Проект «В начале было Слово…»

Роль притч в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание имеет свои особенности и требует специальных педагогических технологий, отличающихся от традиционных. Особенностью парадигмы духовно-нравственного воспитания является тот факт, что педагог, не просто должен знать содержание материала, но должен всем сердцем принимать ценности духовно-нравственной направленности, сам жить по этим заповедям, осознанно стремиться к собственному духовному росту и оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Иначе педагог не будет убедителен, не сможет привить нравственные и духовные устои детям.

Существует философский принцип: подобное создается подобным: нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя, духовность – духовностью.

Ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей – учителя (воспитателя) детям. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Но это вовсе не означает, что он должен стать бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Педагог не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности, «в этой встрече двух душ рождается духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий».

Способность поставить себя на место другого человека – вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого человека как свою. Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры направлено на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. Поэтому использование текстов различного содержания (в частности притчи) может стать большим «помощником» для педагога, где текст должен стать мощным инструментом для достижения воспитательных целей.

Деятельность педагога предполагает его высокий духовно-нравственный уровень развития, личную ориентацию на базовые духовно-нравственные ценности. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к воспитанникам и другим людям, к самому себе. Примеры увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися являются мощным фактором воспитания и обучения.

Одним из условий духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры является принятие педагогом позиции ребенка, желание помочь ему сделать правильный нравственный выбор в жизни, стать лучше, добрее. От педагога требуется умение не навязывать свою точку зрения, не переходить на морализаторство. Он должен уметь вести себя корректно и достойно, быть готовым отвечать на неожиданные вопросы детей, уметь адекватно реагировать на возможные провокации.

Следует учитывать наличие смысловых барьеров, возникающих в том случае, когда одно и то же явление имеет для собеседников разную смысловую нагрузку. Несовпадение смыслов приводит к взаимному недопониманию и снижению эффективности общения.

Должна быть создана доброжелательная атмосфера. Воспитатель при любых обстоятельствах должен стать для ребенка тем человеком, который утвердит в юном сердце отвращение к злу, неправде, педагогу важно заботиться о том, чтобы детская совесть была чиста, как капля утренней росы.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость – обязательные профессиональные качества педагога». Необходимо помнить, что главным качеством педагогического работника, которое должно лежать в основе всей его педагогической деятельности, должна быть любовь к детям.

Нельзя не остановиться на творческом подходе педагога в выборе содержания материала к непосредственно образовательной деятельности.. Так, например, в силу своей специфики притчи могут стать важным опорным материалом в ходе духовно-нравственного воспитание на основе православной культуры, ибо в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др.; показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

С точки зрения литературы, притча – это небольшой аллегорический и поучительный рассказ. С философской точки зрения, притча – есть история, используемая в качестве иллюстрации тех или иных положений учения, закона мира. Притча – это короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Притча – это не просто история, занимательные рассказы обо всем на свете, в них мудрость веков. Это игра ума, воображения, проникновение в тайные лабиринты сознания.  «Притча – загадка; загадочное, мудрое изречение, пословица; поучительное изречение; образ».

Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» – «тча» – «теча» – «теку» (бегу, поспешаю) – тот же самый, что и в слове «предтеча».  В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» – при, «мия» – путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни.

Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Свойства притчи:

  1. краткость,
  2. не требует доказательств,
  3. подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации,
  4. дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки,  не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок,
  5. строится на сравнении,
  6. предполагает мыслительную деятельность.

Педагогам необходимо знать, что учителя различных философских школ применяли притчу для определения ступени сознания учеников и степени их внутренней свободы, так как истинное понимание смысла притчи приходит только с освобождением от всяких стереотипов, шаблонного мышления и формальной логики – с пробуждением непосредственного восприятия и самостоятельного мышления. Расшифровка смысла и символики притчи в большей степени зависит от культурного уровня воспринимающего. Важно, чтобыпедагог донес до детей важную мысль: хотя иногда притча сопровождается моралью, эта мораль, как правило, не исчерпывает всей полноты её смысла, а лишь акцентирует внимание на её определенных аспектах.

Притчи различных традиций имеют свои особенности. Так, например, в буддийских, конфуцианских, иудаистских притчах обычно действуют конкретно названные лица, что даёт привязку к реальному месту и времени, а в христианских или индуистских – действующие лица чаше всего не определены, обобщены.

С помощью притч каждая традиция раскрывает для самых простых умов глубочайшие тайны своего учения. Знания, заключенные в такую форму выражения, имеют многоуровневую систему. Каждый человек может воспользоваться только тем уровнем, который соответствует уровню его бытия.

Считается, что такая форма передачи Истинного знания стала необходимой из-за неспособности людей воспринимать новые истины в отвлеченной форме, тем более что многие истины, высказанные прямо, вызывали у слушателей недоумение, а порой даже ожесточение и отрицание. Когда ученики Христа спросили Его, почему он говорит притчами, Учитель ответил: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано... Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат, и не разумеют» (Матф. ХIII, 10-13).

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она – шифр духа и понимается слушателем по его сознанию. Священные Писания всех народов хранят тот сокровенный смысл, который называется Истиной, а притчи помогают Ее постичь.

Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определенный набор нравственных качеств человека данного мировоззрения, выявляемый ситуацией. Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать, прежде всего, как «игру символов».

Прежде чем представить конкретную творческую работу педагога с притчами, определим функции притч (по А. Н. Иоффе):

  1. Функция зеркала. (Человек может сравнивать свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу).
  2. Функция модели. (Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов).
  3. Функция опосредования. (Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой – либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании).
  4. Функция хранения опыта. (Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции).

Какие же существуют способы использования притч в воспитательно-образовательном процессе?

  • обсуждение основной идеи и смысла притчи;
  • сформулировать вопросы  или ответить на поставленные;
  • придумать название притчи;
  • притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться);
  • выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием;
  • инсценировка притчи;
  • загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка);
  • подбор пословиц, поговорок;
  • сравнение с басней (определить);
  • найти или предложить вставить пропущенные слова;
  • рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.);
  • сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями;
  • определение ценностей, которые отражает притча.

Притча всегда предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана, и мы  начинаем ее осмысление. Поскольку процесс осмысления может быть бесконечным, притча не исчерпывает всей своей смысловой глубины и проецируется в беспредельность. Притча делает  сознание более гибким и подвижным, способствует его расширению, улучшая тем самым способность слушателя адаптироваться к нестандартным жизненным ситуациям.

Каждая притча – выражение духовного опыта множества жизней, она  является носителем традиций той или иной культуры. Притча – своеобразный посредник в межкультурных отношениях. Она поможет разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы агрессивно воспринято при прямом указании. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок.

Притчи различных традиций объединяет одно – стремление показать с различных точек зрения законы нашей Вселенной, проявляющиеся в нас самих и вокруг нас в любой момент времени. Притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается  в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Углубляя наш взгляд на окружающий мир и на самих себя, притчи помогают выбраться из порочного круга ошибок и нелепостей и осознать себя частью всеобъемлющего целого. Это практическое руководство по духовному совершенствованию, по раскрытию духовного могущества человека, раскрытию предназначения цивилизации как частицы вселенского Разума.

Как мы видим из перечисленных выше способов (методов и форм) работы педагога с притчами, все они имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают воспитанников.

Педагог должен помнить, что при духовно-нравственном воспитании на основе православной культуры, необходимо целенаправленно создавать условия для становления духовно-нравственной сферы личности, поскольку прямое воздействие не всегда имеет тот результат, к которому стремиться педагог. Важно побудить ребенка к размышлению, подтолкнуть его к духовной работе, дать представления о моральных нормах, а превращение их в ценности и мотивы поведения возможно только через постоянное упражнение в их применении.

ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРИТЧАМИ

1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни – правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания:

1) Чтение притчи педагогом (до последнего абзаца)

  • Как вы думаете, что произойдет дальше?
  • Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она   пробудила у вас?
  • На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с     любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

  • Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».
  • Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?
  • Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?
  • Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?
  • Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?
  • Какие чувства он у вас вызывает?
  • Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?
  • Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

3) Беседа

  • Охарактеризуйте качества человека? («равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)
  • Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?
  • Что такое ДОМ в жизни каждого человека?
  • Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

4) Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней.

5) Обобщение.

  • Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Худо тому? Кто добра не делает никому.

2. Корзину-то возьми

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

Вопросы:

  • О чем эта притча?
  • О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
  • О каком важном законе нравственности  напоминает притча?
  • В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?
  • Чему учит притча?

Для размышлений:

  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…(Одна из заповедей христиан)
  • «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка
  • «Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка
  • «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка
  • «Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм
  • «Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка
  • «Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

3. Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

Вопросы и задания:

  • Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?
  • О чем спорили Хвост и Голова?
  • Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.
  • Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?
  • Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать) (Змея молчалива).
  • Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?
  • В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии).
  • Могут ли подобные ситуации быть в жизни?
  • Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.
  • Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.
  • Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

4. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

Вопросы и задания:

  • Кто является  героями притчи?
  • Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники)
  • Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку -без: безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток).
  • Как вы считаете, какая интонация чувствуется в  голосе пчелы?
  • Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья).
  • Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?!
  • Почему «труд», «трудно» и «трудность» - одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

  • Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.
  • Без дела жить – небо коптить.
  • Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.
  • Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
  • Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

  • «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер
  • «Труд – отец счастья». В. Франклин
  • «Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни» Д. Торро
  • «Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут» Абу Шукур Бахли
  • «Освобождение себя от трудаесть преступление против себя» Ж. Ж. Руссо
  • «Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе».Сенека
  • «Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

5. Медведь

Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах):

  1. «Собери картинку» (пазлы) – обучающиеся / воспитанники собирают пазлы и отгадывают героя притчи.
  2. Читается отрывок текста и тоже отгадывается герой.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь.

