«Что такое педагогическая формула счастья?»… задумался я над этой фразой, прежде чем приступить к написанию эссе.
Эти слова, мгновенно и неосознанно, будоражат в моей памяти замечательные строки из стихотворения выдающегося английского писателя и поэта, Нобелевского лауреата Джозефа Редьярда Киплинга:
«…Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»
Работая педагогом – психологом в детском саду, задумываешься: «Как же вырастить и воспитать настоящего Человека?».
Психология – одна из наук о человеке. Какую же сторону человека изучает психология? Прежде всего, она изучает то, что побуждает человека к действию, позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, принимать решения, оценивать полученные результаты, изучает индивидуальные психологические особенности людей и свойства их личности, от чего они зависят, как складываются и изменяются.
Давайте заглянем в понятие «психология». Когда-то в древности считалось, что таким «деятелем» является живущая в теле человека душа. А душа по-гречески - «псюхе». Отсюда и произошли слова «психика» и «психология». Дословно «психология» означает «наука о душе». А педагога-психолога можно назвать – педагог, работающий с «душой».
И начинаешь понимать и осознавать, насколько необходима эта профессия, насколько она важна и нужна.
Каким же должен быть педагог-психолог, которому доверили «детскую душу»? Какова его педагогическая формула счастья?
Моя педагогическая формула счастья как мозаика и складывается из нескольких кусочков.
Прежде всего, это стремление, умение человека быть Человеком. Ведь именно это определяет его сущностную жизненную позицию и профессиональную формулу счастья, в которой воедино слиты все ее элементы.
В моем случае – это и истинная, неподдельная искренность по отношению к людям, доверяющим тебе самое сокровенное, также искренне верящим в то, что ты сможешь им помочь.
И честность с самим собой, позволяющая освещать сумеречные границы собственного сознания и от того становиться еще скромнее.
И воля к победе, и решимость, которые помогают раздвинуть эти границы.
Вера в то, что поступки, совершенные ранее, хоть и давят мои плечи к земле невыносимым чувством вины, но все-таки были необходимы для того, чтобы в будущем я стал сильнее, увереннее в себе.
Наверно, это и умение отлично делать то любимое, что приносит удовлетворенность и вселяет тонкую, еле ощутимую, но все-таки, надежду на успех.
Это и созерцание детской радости, как у Виктории Федотовой:
... А лучшая награда за старания -
Сияние счастливых детских глаз,
В которых словно солнышко искрится
Естественность и радость без прикрас...
И способность терпеливо ожидать момента выполнения задуманного и, при этом, умение увидеть то, что, достигнув цели, ты стал чуточку лучше себя самого.
А еще это убежденность в том, что чувство юмора и душевная доброта, хоть на миг, подарят улыбку и надежду еще одной страждущей душе.
Ну, а самое главное в этой формуле – крепкая, надежная любовь и поддержка близких людей, без которых мы не имеем истинной ценности в жизни.
Я убежден, моя формула учит ребят позитивному отношению к жизни, раскроет творческий потенциал, разовьет нравственные качества, поможет сохранить веру в себя, в свои силы, сохранит бодрость духа и сделает их счастливыми.
И еще одно ощущение делает меня счастливым в моей профессии: в моих руках будущее, будущее России, будущее продолжения меня, моих знаний, моего оптимизма.
И в заключении хочется нам всем пожелать: «Будьте счастливы – только счастливый человек может сформировать счастливую личность» А.С. Макаренко.