МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Главное условие – необходимое ребенку, который идет в школу, - положительная мотивация к учению, он должен хотеть учиться. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребенка.

В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Родители должны помочь становлению у ребенка внутренней позиции школьника и формированию позитивного образа школы.

Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как они стали учениками. И формируем это отношение мы – взрослые. Помочь ребенку хотеть учиться – задача взрослых, требующая немалого душевного участия и труда.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат и сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага.

Печально, если дети не хотят идти в школу «потому что …там трудно, …боюсь, что у меня не все будет получаться, …мне будут ставить двойки,  …дома ругать будут». Это уже результат ошибочных воспитательных воздействий. И учителю, и родителю в учебном году придется тратить много сил, чтобы исправить положение.

Часто школьные учителя и психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах, к которым приводят на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Вот небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика: «Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это нерадостно для него. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя… заговори с ним о школе – тускнеет…»

Довольно часто взрослые произносят фразы, не задумываясь, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания могут стимулировать такие стереотипы воспитания?»

  • «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «В школе за тебя возьмутся!», «Ты сейчас не справляешься с заданием, а в школе тебе еще трудней будет!», « Ну что ты вертишься? Вот подожди, пойдешь в школу – там учительница научит тебя сидеть смирно!», «Ты, наверное, будешь двоечником!..», «Как ты пойдешь в школу, ты же ничего не знаешь?» (В результате такого запугивания школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя,  вроде бы из самых благих побуждений, родители заранее готовят детей к неудачам. У ребенка появляется чувство тревоги, страх перед школой, неверие в свои силы, утрата желания идти в школу).
  • «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!,,,» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит и уверенности в себе).
  • «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
  • «Ты обещаешь мне не драться в школе, не бегать, не шуметь, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана).
  • «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникать враждебные чувства к родителям, комплекс неполноценности и др.).

Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов: «В школе все легко и просто!», «В школе лучше, чем в детском саду!», «В школе весело и интересно!», «Учительница будет ставить тебе пятерки!» Такой настрой ребенка может быстро омрачиться при встрече с первой же трудностью. Из-за незначительных негативных переживаний ребенок может разочароваться и потерять интерес к учебе.

Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут небезоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью.

Хорошо, если родители готовят детей к тому, что  учеба – это большой серьёзный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы». Ребенок должен знать, что в школе ему придется трудиться, что не все у него будет сразу отлично получаться. Но у него все получится, если он будет стараться, внимательно слушать учителя, выполнять все задания. И если будет трудно, вы ему обязательно поможете.

Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой»  водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе. Мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Ребенок должен чувствовать, что дома его понимают, верят в его силы.

Советы родителям по формированию положительной мотивации к школьному обучению:

  • вызывать интерес к новым знаниям: посещать музеи, рассматривать иллюстрированные энциклопедии, обращаться к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы и т.д.;
  • читать рассказы и стихи школьной тематики;
  • организовать книжный уголок для ребенка;
  • смотреть и обсуждать фильмы, телепередачи, вызывающие эмоционально позитивное отношение к школе;
  • рассматривать картинки, отражающие школьную жизнь, и беседовать по ним;
  • знакомить детей с пословицами и поговорками,  в которых славится ум, подчеркивается значение книги
  • проигрывать совместно с детьми сюжеты различного содержания, моделирующие школьную жизнь;
  • подружиться с детьми, которые успешно учатся в первом классе;
  • вести познавательные разговоры на школьную тематику;
  • рассказывать о своих любимых учителях;
  • показывать фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами;
  • организовывать семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей;
  • развивать у ребенка уверенность в себе.

© 2016, Детский сад № 32 г Братск