– Что любят медведи больше всего? (мед)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя?! (выслушать варианты)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

Анализ притчи

Вопросы:

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких).

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

6. Собака и волк

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (педагог демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»)

–  Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи  «Собака и Волк»

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

Вопросы:

Что ценит Волк больше всего? (ценит Свободу)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей.  Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

В чем смысл притчи?

 

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Мы говорим сегодня о необходимости возрождения в обществе культуры и духовности, что связано непосредственно с воспитанием и развитием ребенка до школы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Намного позднее происходит осознание критериев морали, чем формируются алгоритм социального поведения и нравственные чувства. Что мы сейчас заложим в душу ребенка, проявится позднее, станет его жизнью.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии: религия проповедует уважение к старшим, скромность, честность, жертвенность, бескорыстность; призывает к умению прощать, терпеть, уступать.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей.

Радует то, что сегодня, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики.

Воспитание  души ребенка – это создание основы нравственных ценностей. Именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития межличностных отношений и чувств закладывается человечность – основа самого лучшего в людях, а навыки, образование, сноровку можно приобрести и позже. Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Национальная память постепенно к нам возвращается, и мы начинаем относиться по-новому к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых народ оставил нам из своих культурных достижений самое ценное.

Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Воспитанники нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (Рождество Христово, Святки, Пасха и другие). Они читают стихи, заучивают колядки, играют в народные игры. Во время образовательной деятельности и на прогулках используем в своей речи пословицы и потешки. Наблюдаем за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц. Эти наблюдения связаны с различными сторонами жизни человека и трудом.

Задача педагогов нашего дошкольного учреждения – научить ребенка осознано относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способным постоять за себя и за своих близких.

В духовно-нравственном воспитании нельзя забывать и о той атмосфере, в которой живет ребенок – атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью. Окружающая обстановка должна быть средством воспитания чувств, представлений, поведения.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева) истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность не возможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику. Доброта и любовь старших к детям учат детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными друг к другу. Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. А следовательно, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.

Петровская Л.Л., воспитатель

Обновлено 28.06.2013 10:59
 

Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В.А.Сухомлинский.

Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Духовность – это красота внутреннего мира человека. Проблема в том, что мы разучились «строить» этот мир. Воспитание, в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое. Духовность и нравственность не могут быть сформированы «снаружи». Они произрастают изнутри.

У многих детей и взрослых на сегодняшний день вообще нет идеала, на который они хотели бы походить. Не в чести оказались деятели науки и культуры, политики, учителя. Тревожит отсутствие авторитета у отцов, да и в отношении нравственного примера матери, хотя он по рейтингу занимает первое место, тоже немало проблем.

Вывод в данном случае напрашивается один – следует более целенаправленно работать по ознакомлению детей с жизненным подвигом тех, кто живёт рядом, кто был патриотом нашей большой и малой Родины. А нам, взрослым, стоит, наверное, не столько брюзжать по поводу нравов нынешней молодёжи, сколько работать, прежде всего, над собой.

В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. В настоящее время телевидение, видеотехника, кино, радио, компьютеры, пресса оказывают мощное воздействие на дух и психику человека. Они во многом определяют поведение, личность и мышление людей. Ребенок, живущий в век информационных технологий, с рождения попадает в активную разнообразную медиа-среду.

Вспомните, что мальчишки 40-х годов ХХ в. играли в «Чапаева», после просмотра одноименного кинофильма; послевоенное поколение мальчишек играли в «войну», где были «наши» и «немцы», ведь вплоть до 90-х годов военная и патриотическая тема в кино были очень актуальными и дети видели в героях кинолент пример для подражания. А какие примеры мы дали своим детям-дошкольникам за последние 20 лет?

Милого и наивного Чебурашку вытеснили агрессивные и злобные Черепашки-Ниндзя. Вместо уважительного отношения к старшим, которое подспудно формировалось у детей на основе сюжетов народных сказок, мы усадили детей у экранов для просмотра мультфильма «Симпсоны», где показан пример грубого и неуважительного отношения к старшему поколению. Таких примеров можно привести очень много. Некоторые мультфильмы способны вызвать волну радостных эмоций, желание подражать полюбившимся героям. А вот другие делают детей агрессивными, нанося их психике огромный вред, морально их опустошают.

Многие родители не придают мультфильмам большое значение и позволяют смотреть ребенку все, что ему хочется в неограниченном количестве. А это может привести как к ухудшению здоровья, так и перекосам в становлении личности. Постоянно созерцая на экране смерть и убийства, дети начинают спокойно относиться к этому в жизни.

Так почему мы удивляемся агрессивности, грубости, жестокости, девиантному поведению ребенка? Мы сами позволили показывать малышу эти примеры, да еще и в такой привлекательной форме, как мультфильмы, фильмы, иллюстрации, сомнительные театральные постановки.

Работая с детьми в детском саду мы обратили внимание, что на сегодняшний день у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Многие семьи растеряли значительную часть национальных русских традиций домостроительства. Материальные ценности доминируют над духовными. Данная проблема в наше время очень актуальна. Мы обязаны заполнить духовный вакуум наших детей и донести до них моральные принципы и этические нормы, которые дадут  им прочную основу для становления в жизни. В настоящее время мы стараемся решать эти проблемы в дошкольном учреждении.

С целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в содержание воспитательно-образовательного процесса включается освоение духовно-нравственного смысла народных и авторских сказок, малых фольклорных форм, способствующих развитию нравственных чувств ребенка: совести, долга, надежды, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма; нравственного облика: милосердия, терпения, доброжелательности, способности прощать обиды, проявлять выдержку и мужество; нравственного поведения: готовности служения семье, людям и Отечеству, проявлению духовного рассуждения, послушания и доброй воли.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании его  внутреннего мира. Поэтому первоочередная задача педагогов дошкольного учреждения: ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей через ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека. Главное – объединиться всем здоровым силам общества и независимо от ведомственной, национальной или религиозной принадлежности вести скоординированную и целенаправленную работу во имя общего блага.

Г. А. Ионова, воспитатель

Обновлено 07.08.2013 16:54
 

Проект духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры «В начале было Слово…»

(Городской совет по управлению проектами, 09.02.2012 г.)

  • ФИО научного руководителя: В.А. Олийник
  • Сроки эксперимента: сентябрь 2011 г. – май 2017 г.
  • Статус эксперимента: городская экспериментальная площадка
  • База эксперимента: МБДОУ № 12 «Брусничка»
  • Результаты (научные, практические):

-     выстраивание взаимодействия субъектов образовательной практики школы и детского сада в рамках предметной области «Духовно-нравственная культура» модуля «Основы православной культуры»;

- выстраивание взаимодействия со школами города;

- организация и проведение совместной деятельности с начальным звеном МАОУ «СОШ № 7 имени Пичуева Л.П.»: творческие встречи «Светлая Седмица», «Красная Пасха», «Рождественские колядки»;

- взаимодействие с Воскресной школой Свято-Софрониевского Храма города Усть-Илимска (совместные мероприятия «Праздник православной книги» и др.);

- экскурсия «Малиновый звон»;

- презентация результатов реализации проекта на II съезде работников образования города Усть-Илимска «Духовность и нравственность как основы интеграции институтов воспитания детей и молодежи города Усть-Илимска», посвященном 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова) 11 апреля 2017г.; участие в семинаре «Духовно-нравственное развитие и воспитание как стратегический приоритет государственной политики Российской Федерации»;

- организация образовательного события «Воспитательный потенциал притч как основа духовно-нравственного развития детей», посвященного 220-летнему юбилею со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова);

- разработка краткосрочного проекта «Притча – ступенька к нравственности», победа в конкурсе малых грантов «Православные инициативы – 2017» (грантовая поддержка в размере 102 262 руб.).

  • Обобщение и распространение опыта экспер. деятельности:

-     Информационные материалы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Л.Л Петровской и «Актуальные проблемы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Г.А. Ионовой представлены на международной научно-практической конференции на тему: «Культура и религия в XXI веке: проблемы и перспективы» и опубликованы в сборнике конференции (2013 г.); размещены на сайте дошкольного учреждения http://dou38.ru/ustilimsk12/.

-     Доклад из опыта работы «Влияние мультипликационных сказок на духовно-нравственное развитие дошкольников» Г.А. Хричковой представлен педагогической общественности города на педагогических чтениях «Инновационные процессы образования в работе педагога-мастера в условиях введения федеральных государственных стандартов» (2013 г.).

- подготовка статьи о результатах проекта для сайта Управления образования Администрации города Усть-Илимска;

- обобщение деятельности по проекту «В начале было Слово…» на Международной выставке METHODIC (сертификат, золотая медаль).

 



© CopyRight МБДОУ "Детский сад №12 "Брусничка" г.Усть-Илимск