Консультация для родителей «Играем, экспериментируем, познаем»

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ подвижные игры

Одним из основных средств  физического воспитания являются подвижные игры.

Подвижная игра – сознательная  активная двигательная деятельность ребенка, предполагающая точное и своевременно выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами. Соблюдение правил игры имеет большое воспитательное значение. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной ответной реакции на сигналы типа « Лови!», «Беги!», «Стой!».

Подвижные игры с правилами бывают сюжетные и несюжетные. К спортивным играм относятся баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и т.д.

Обязательным условием успешного проведения подвижных игр, является учет,  индивидуальных особенностей каждого ребенка, игровое поведение которого зависит как от имеющихся двигательных навыков, так  и от особенностей нервной системы. Значительное внимание нужно уделить атрибутам для игр. Играть можно одновременно со всеми детьми или с небольшими подгруппами. Способами  организации игр зависят от их структуры и характера  движений. Взрослый продумывает способы сбора детей и внесения атрибутов. Знакомя детей с несюжетной игрой, взрослый рассказывает о последовательности игровых действий, игровых правилах и сигналах; указывает месторасположение  играющих и игровые атрибуты, используя соответствующие слова. С помощью вопросов необходимо проверить, как они поняли пояснения взрослого.

При знакомстве детей с играми с элементами соревнования взрослый уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. В команды подбирают детей объединяя по силам, а для активизации неуверенных, застенчивых детей, со смелыми и активными.

Интерес  к играм с элементами соревнованиями увеличивается, если детей одевают в форму капитанов, судью и т.д.

Руководство взрослым подвижной игрой состоит, прежде всего, в распределении  ролей. Водящего можно  назначить, выбрать с помощью считалки т.д.

Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр, которые позволяют не только поддерживать интерес к ним, но и усложнить задачи.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности.

Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае ее можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок более эффективно выполняет дидактическую задачу  без ущерба здоровья. В подвижной игре дидактической направленности достигается две цели: физическое развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоравливающее влияние и укрепление физического ипсихического здоровья.

Подвижная игра становится эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков (математика, сенсорика, грамота, коммуникабельность и т.д.) Физические упражнения и положительные эмоции, получаемые в ходе подвижной игры, способствуют решению ее дидактической задач, влияют на восприятие, память, внимание, способность быстро ориентироваться, сопоставлять, делать выводы.

При организации подвижной игры следует  придерживаться  следующих правил:

  • Правила игры должны быть просты, четко сформулированы и понятны детям той возрастной группы, для которой она проводится.
  • Игра должна способствовать развитию мыслительной и двигательной активности.
  • Игра не должна подвергать детей риску, угрожать их здоровью.
  • Каждый участник игры должен принимать в ней активное участие.
  • В играх должны решатся как двигательные, так и обучающие задачи.
  • Игру нельзя оставлять незаконченной.
  • Инвентарь для игры должен быть красивым, интересным, безопасным.

Подвижная  игра – это сложная двигательная эмоционально окрашенная

деятельность с точно установленными правилами, которые помогают выявить результат (количественный или конечный).

Существует 2 вида подвижных игр:

1. Игры элементарные (сюжетные и бессюжетные)

2. Игры сложные (бадминтон, баскетбол, теннис)

Вариантность игр:

1 вариант – усложнить двигательное задание («Волк во рву» - ров пошире)

2 вариант – ввести новый вид движения («У медведя во бору» -дерево упало -подлезание)

3 вариант – увеличить число ловишек («Хитрая лиса» - 2 лисы)

4 вариант – усложнение правил (например, бегать только внутри круга)                

За год с детьми играют 10-15 игр.

Подвижные игры с правилами имеют огромное значение для разностороннего развития детей , это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. При организации подвижных игр у детей вырабатываются правильные элементарные представления об окружающем мире, воспитывается трудолюбие, формируются коммуникативные качества, умение играть и работать в команде, сообща . При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения , развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества. Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью : как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т. п.  Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует  детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу помогать друг другу. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребенком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога, очень хотел выиграть, был недостаточно внимателен.

Педагог использует игру как средство физического воспитания, двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты . Веселое настроение  является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. Радостное настроение сопровождается физиологическими изменениями в организме, повышается деятельность сердца и дыхательной системы.

Литература:

Ушакова Е.В.: Подвижные игры. – Белгород:БелГУ, 2011

Подготовила старший воспитательТ.П. Здвижкова

Общие рекомендации


Наши группы