«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л.А.

Психологи заметили, что успешность адаптации ребенка в школе напрямую зависит от того, как ребенок психологически к ней подготовлен. Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность - включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – позиции школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Именно она (позиция) и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям.

2. Интеллектуальная готовность - предполагает наличие у ребенка кругозора и определенного уровня развития познавательных процессов. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. На самом деле, важно соответствующее возрасту развитие восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, воображения; ребенок должен быть любознателен.

3. Социально-психологическая готовность - включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. К ней относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств. В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм.

4. Эмоционально-волевая готовность - считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых взрослым при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом – это проявления воли.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Но, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа должна привлекать не внешней стороной (атрибуты) школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.