Вопросы адаптации

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

Как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к детскому саду

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это сложный процесс, который происходит на разных функциональных уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период как для детей, так и для взрослых (воспитателей, родителей). Поступление в дошкольное учреждение – стресс для нормально развивающихся детей. Им трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. В этот период особое внимание важно уделять эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности .

Развитие ребенка в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость, низкая сопротивляемость организма, ограниченные адаптационные возможности. Достаточно серьезным испытаниям подвергается малыш при переходе из привычного семейного окружения в дошкольное образовательное учреждение, и неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженным с эмоционально-личностными отклонениями. Многие исследователи (М.Н Аксарина, Н.Д. Ватутина, В.Л. Костина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская) указывают на неблагоприятные последствия в личностном развитии ребенка в случае отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия.

Привыкание дошкольника к детскому саду – процесс непростой, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны воспитатели. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте это, в первую очередь, игра. «Язык» игр понятен и доступен любому ребенку. Он получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни, получает внутреннюю свободу. Посредством игры адаптация у детей в раннем возрасте проходит намного легче и лучше.

Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы ребенок как можно более безболезненно прошел все этапы привыкания к условиям детского сада. Сотрудничест­во – необходимое условие для создания благоприятных взаимоотношений воспитателя и ребенка. Дети, у которых сформиро­ваны навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллек­тив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к сверстникам. Навыки общения со взрослым и сверстниками, являются существенным фактором, влияющим на адаптацию ребенка к детскому саду.

Воспитатель должен постараться установить контакт с ребенком в первые же дни. Прежде всего, ему необходимо изучить индивидуальные особенности психики каждого ребенка: одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы; другие – медлительны, не сразу включаются в образовательную деятельность, игру. Если не будет организованного общения и игровой деятельности вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится.

Правильная организация жизни ребенка в дошкольном учреждении позво­ляет формировать у него положительное отношение к детскому саду. Чтобы создать комфортные условия для адаптации и улучшить эмоциональное состояние детей необходимо переключать внимание малыша на игровую деятельность, которая приносит ему удовольствие, радость и внутреннюю свободу.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ  БОЛЕЕ ТЕСНОМУ ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, ВОЗНИКНОВЕНИЮ У МАЛЫШЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И СПЛОЧЕНИЮ ГРУППЫ.

Игра «Приветствие»: дети, подражая взрослому, приветст­вуют друг друга словами – здравствуй, привет; мимикой и пантомимой – кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание.

Игра «Узнай по описанию»: воспитатель  описывает ребенка из группы – дети догадываются, кто это. Разнообразные педагогиче­ские приемы и формы организации детей могут использоваться как в группо­вой комнате, так и на свежем воздухе.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»: в таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой большими пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними: взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; собрать одной рукой, например, пуговицы крупного размера, а другой – камушки; приподнять как можно больше предметов на ладонях. После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Далее детям предлагается поиграть в паре, небольшой группой, собирая одинаковые или разные предметы. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Игра «Разговор с игрушкой»: наденьте на руку перчаточную игрушку. На пальце ребенка – пальчиковая игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и так далее. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Шеховцова Е.Ф., воспитатель группы раннего возраста

 

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск