Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

(памятка для родителей)

До поступления в школу, у ребенка должны быть сформированы необходимый минимум знаний о себе и об окружающей среде (так называемая общая осведомленность):

  • знания о себе, о своей семье, о своем городе, улице;
  • знания о явлениях природы, временах года, месяцах, днях недели;
  • знания о взрослых людях: по возрасту, профессии, качествам характера.

Детальнее все это представим ниже:

1. Свои имя, отчество, фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (поселок), его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), месяцы, дни недели.

8. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по категориям: животные (домашние и дикие), зимующие и перелетные птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); различать одежду, обувь и головные уборы; посуда, мебель; живое и неживое и т.д.

9. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

10. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по отдельной картине или по нескольким сюжетным картинкам - устанавливать последовательность событий;

11. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

12. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх – низ и т. д.)

13. Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей) – пазлы.

14. Запомнить и назвать 6–9 предметов, картинок, слов.

15. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы.

16. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

17. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

18. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполняя счетные операции в пределах 10.

19. Сравнивать по длине, высоте, ширине до 10 предметов, раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (15-20 минут).

21. Уметь устанавливать социальные контакты.

22. Иметь адекватную самооценку.

23. Контролировать свои эмоции.

24. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

25. Подчинять личные интересы общественным

Педагог-психолог ДОУ

Практические рекомендации родителям будущих первоклассников

1. Будите ребенка утром спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера «предупреждали».

2. Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и, если это плохо удается – это не вина ребенка.

3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать.

4. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок!»

5. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.

6. Забудьте фразу «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

7. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

8. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребенка. Кстати, всегда не плохо выслушать обе стороны, и не торопитесь с выводами.

9. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 – 3 часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил). Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

10. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15 – 20 минут занятий необходимы 10 – 15 – минутные перерывы. Лучше, если они будут подвижными.

11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку поработать одному, но, если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится», «Давай разберемся вместе»), похвала, даже если не все получается, необходимы.

12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.