МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Главное условие – необходимое ребенку, который идет в школу, - положительная мотивация к учению, он должен хотеть учиться. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит от душевного настроя ребенка. В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Родители должны помочь становлению у ребенка внутренней позиции школьника и формированию позитивного образа школы. Отношение к школе у большинства детей появляется еще до того, как они стали учениками. И формируем это отношение мы – взрослые. Помочь ребенку хотеть учиться – задача взрослых, требующая немалого душевного участия и труда. Иногда источником отрицательных эмоций становятся старшие брат и сестра, испытывающие трудности в обучении. И вот шестилетний мальчик говорит: «Скоро я пойду в школу, и меня будут все время ругать, как Вовку». От этих слов до прямого нежелания учиться – ровно полшага. Печально, если дети не хотят идти в школу «потому что …там трудно, …боюсь, что у меня не все будет получаться, …мне будут ставить двойки, …дома ругать будут». Это уже результат ошибочных воспитательных воздействий. И учителю, и родителю в учебном году придется тратить много сил, чтобы исправить положение. Часто школьные учителя и психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах, к которым приводят на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Вот небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика: «Может быть, мы виноваты сами – чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. К пятеркам сын уже не рвался, но было это нерадостно для него. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя… заговори с ним о школе – тускнеет…» Довольно часто взрослые произносят фразы, не задумываясь, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника и уже ставшего им, какие чувства и переживания могут стимулировать такие стереотипы воспитания?»
Не следует, однако, впадать и в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов: «В школе все легко и просто!», «В школе лучше, чем в детском саду!», «В школе весело и интересно!», «Учительница будет ставить тебе пятерки!» Такой настрой ребенка может быстро омрачиться при встрече с первой же трудностью. Из-за незначительных негативных переживаний ребенок может разочароваться и потерять интерес к учебе. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Возможно, они будут небезоблачными. И тогда ребенок, ожидавший от школы слишком много приятного и дающегося легко, рискует «сломаться» при первых столкновениях со школьной реальностью. Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой серьёзный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное. Мотивировать учение можно так: «В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у мамы и папы». Ребенок должен знать, что в школе ему придется трудиться, что не все у него будет сразу отлично получаться. Но у него все получится, если он будет стараться, внимательно слушать учителя, выполнять все задания. И если будет трудно, вы ему обязательно поможете. Итак, первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе. Мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно. Ребенок должен чувствовать, что дома его понимают, верят в его силы. Советы родителям по формированию положительной мотивации к школьному обучению:
|
||
- Просмотров: 678