Муниципальное задание

Муниципальное задание

Система Orphus

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня32
mod_vvisit_counterВчера27
mod_vvisit_counterНа этой неделе151
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1707
mod_vvisit_counterВ этом месяце6560
mod_vvisit_counterВ предыдущем месяце781
mod_vvisit_counterВсе дни86050
Радуга (компенсирующей направленности)

Знакомим детей с семей, родным городом , природой родного края через дидактические игры

Обновлено 21.11.2016 22:13
 

Праздник на кудыкиной горе

 

Семья – это мама и папа и дед, Бабуля нам вкусный готовит обед! В семье еще братья и сестры бывают…

Обновлено 21.11.2016 22:10
 

Тема занятия: «Моя семья – мое богатство» (подготовительная группа)

Тема  занятия: «Моя семья – мое богатство» (подготовительная группа)

Цель: Создание условий  привития у детей любви к семье, гордости и уважения к родным людям.

Задачи:

Познавательные:

- Продолжать формировать представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся  друг о  друге.

- Закрепить представление о личных данных: имя, фамилия, имя, отчество родителей, место работы, домашний адрес.

- Способствовать развитию интересов детей, любознательности и последовательной мотивации.

- Закреплять знание поговорок о семье;

Развивающие:

- Развивать представление о составе семьи, родственниках, родственных связях  и зависимостях внутри нее.

- Развивать желание участвовать в выполнении некоторых семейных обязанностей.

- Упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о родственниках.

- Упражнять в умении давать оценку поступкам литературным героям; развивать стремление подражать положительным героям рассказов.

Воспитательные:

- Формировать эмоциональную отзывчивость: умение детей проявлять сострадание, заботливость, внимание к родным.

- Воспитывать чувства уважения к матери, отцу, родным.

- Воспитывать любовь и привязанность к семье, чувство гордости за  членов семьи.

Предварительная работа:

С детьми: разучивание пословиц о семье, беседы о семье, рассматривание семейных альбомов, разучивание частушек, создание презентации семьи.

Пособия и материалы: фотографии на слайде, буквы, мяч, картинки семьи, выставка портретов семе воспитанников, сундук, платочек.

Ход.

1 Организационный момент.

Приглашаю всех вас в круг,

Я твой друг и ты - мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я – Лидия Николаевна, а ты кто?

Ответь мне, как тебя, ласково зовут? (Ванюша, Сашенька).

- Милые дети вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, я приглашаю отгадать ребус: (на экране написан ребус: (7 + Я)

Какое слово здесь спряталось? – Правильно, «Семья».

- Ребята, а что такое, семья?  (Ответы детей)

- Это близкие: люди, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра…;

- Это те, кого мы любим, с кого берем пример….

- Это о ком, мы заботимся, кто заботится о нас, с кем делим радости и печали.

- У нас сегодня выставка портретов и фотографий ваших семей, я знаю, что многие из вас хотят рассказать о своих родных.

Рассказы детей о семье. Опрос 2- 3  детей. ( Состав семьи, имя отчество членов семьи, место работы родителей, за что вы любите их, ваши увлечения).

- Настя познакомь нас со своей семьей. Расскажи, какой у тебя папа?

- Егор, расскажи нам какая у тебя сестренка? А ты ее любишь? За что?

Проблемная ситуация: Марьяна, как ты можешь доказать, что это твои родители?

(Я похожа на них, у меня такая же фамилия, я живу по одному адресу с ними).

- Ваня, вы с мамой пошли в магазин. Там было много людей,  и ты потерялся. К тебе подошел полицейский, что ты ему скажешь? – проигрывание ситуации (Назову фамилию, адрес, телефон)

- Предлагаю поиграть, мячик покатать и мои загадки отгадать!

Дети встают в круг, воспитатель кидает мяч ребенку и загадывает загадки:

- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле – мама.

- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно все любят – ребенок.

- Она вяжет всем носки,  и печет самые вкусные пирожки и булочки - (бабушка).

- Он строгий, но справедливый, он самый сильный, про него говорят, что он глава семьи (папа).

- Это -  мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, они любят друг друга, и заботятся обо всех (семья).

- Это место где вы живете  все вместе со своей семьей (дом).

- Назови адрес своей квартиры, дома (опрос 3-4 детей).

- Как вы называете отца вашего отца?

- Кем вам приходится сын,  вашего дедушки?

- Кем вам приходится муж, бабушки?

- Как вы называете жену отца?

Игра: «Составь слово»

Ребята, видите как много слов, которыми можно называть родственников.

- Я предлагаю вам, разделится на четыре команды. Как это можно сделать?

(по считалке, по расчету, команда девочек и мальчиков и т.д.)

Задание 1 команде: «Составьте слова обозначающие родственников по мужской линии»

Задание 2 команде: «Составьте слова обозначающие родственников по женской линии».

Музыкально коммуникативная игра: «Соседи».

Дети садятся на стульчики.

- А как вы относитесь к своим родителям? Как вы заботитесь о них?

- Как родители заботятся о вас? Как вы думаете, любят ли вас родители? Почему ты так думаешь?

Ребята я хочу прочитать вам рассказ Сухомлинского «Бабушка отдыхает»

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что то весело хотела сказать маме. Но мама погрозила Галинке пальцем и прошептала: - Тихо , Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, сердце болело. Галинка тихо подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.. Пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала: - Галинка, слушай… Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала: - Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, сердце болело. Девочки сели к столу и стали рассматривать рисунки. А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки. Когда бабушка встала, Галинка спросила: Бабушка, вы во сне плачете?

- Как вы думаете, бабушка во сне плакала?

- Правильно, бабушка все слышала, и поэтому плакала. Она плакала от счастья, что у нее такая заботливая семья. Кто о ней заботился? В чем заключалась забота мамы и Галинки?

Воспитатель вносит сундук.

«Вот бабушкин старый рабочий сундук.

Ей в нем разобраться всегда недосуг.

А внукам и внучкам он может позволить

С платочком бабушки игру устроить»

Дети стоят в кругу, передают платочек и называют пословицу о семье.

Пословицы о семье.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Кто родителей почитает, тот вовеки не помирает.

- Дружная семья и землю превратит в золото.

- В семье и каша гуще.

- Заботься о своих родителях, как о детях.

- Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

- Любовь да свет – так и горя в семье нет.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- На что и клад, коли в семье лад.

Игра «Скажи ласковые слова о родственниках».

Какая мама? Папа, дедушка, бабушка и т.д.

- Про семью написано много рассказов, стихов, песен. Споем про семью шуточные частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще вам пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными спокойными.

Будем Вас достойны мы!

3. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю.

Он играет на гормоне,

А я песенку пою!

4. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачки,

Будем вместе мы решать!

5. Моя баба чемпион,

В кулинарном спорте,

Всех сразил «Наполеон»,

Сто слоев ведь в торте!

6. Мама с папой и братишка,

Вот и вся моя семья,

Ох, спасибо, дорогие,

Что вы есть все у меня!

- В дружной семье рассказывают стихи, поют частушки, а также танцуют и играют.

Игра: «Кто как трудится в семье?»(игра с мячом)

- Папа ходит на работу.

- Мама готовит пищу.

- Мама стирает и гладит.

- Сестра ухаживает за цветами, поливает их.

- Я пылесосу, выношу мусор.

- Дед ремонтирует мебель.

- Брат гуляет с собакой.

- Бабушка вяжет носки.

Ваши ответы меня порадовали, все домашние дела можно распределить между всеми членами семьи и тогда всегда будет время для отдыха.

Ребята, Ваня вам приготовил сюрприз, он расскажет вам стихотворение.

Чтение стихотворения «Семья».

Семья – это мама и папа, и дед,

Бабуля нам вкусный готовит обед.

В семье еще сестры и братья бывают.

Семья это я, и меня называют:

Котенок и лапочка, заинька, птичка…

Мне кто- то братишка, а кто- то сестричка.

В семье меня любят, меня все ласкают,

И лучше семьи ничего не бывает!

- О чем мы с вами сегодня вели беседу?

- Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Человек без семьи не может быть счастливым. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят – моя семья, мое богатство.  Берегите свою семью.

Используемая литература:

М.Д. Миханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Москва 2006 г.

Е.Н.Новикова, А.Э.Лебедева  «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок» Москва 1999 г.

Обновлено 21.11.2016 22:05
 

Презентация на тему "Чтобы лето прошло интересно"

Обновлено 29.06.2016 06:02
 

Советы учителя–логопеда группы компенсирующей направленности «Радуга»

Уважаемые родители!

В этом году ваш ребенок стал посещать логопедическую группу, в которой ведется целенаправленная коррекционно-образовательная работа по исправлению речевых нарушений.

Для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц в том числе: жевательных, глотательных, мимических.  Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трохея, бронхи, диафрагма). Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких.

Правильное речевое дыхание обеспечивает:

  • Нормальное звукообразование
  • Громкость речи
  • Соблюдение пауз
  • Плавность и выразительность речи

Уважаемые родители!

Вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендую начать с непроизвольных и забавных для ребенка игровых упражнений, цель которых: развитие дыхательного, плавного выдоха, активизация мышц губ, артикуляционного аппарата. Это:

  • «Дутье через соломинку в стакан с водой»
  • «Надувание воздушных шаров»
  • «Дутье» на разноцветные картинки»
  • «Игра на музыкальных инструментах (дудочке)»
  • «Пускание мыльных пузырей»
  • «Сдувание осенних листьев».

Желаю Вам успехов!

Учитель – логопед: Крамарова Л.Д.

Почему ребенок молчит?

(по материалам Степанова О.А. Мой Кроха и Я. 2008. №10)

 

«Почему мой малыш молчит? Почему он говорит, но очень мало, плохо? В чем причина задержки речи?» - эти вопросы нередко задают родители детей 1 – 3 годов жизни. Действительно, по данным отечественных и зарубежных  исследователей, число дошкольников  с нарушениями в речевом развитии постоянно растет.

В чем причины и каков характер этих нарушений?

Сначала следует проанализировать  условия, которые влияют на развитие речи.

  • У маленького ребенка процессы понимания речи близких людей и собственное говорение развиваются в тесном единстве.
  • Для этого  необходимо, чтобы у него было хорошее слуховое восприятие, активно работал головной мозг.

Однако это далеко не все.

  • Важно также, чтобы речевой аппарат малыша был  подготовлен к произнесению звуков, а рядом находились близкие – мама, папа, другие родственники, которым малыш  будет стремиться подражать.

Названные  условия  успешного развития речи – не  единственные, но главные. Что же происходит, если какое – то из них не  обеспечивается? Речь – это не только произношение слов  и предложений, но и понимание  того, о чем говорят окружающие.

Первой из возможных причин задержки появления речи или ее отсутствия может быть нарушения слуха.

Известно, что даже небольшое снижение остроты слуха  может существенно тормозить речевое развитие. Если же слуховая функция нарушена  значительно, то развитие речи малыша без вмешательства особых специалистов – сурдопедагогов – не происходит совсем. Сегодня разработаны эффективные методики выявления нарушений слуха  у детей первых лет жизни. Поэтому, когда у родителей  или детского терапевта  возникает хотя бы малейшее подозрение на нарушение слуха  как возможную причину затруднений в речевом развитии ребенка, обязательна нужна консультация специалиста. При своевременном  начале коррекционной работы в этом направлении успехи  в развитии  речи  могут быть очень значительными!

Речь – это, прежде всего результат согласованной  деятельности многих областей головного мозга (М.М. Кольцова).

Поэтому вторая причина задержки речевого развития – неполноценная работа отдельных участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Именно человеческий мозг  обеспечивает понимание слышимых слов, здесь же создаются и программы движений, нужные  для произнесения  отдельных звуков  и целых  фраз. А дальше – в момент говорения – мозг подает необходимые команды органам  дыхания, голосовому  и артикуляционному  аппаратам. Если работа  какого – либо участка мозга несовершенна, могут возникнуть различные по своим проявлениям  отклонения в развитии речи. В логопедии  -  науке, изучающей  нарушения  речи у  детей и взрослых, - накоплен большой опыт  коррекции самых разных речевых дефектов.

Но для выбора нужной методики логопед должен познакомиться не только с речевыми особенностями малыша. Ему очень важно знать, каковы были условия его раннего психофизического  развития и сегодняшняя атмосфера семьи, кто из близких людей  больше общается  с ним  в течение  дня, с кем малыш охотно играет  и т.д. Сроки логопедической  работы напрямую определяются  причинами и характером выявленных  дефектов  речи. Так, если недостатки речи носят преходящий (возрастной)  характер или слабо выражены, логопед может предложить посещать консультативные  занятия (1 – 2  раза  в месяц). А вот систематические – 2 – 3 раза  в неделю – занятия будут рекомендованы, когда необходима значительная активизация речи  вашего малыша. В обоих  случаях обязательно  потребуется дополнительная  работа  с ребенком  и  в семье.

