для детей старшего дошкольного возраста

Автор-составитель: Пахомова Ж.С., музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Цели занятия:

Повышать интерес дошкольников к музыкальным инструментам; закрепить знания музыкальной грамоты; играя в ансамбле соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру; преодолевать излишнюю застенчивость, скованность; активизировать словарь детей; воспитывать интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

Словарная работа:

Ритмический рисунок, длинные и короткие звуки, нотоносец, ноты.

Оборудование:

Шумовые и музыкальные инструменты, телевизор, фланелеграф, шапочки (нотки).

Ход занятия

Под веселую музыку дети забегают в зал и становятся полукругом.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем, но не с игрушками, а на музыкальных инструментах. Начнем игру с разминки, а инструментами будут ваши руки и ноги. «Ритмическая полька» (Дети выполняют ритмические хлопки, притопы, шлепки по коленям на 1 часть музыки. На 2 часть музыки вступают бубен и треугольник).

Музыкальный руководитель: Разминка закончилась, а сейчас разбирайте инструменты. Кто на чем будет играть? («Кто на чем играет?» Л. Абелян. «На 1 куплет песни играют на барабане, на 2 куплет - на бубне, на 3 куплет хлопают в ладоши).

Музыкальный руководитель: Молодцы. Переходим к нашим любимым компьютерным задачкам, (дети садятся) (На экране телевизора ритмические загадки).

Музыкальный руководитель: На экране появились рисунки. Какие это рисунки?

Дети: Это ритмические рисунки.

Музыкальный руководитель: Кто отгадает эту загадку? (Дети прохлопывают ритмический рисунок).

Музыкальный руководитель: А почему ты именно так хлопала?

Ребёнок: Потому, что здесь длинные и короткие звуки. (Дети отгадывают 2-3 загадки).

Музыкальный руководитель: Ну, а теперь я загадаю вам загадку. Семь подружек голосистых, Семь звоночков серебристых, Дружно, весело живут Звонко песенки поют. Что это?

Дети: Ноты!

Музыкальный руководитель: Правильно, в музыке всего 7 нот. Назовите их. (Дети называют ноты).

Музыкальный руководитель: А сейчас мы их пропоем. (Дети поют названия нот).

Музыкальный руководитель: Давайте представим, что мы с вами находимся в горах. А эхо в горах всегда повторяется несколько раз. Сейчас я спою как колокольчик, а вы повторите. («Дин-дон», дети повторяют 2-3 раза). А теперь посмотрите на каких нотках мы будем играть эту песенку.

Дети: Ми, до.

Музыкальный руководитель: Правильно, найдите эти нотки на инструментах... (дети играют 2-3 раза). А теперь прохлопаем ритмический рисунок песенки (дети хлопают). Правильно. Теперь мой колокольчик зазвенел в горах... (играют 3-4 раза). А теперь посмотрите на эти ноты. Как движется мелодия?

Дети: Вверх и вниз.

Музыкальный руководитель: Правильно, мелодия поднимается вверх как по ступенькам. Назовите ноты. (Дети называют ноты).

Музыкальный руководитель: А теперь найдите их на инструменте. Повторяется игра «Эхо в горах» (2-3 раза).

Музыкальный руководитель: Пока мы ходили по лесенке Петушок влетел на самую высокую гору и запел песенку. Посмотрите, на каких нотах он пел песенку? Правильно. А кто прохлопает ритмический рисунок песенки? (хлопают). Запел Петушок в горах, а эхо ему отзывается ... «Петушок» (3-4раза).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, зная нотную грамоту вы можете сыграть или спеть любую песенку. (Под веселую музыку забегает девочка).

Свистулька: Здравствуйте. Меня зовут Свистулька. А чем вы занимаетесь?

Дети: Учимся играть по нотам на музыкальных инструментах.

Свистулька: По нотам? Это же скучно! Можно весело играть и без них! Надо только всем вместе и громко. Поняли? Тогда начали, три, четыре... (дети беспорядочно играют на музыкальных инструментах).

Музыкальный руководитель: Очень громко получилось, но это не музыка. В музыке есть правила, каждая нота имеет свое место. Придется позвать на помощь Королеву музыки. (Под музыку входит Королева Музыки).

Королева Музыки: Здравствуйте, я Королева Музыки. И в моем королевстве всегда должен быть порядок. Ну-ка нотки, не ленитесь, по порядку становитесь! (Входят дети-нотки).

1. Есть у каждой ноты дом. Где живешь ты, нота До?

Здесь, на маленькой скамейке, на добавочной линейке.

2. Нота Ре, где ты живешь? Где ты песенки поешь?

Отгадать сумей-ка, под первою линейкой.

3. Смотри, запомни и пойми - пропела тихо нота Ми,

не хочу высоко лезть, мне неплохо жить и здесь!

4. Между первой и второй Фа глядит в окошко.

Между первой и второй тесно ей немножко.

5. На второй линейке Соль

С нотой Фа встречается, если скажешь

Фа и Соль, слово получается!

6. А вы меня заметили?

Спросила нота Ля.

Между второй и третьей пою я песни детям - ля, ля, ля, ля, ля, ля!

7. А на линейке третьей Си

На самой середине,

Споет, когда ни попроси так звонко, без запинки! (Дети выкладывают ноты на фланелеграфе).

Королева Музыки: Все в порядке. А теперь поздоровайтесь (поют 3 нотки «Здрав-ст-вуй-те», каждая свою ноту). А теперь, Свистулька, чтобы лучше запомнить названия нот ты споешь нотную песенку. («Нотная песенка» Л. Абеляна).

Музыкальный руководитель: Ну, что ж Королева Музыки, ребята вспомнили все ноты, а в награду ты им исполни пьесу на фортепиано. («Маленькая полька»).

Музыкальный руководитель: Спасибо, тебе, Королева Музыки. А сейчас мы послушаем «Турецкий марш» А. Моцарта в исполнении оркестра.

Королева Музыки: В исполнении оркестра прозвучат «Вариации На русские народные темы».

Свистулька: Такая веселая музыка, так хочется потанцевать. Я принесла вам сюрприз - погремушки (киндер-сюрпризы).

Музыкальный руководитель: Ну, тогда приглашай всех желающих, а зрители пусть помогут вам сопровождением. (Детям раздают угощение, они танцуют под современную музыку. Запись).

Музыкальный руководитель: Ну что ж, ребята, вот мы и поиграли, но без игрушек, а на разных инструментах. Занятие наше закончилось. До следующей встречи! До свидания! (поют). Дети выходят под музыку из зала.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск