по ней определялось состояние погоды на весь осенний период: «Если на Семин день теплая погода, то вся зима будет теплой», «Сухая осень, коли на Семин день сухо», «Если гуси улетели на Семин день, жди ранней зимы». С этого дня начинались посиделки. При этом было принято накануне погасить, а на утренней заре зажечь новый огонь. Начинали праздновать свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли посвящение мальчиков в отроки, проводя обряд «подстрига»: волосы, которые остригали, отдавали матери, она прятала их в ладанку, и хранили их в семье до самой смерти. Все стремились в этот день совершить доброе дело, быть милосердными. Как говорили в Москве, ни один нищий не оставался без подаяния, а заключенный – без подарка.

С Симеон днем связано несколько поверий. Люди считали, что в этот день рыба-угорь выходит из воды и гуляет по росе на три версты от реки. Таким путем рыба снимает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось ходить на берег, пока не спадет роса. Еще бытовало и такое поверье: в Симеон день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались у него, и их нельзя было увидеть. Существовало поверье и о том, что от «Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи».

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить». Этот день также связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. Говорили так: «В Семин день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме», «Убьешь муху до Семена дня – народится семь мух; убьешь после Семена дня – умрет семь мух» В обряде похорон принимали участие девушки, одетые в праздничные платья. Они делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы или из кочерыжки капусты). Затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю, а дома кто-нибудь выгонял мух полотняным полотенцем и приговаривал: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, старались показать себя всем, а парни выбирали невест.

Вторые Осенины совпадают с днем Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Это двунадесятый праздник православной церкви. В писании о святых написано, что родители Девы Марии были благочестивыми людьми, вели праведную жизнь, помогали бедным и странникам. Отец Иоким был родом из города Лазарета в Галилее, из царского рода Давида, из мессианского «колена» Иуды, а мать Анна – из Вифлеема, из архиерейского рода Аарона, из священного «колена» Левия. Они не имели детей и поэтому молились: Иоким в пустыне 40 дней и 40 ночей, а Анна тоже просила Бога, чтобы он даровал ей дитя, и обещала посвятить его Богу. Ангел возвестил отца и мать о том, что у них будет ребенок, о котором будет говорить весь мир. Ангел сказал Анне, что она должна идти в Иерусалим и там, у Золотых ворот, она встретит своего мужа. Так и произошло. Пресвятая Дева родилась в Лазарете, ей было дано имя Мария, что означает «госпожа», «надежда», «превосходящая». Богородицу почитают и говорят о ней, что она Пресвятая, Пречистая, владычица, царица неба и земли, избавительница от скорбей, целительница, небесная заступница. К ней люди часто обращаются за помощью в своих молитвах при разных жизненных ситуациях. Она считается заступницей детей на этом и на том свете.

В русской народной традиции образ Богородицы всегда соединялся с образом Матери-земли, с землей-кормилицей. Приурочив к этому дню встречу осени, женщины собирались рано утром и выходили на берега рек, озер и прудов и встречали Матушку Осенины. Для этой встречи выпекался овсяный хлеб. По обычаю его держала в руках старшая женщина, а молодые пели песни. Затем хлеб разламывали и всем давали по кусочку, им же кормили скот. Осенины справлялись в течение недели. За один-два дня до праздника родители посылали детей к родственникам с приглашением приходить в гости. Внуки оставались в доме дедушек и бабушек на несколько дней и после праздника.

Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, Старов день, капустники, капустницы. Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября. Установлен этот праздник в первой половине IV века в честь обретения Честного Креста Христова. Существует несколько преданий, и одно из них гласит, что мать византийского императора Константина Великого Св. Елена нашла на святой земле место, где был распят и погребен Христос, – Голгофу и пещеру Гроба Господня. Раскопав холм, она нашла три креста. Определить крест Иисуса Христа удалось после исцеления больной. Другое предание гласит, что па Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестью». Эти две силы «воздвигаются» одна на другую. В этой битве побеждает «честь» с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня. Вбирались в назначенное время, выбирали мешконопгу (человека, который будет носить мешок) и шли на край деревни. Останавливались у окна самого крайнего дома и громко спрашивали, дома ли хозяева и можно ли колядовать, кликать коляду. Получив одобрение, они начинали петь прославляющую песню, в которой говорилось о хорошем доме, добрых и красивых хозяевах, умных детях. Хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка – с красным солнышком, малы дети – со звездочками. Закончив величание, колядовщики просили угощение, и благодарные за поздравления хозяева всегда давали угощение и порой деньги. Как правило, угощение состояло из пирогов, печенья и конфет. Уходя, в благодарность за угощение они пели добрые пожелания домочадцам, желали доброго урожая и хорошего прироста скота, благополучия хозяевам, здоровья. Затем шли к другому дому и так далее. Обойдя все избы, молодежь собиралась в выкупленном ими доме, где проводились рождественские игрища, делили подарки, и все веселились, шутили, смеялись, а затем начинались посиделки.

Посиделки. Собрание (сбор) парней и девушек в закрытом помещении в осенне-зимний период называлось «посиделками», которые начинались после уборки урожая, проводились по вечерам в будни и в воскресные дни в специально снятой избе или по очереди в домах девушек и заканчивались к Рождеству Христову. Обычно последние посиделки приходились на последнюю ночь перед Крещением.

Посиделочное время делилось на две части: рабочее и праздное. Рабочее время проходило в девичьем составе. Девушки пряли, шили. Вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Праздничная часть начиналась с появлением парней. Их приход ритуально обставлялся. Они входили гурьбой, снимали шапки и кланялись, приговаривая при этом: «Здравствуйте, красны девушки!». Девушки вставали, кланялись и отвечали: «Здравствуйте, молодцы хорошие!». Затем каждый парень выбирал себе девушку для посиделочной игры. Приглянув девушку, парень подходил к ней, снимал шапку, кланялся, называя ее по имени и отчеству, говорил всякие приветливые слова, слегка ударял ее по плечу. Девушка вставала, кланялась и приглашала парня сесть рядом. Как правило, парень не должен был менять девушку в течение всего посиделочного осенне-зимнего времени. Что же делали на праздничной части посиделок? Водили хороводы, связанные с семейной темой, играли в спокойные игры. Посиделки были не такими шумными, как гулянья в весенне-летний период. Кроме того, на характере посиделок сказывалось и время постов. Например, в Рождественский пост отменялись все шумные увеселения.

Игры и забавы с яйцами. Эти игры на Руси имели место на Пасхальной неделе и Красной горке, а в некоторых местностях они проводились также на Егорьев день, Вознесение, Троицу и Всехсвятское воскресенье. Их история идет с древних времен и относится к обрядам, связанным с землей. Но с XIX века эти игры стали развлечениями. Они начинались в первый день Пасхи со второй половины дня на улице, в местах гуляний, около церкви. Самым распространенным было катание яиц по наклонному желобу с невысокими бортами. Участвовали в нем, как правило, мужчины и молодые люди в назначенное время, выбирали мешконосу (человека, который, будет носить мешок) и шли на край деревни. Останавливались у окна самого крайнего дома и громко спрашивали, дома ли хозяева и можно ли колядовать, кликать коляду. Получив одобрение, они начинали петь прославляющую песню, в которой говорилось о хорошем доме, добрых и красивых хозяевах, умных детях. Хозяин сравнивался с месяцем, хозяйка – с красным солнышком, малы дети – со звездочками. Закончив величание, колядовщики просили угощение, и благодарные за поздравления хозяева всегда давали угощение и порой деньги. Как правило, угощение состояло из пирогов, печенья и конфет. Уходя, в благодарность за угощение они пели добрые пожелания домочадцам, желали доброго урожая и хорошего прироста скота, благополучия хозяевам, здоровья. Затем шли к другому дому и так далее. Обойдя все избы, молодежь собиралась в выкупленном ими доме, где проводились рождественские игрища, делили подарки, и все веселились, шутили, смеялись, а затем начинались посиделки.

 

 

Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье

ДОМАШНИЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Консультация для родителей

Иса О. А.,
музыкальный руководитель

Театральное искусство, близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. В нашем детском саду мы занимаемся театральной деятельностью: показываем музыкальные сказки, драматизации, кукольные театры. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, но любят и сами быть зрителями.

Мы рекомендуем в каждой семье создать свой домашний театр.

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразные виды театра. Доступные для домашнего пользования кукольный, настольный, теневой театры. Так в день рождения ребёнка, после того, как маленькие гости всё съели, возникает вопрос: А что делать дальше? Что можно предложить детям?

Важно, чтобы во всех мероприятиях дети участвовали как можно активнее.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Организуйте кукольный театр. Подготовьте игрушки и различные предметы, которые при помощи фантазии можно превратить в персонажи спектакля. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком.

БУМАЖНЫЙ ПАКЕТИК

Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

КУКЛА ИЗ НОСКА

Набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

КУКЛА ИЗ БУМАЖНОЙ ТАРЕЛКИ

На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

ИГРУШКИ И КУКЛЫ ИЗ ПЛАСМАССОВЫХ БУТЫЛОК И КОРОБОК

Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали.

ШИРМА ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

Её сделать не сложно. Натяните скатерть или покрывало на дверь или между стульями. Для малышей можно разыграть спектакль с собственными детьми. Ребята постарше могут придумать сюжет сами или разыграть уже известный.

ПАНТОМИМА

Например, дети изображают своих родителей, а затем родители своих детей. Однако в эту игру родители могут вступать тогда, когда уверены в безупречности своего поведения, в противном случае некоторые стороны их характера могут быть вынесены на всеобщее обозрение.

 

Что такое театр

ЧТО ТАКОЕ ТЕАТР

Консультация для воспитателей

Иса О. А.,
музыкальный руководитель

При слове «Театр» у человека светлеет лицо, а глазе мечтательно устремляются куда-то вдаль…Что-то волшебное есть в этом слове. О театре написаны горы книг, воспоминаний актеров, его изучает особая наука – театроведение.

Так что же такое театр и когда он появился?

Театр придумали еще древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать, разыгрывать. Позднее театром стали называть особый вид искусства также здание, где демонстрируется это искусство. Театры в древней Греции сооружались на склонах гор так, чтобы ряды каменных скамей для зрителей охватывали круглую площадку, поднимаясь вверх по горе. Они умещали более 10 тысяч человек. Оттуда, из древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор. Так, театр по-гречески звучит «театрон», а в переводе на русский – место для зрелища.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Обряды славянских племен, обычай рядиться животными во время праздничных гуляний – таковы первые элементы театра. В 3-9 веках, когда складывается древнерусское государство, старые обряды постепенно теряют свое магическое значение и превращаются в игру-представление. Представления были тесно связаны с народным бытом, с гуляниями, игрищами, они то и явились переходом от обряда к народному театру. Особенностью таких представлений было то, что в них могли включаться разнообразные выступления – от комических сценок до шуточного разговора и пляски вместе со зрителем. Представления девались на улице или площади, среди толпы, окружающей исполнителей.

В таких игрищах обязательно участвовал затейник, который должен был быть остроумным, веселым, легко и непринужденно общаться со зрителями. Тех, кто брал на себя эту роль, стали называть скоморохами. Скоморохи разыгрывали веселые игрища, насыщенные пенями, плясками, показывали медвежьи представления, распевали веселые скоморошины. Скоморошество стало высшей формой народного театра. Никакое народное гуляние и по сей день не обходится без скоморохов.

В 17 веке в России появляется еще один вид неродного театра – кукольный. С рождением кукольного театра рождается и герой комедии – веселый и хитрый, лукавый и насмешливый Петрушка.

Эй, мальчишка из первого ряда!
Ты не узнал меня с первого взгляда?
Думаешь: что за игрушка? А я - Петрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я сейчас над вами
Да тек, что вы расхохочетесь сами.

Площадной театр, скоморохи, Петрушка, куклы - все это основе театра. В своей работе на занятиях и развлечениях я стегаюсь знакомить детей с истоками русского театра, учу их понимать и любить его.

Но нет такого театра, в репертуаре которого не нашлось сказки. Сказка - одна из самых древних форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живет живой жизнью в звучании и исполнении.

У всех детство начинается со сказок, так что трудно переоценить их значение, Мастерство устного повествования всегда славилось в народе. Во все времена существовали замечательные сказочники и рассказчики, изображавшие в лицах описываемые события. Для ребенка очень важно первое знакомство со сказкой. Велико обаяние сказки в устах хорошего рассказчике. Перед ребенком как бы оживают крестьянский сын и мудрая девушка, лукавый батрак и жадный поп, умильная лиса и простодушный, недалекий вол. Это образы, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Сказка, рассказанная ребенку перед сном, и сказка, которую рассказывают со сцены, звучат совершенно по-разному. Вторая требует от рассказчика гораздо больше усилий и затрат, внутренних сил, динамики и энергии. «Что за прелесть эти сказки» - сказал А. С. Пушкин. Сказки являются той частью искусства, которая сохраняет свое значение в духовной жизни народа.

Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие согласовывается с музыкой, написанной специально для данной пьесы, называются оперой.

Театры, в которых артисты не говорят, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями, называются балетом.

В театрах оперетты речь, танцы, пение объединяются в одном музыкальном представлении.

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол.

Есть театры в которых объясняются только жестами и мимикой. Это театры пантомимы.

Ну и, конечно же, драматические театры, в которых актеры разговаривают, двигаются так, как это бывает в реальной жизни.

Театр помогает человеку понимать себя и других, дает возможность посмотреть на жизнь со стороны и в то же время заглянуть вглубь ее. Сила воздействия театрального искусства заключается в том, что театр объединяет почти все существующие виды искусства и возглавляется искусств актера.

В театре не обойтись без живописца, это мы видим в красиво расписанных декорациях. Не обойтись без творчества композитора, ведь действующие лица не могут петь и играть на музыкальных инструментах, музыкальное оформление необходимо спектаклю. Но самое главное – это пьеса, написанная драматургом, - результат литературного труда.

Какой же театр должен быть в детском саду? Ведь дети еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом. Вот это уже наша с вами задача - что из своего опыта жизни выбрать, чем поделиться с ребенком, как расширить границы его познания. Я считаю, что мы должны знакомить детей с хорошей литературой, настоящей поэзией, хорошей музыкой, мы должны стараться показывать детям лучшие образцы искусства, пока наши дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. Театр, в который мы играем с детьми, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, помогает поверить в себя.

Театр – это целый мир новых слов и понятий. Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем. Зрительный зал, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером, что в переводе с французского означает «на земле». Взоры и внимание публики обращены к месту, где будут представлять пьесу, - оно называется сценой. Скрывает ее до начала спектакля красивый занавес Передняя часть сцены - авансцена. Еще в театре есть кулисы - боковая одежда сцены, где стоят и ждут своего выхода действующие лица. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, но как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль? А из спектакля игру? Не занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от процесса, тем более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. В том то и дело, что без зрителей мы прекрасные актеры.

Но вот когда стихает зал, открывается занавес, звучит музыка... а в зале притихли и смотрят на тебя такие же дети, а главное - мама, папа, бабушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что способен. Он становится…героем! Из робкого мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую Белоснежку. Как светятся глаза от счастья и чувства собственного достоинства - ему рукоплещет зал! И такое возможно только в театре. Театр - это всегда сказка, чудо, волшебство для ребенка.

Есть еще проблема - это роль зрителя. Умение слушать, смотреть и видеть очень важно как для тех, кто на сцене, так и для тех, кто в зрительном зале. Умение слышать красоту поэтического слова, оценивать игру товарищей - эти первые трудные уроки дети получают на досмотрах спектаклей в детском саду.

Наша задача – познакомить детей с миром театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.

 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск