Вопросы адаптации

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Консультация для родителей «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ»

Консультация для родителей
«АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ»

 

Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического  развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок как правило не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

  • Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  • Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • Сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  • Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.
  • Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  • Уровень тренированности адаптационных механизмов, опыт общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

  • взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;
  • собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;
  • приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

 

Уважаемые родители чаще играйте со своими детьми! Они будут окружены любовью, заботой и легче перенесут адаптацию к детскому саду!

 

Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к детскому саду

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это сложный процесс, который происходит на разных функциональных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период как для детей, так и для взрослых (воспитателей, родителей). Поступление в дошкольное учреждение – стресс для нормально развивающихся детей. Им трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. В этот период особое внимание важно уделять эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности .

Развитие ребенка в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма, ограниченные адаптационные возможности. Достаточно серьезным испытаниям подвергается малыш при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение, и неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженным с эмоционально-личностными отклонениями. Многие исследователи (М.Н Аксарина, Н.Д. Ватутина, В.Л. Костина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская) указывают на неблагоприятные последствия в личностном развитии ребенка в случае отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия.

Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны воспитатели. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. Посредством игры адаптация у детей в раннем возрасте проходит намного легче и лучше.

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы ребенок как можно более безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям детского сада. Сотрудничест­во – необходимое условие для создания благоприятных взаимоотношений воспитателя и ребенка. Дети, у которых сформиро­ваны навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллек­тив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к сверстникам. Навыки общения со взрослым и сверстниками, являются существенным фактором, влияющим на адаптацию ребенка к детскому саду.

Воспитатель должен постараться установить контакт с ребенком в первые же дни. Прежде всего, ему необходимо изучить индивидуальные особенности психики каждого ребенка: одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы; другие – медлительны, не сразу включаются в образовательную деятельность, игру. Если не будет организованного общения и игровой деятельности вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится.

Правильная организация жизни ребенка в дошкольном учреждении позво­ляет формировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы создать комфортные условия для адаптации и улучшить эмоциональное состояние детей необходимо переключать внимание малыша на игровую деятельность, которая приносит ему удовольствие, радость и внутреннюю свободу.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  БОЛЕЕ ТЕСНОМУ ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, ВОЗНИКНОВЕНИЮ У МАЛЫШЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И СПЛОЧЕНИЮ ГРУППЫ.

Игра «Приветствие»: дети, подражая взрослому, приветст­вуют друг друга словами – здравствуй, привет; мимикой и пантомимой – кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание.

Игра «Узнай по описанию»: воспитатель  описывает ребенка из группы – дети догадываются, кто это. Разнообразные педагогиче­ские приемы и формы организации детей могут использоваться как в группо­вой комнате, так и на свежем воздухе.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»: в таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой большими пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, пуговицы крупного размера, а другой – камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Далее детям предлагается поиграть в паре, небольшой группой, собирая одинаковые или разные предметы. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»: наденьте на руку перчаточную игрушку. На пальце ребенка – пальчиковая игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и так далее. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Шеховцова Е.Ф., воспитатель группы раннего возраста

 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск