Консультация для родителей

«Как проявляются способности ребенка»

31.01.18 1 2 Ученые давно не сомневаются, что в каждом ребенке заложен определенный дар. Главное в вопросе «как развить талант ребенка» - это своевременная поддержка родителей и педагогов. Задача родителей заключается не в навязывании ребенку своих интересов, целей, желаний, а в выявлении его собственных наклонностей и талантов и неустанной помощи в целенаправленном их развитии.

В период от рождения до шести-семи лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, и затем последующего развития специальных способностей.

Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.31.01.18 1 3

В основе развития способностей лежат задатки - врожденные анатомические, психологические или физиологические особенности. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность). Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).

Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластические способности могут проявиться очень рано, чем литературные или технические.

Психолог Крутецкий В.А. считает, что способность формируется, а следовательно, и обнаруживается только в процессе соответствующей деятельности.

Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался, хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке.

Причем выполняемая деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, тогда она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной ближайшего развития.

Если деятельность слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Однако какими бы способностями человек ни обладал, он не станет выдающимся музыкантом, художником, спортсменом без таких качеств как трудолюбие, организованность, целеустремленность, настойчивость. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на терпение, это способность к бесконечному труду. Подчас даже не имеющий в своем природном арсенале хороших задатков для избранной им деятельности человек достигает известных успехов благодаря силе характера, воли.

 

31.01.18 1 4Советы родителям:

  • Не проецировать на ребенка собственные увлечения и интересы.
  • Создать условия для развития таланта.
  • Все делать, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял свои способности напоказ.
  • Учить владеть эмоциями.
  • Учить терпению и поощрять за все старания.
  • Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».