К сожалению, опыт показывает: родители обращаются  за  помощью, лишь когда ребенку исполнилось  5  или даже 6 лет. Безусловно, и в этом возрасте логопедическая работа будет иметь результат. Но чем раньше  ее начать, тем более развитой окажется речь ребенка  к моменту поступления  в школу.

Консультация  логопеда особенно  важна  в тех случаях, когда  в  основе речевых недостатков лежит еще одна, третья причина – нарушения в строении  речевого  аппарата. Здесь вновь только логопед поможет установить их  причины  и характер, подобрать коррекционную методику, а при  необходимости направит ребенка  с родителями на консультацию  к специалистам (например, к врачу – ортодонту, если произношению мешает коротая  уздечка языка или неправильный  привкус). Четвертая  причина  задержки  в речевом развитии малыша – низкое качество окружающей его «питательной» речевой  среды. Не секрет, что недостаточное развитие речи очень часто наблюдается у воспитанников домов ребенка. У них достаточно ярких игрушек, им обеспечен хороший  уход  и присмотр, но шансы на общение  со взрослыми – длительное, окрашенное  положительными  эмоциями  и стимулирующее  развитие  их собственной речи – при этом невелики. Это приводит к задержке речевого  развития  с самых первых месяцев жизни, которую потом чрезвычайно сложно преодолеть. Вот почему  так важно  правильно организовывать и поддерживать  режим речевого и игрового  общения в семье, формировать у малыша интерес  к совместным играм  и другим занятиям, желание обратиться ко взрослому  с вопросом  или за помощью, поддержкой.

Таким образом, значимым компонентом речевой среды является  речь взрослых. Основные требования к ней достаточно  просты: - речь близких ребенку людей должны быть  грамматически и фонетически  правильной, точной, ясной, эмоционально выразительной, образной; - темп речи размеренным, а ее громкость достаточной (но  не чрезмерной) - по форме и тону – безупречно вежливой; - содержание  и качество  речи должны строго соответствовать     развитию, запасу представлений и интересам  детей, опираться на их  опыт.

Итак, определенные  предпосылки  для развития речи  заданы  самой человеческой природой. А вот для того, чтобы малыш научился понимать окружающих и активно использовать речь как средство общения и познания мира, требуется забота  всех членов семьи с самых первых дней его жизни.

Рекомендации для родителей «Развиваем мелкую моторику»

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Рекомендации для родителей «Упражнения для развития пространственных представлений»

 

Упражнения для развития пространственных представлений.

1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.

3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.

4. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

5. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

6. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

7. Графические диктанты на листочках в клеточку.

8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Групповые игры.

1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри".

2. "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

3. "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

4. "Зоопарк". Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображае мое животное.

5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

6. "Ладушки". Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.

И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

7. Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.

8. "Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

9. "Канон". Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

10. "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

11. "Паровоз". Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.

Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными.

12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение илиtext-align: left басню, остальные должны отгадать название произведения.

13. Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный ему предмет или слово из нескольких букв (используются буквы от детской магнитной азбуки). Затем с помощью пантомимы показывает следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы четвертому, а четвертый с закрытыми глазами находит этот предмет из предложенных или составляет слово - название данного предмета. Участники команды постоянно меняются местами. Выигрывает команда, правильно отгадавшая большинство предметов

 

Игры с буквами

Игры с буквами

Переходя к знакомству с буквой, целесообразно вспомнить, что звук мы слышим и произносим; на письме звук обозначается буквой; букву мы видим и пишем.

мозаика
Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

дирижер
Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

архитектор
Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

узнай Букву
Узнавание и обводка букв, написанных точками.

что  Неправильно

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

прятки
Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

путаница Узнавание букв, написанных с наложением.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение - это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук - это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква - это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
  • Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
  • Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит):[к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

В дошкольном возрасте слова йотированными гласными для анализа не берутся.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).

 

Советы специалистов

Крамарова Л.Д

Шубина В.А

 

Обновлено 17.06.2016 17:26
 

 
© CopyRight Официальный сайт МБДОУ Детский сад № 57 г.Братска Иркутской области, 2012, создание сайта: «Меридиан»