Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

 

 «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, при чём не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов.

Игра дошкольника – это не бесцельная забава, а особая форма детской деятель­ности. Именно она вызывает качественные изменения в психике ре­бенка

31.01.18 1

 

 

 

 

 

 

Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. В игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

31.01.18 2

 

Настоящее игровое действие носит знако­вый (символический) характер. И происходит только тогда, когда ребе­нок под одним действием подразуме­вает дру­гое, под одним предметом – дру­гой

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, труда и взаимоотношений взрослых, эпохальные события (космические полеты, арктические экспедиции) и т.д. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

Дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному. Так, чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты, содержание и тем продолжительнее становятся игры. У детей 3-4 лет игра составляет 10-15 минут, к 4-5 годам уже 40-50 минут, а у старших дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже несколько дней.

31.01.18 3

В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми. Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам, вытекающим из взятой на себя роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюда возникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организовать игру, включающую несколько ролей. Сюжетно-ролевые игры помогают детям подготовиться к вступлению во взрослую жизнь, облегчить периоды социальной адаптации, которые включают в себя общение со сверстниками, детский сад, школу. Согласно мнению многих отечественных и зарубежных психологов, именно сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Рекомендации родителям по руководству играми детей

Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия.

Именно поэтому, игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности собственного Я. Ребенок осваивает собственное психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию всей личности в целом. И именно поэтому так важно поддерживать, сопровождать процесс игры наших детей.

  • Развивайте умение выполнять действия в соответствии с ролью.
  • Способствуйте возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений.
  • Учите детей использовать в играх строительный материал.
  • Поощряйте попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр.
  • Не будьте равнодушными зрителями игры, старайтесь понимать детей, понимать их игровые замыслы.
  • Бережно относитесь к творческой выдумке ребёнка, завоюйте доверие и установите контакт с ним.
  • Поддержите интересную идею ребенка, направьте усилия на её осуществление.
  • Старайтесь давать детям не только знания и умения, но и эмоции – они не менее полезны для развития детской души.
  • Советуйте, но будьте осторожны, тактичны, не подавляйте инициативу детей.
  • Помогите ребёнку найти своё место в игре – дайте понять, что без него игра не может быть полноценной.
  • Постарайтесь быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
  • Отвлекайте детей от «дурных» игр, создавая интерес к другой теме – методом переключения внимания.
  • Сохраняйте радость игры, будите фантазию, поддерживайте интерес с помощью активной заинтересованности в процессе игры вашего ребенка. Дайте ему почувствовать то, что вам важно каким образом и во что он играет.

Берегите своих детей! Желаем Вам успехов!