Год семьи 2024

Социальный проект

2018 11 12

Анонс мероприятий

Психологическая готовность к школе

В жизни каждой семьи наступает однажды радостный и ответственный момент: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в  первый класс. И в отличие от малыша, взрослые волнуются куда сильнее. Кому, как не им, хорошо известно, что в самом начале пути кроху ждут самые настоящие трудности: непривычный ранец, непослушные буквы и гудящие от шариковой ручки пальчики. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь начало обучения в школе - очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил.

Мы попробуем немного в этом разобраться.

Физическая готовность. На самом деле самая тяжелая нагрузка в школе – это необходимость сидеть 40 минут урока. Это требует значительных усилий и напряжения всего организма. Если ребенок здоров, хорошо развит физически, находится в основной группе здоровья, у него нет отклонений в развитии, тогда он выдержит любую программу. Ослабленный, больной ребенок быстро устает, не выдерживает нагрузку, становится не работоспособным. Поэтому так важна физическая подготовленность.

Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Эмоционально-волевая готовность. Ребенок должен быть подготовленным в этом плане. Когда ребенок не боится совершать ошибки, он учится их преодолевать. Когда он учится преодолевать трудности в учебе, в научении, у него повышается самооценка. Он приучается ограничивать свои желания, преодолевать трудности, его поведение уже не носит импульсивный характер. Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. Любое давление со стороны родителей может у него вызвать нежелание и страх. Поэтому так важны доверительные и позитивные отношения в семье. Ребенок, у которого в дошкольном детстве развиты все психические процессы - внимание, память, воображение, мышление, речь, моторика, физическое здоровье, как правило, успешен в школе.

Интеллектуальная готовность к школе. Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат), и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу. Интеллектуальная готовность к школе - это не только умение читать и решать примеры (хотя дошкольник, который бегло читает и считает, безусловно, производит приятное впечатление). Будущему первокласснику необходимо обладать правильным звукопроизношением, довольно богатым словарным запасом, хорошо развитой грамотной речью.

У современных детей часто встречаются проблемы в области развития речи: поздно начал говорить, неправильно произносит несколько звуков, неграмотно строит предложения... Причины подобных нарушений могут быть различными, без консультации логопеда здесь не обойтись. Возможно, ребенку понадобятся индивидуальные занятия по коррекции речи.  В любом случае, чем раньше начата работа по развитию речи, тем больше уверенности, что к началу обучения в школе большинство проблем будут решены и не станут препятствием для успешного обучения.

Что еще нужно знать и уметь будущему первокласснику?

         Ориентироваться в пространстве и на плоскости (уверенно различать лево-право-верх-низ), иметь определенный запас сведений об окружающем мире, разумные представления о действительности.

Плохо, если будущий первоклассник взахлеб рассказывает о приключениях черепашек ниндзя, но путает свои отчество и фамилию, не помнит свой день рождения, не может назвать имена и отчества родителей, не знает домашнего адреса, названий города и страны, в которой живет. Хорошо, если ребенок умеет внимательно слушать взрослого, задает вопросы о том, что ему непонятно (при этом слушает ответы!), может пересказать незамысловатый текст, выделить в нем главную мысль.

 Еще одним необходимым условием интеллектуальной готовности к школе является достаточно хороший уровень развития тонкой моторики руки. Чем лучше согласованность движений обеих рук, чем выше точность произвольных движений пальцев и кисти, тем легче будет первокласснику овладеть нелегким умением «писать по-письменному». Хочется отметить характерную особенность «интеллектуально готовых к школе» дошкольников: эти ребята любознательны, активны, они проявляют интерес не только к результату, но и к самому процессу постижения новых знаний. Им доставляет удовольствие не просто «угадать» ответ, а, выбрав способ решения, планомерно и осознанно двигаться к достижению поставленной цели.

 Социальный интеллект (социальная зрелость) – умение ребенка строить отношения со своими сверстниками и умение с ними общаться, а также он должен понимать и исполнять особую роль ученика. Эти умения должны быть уже сформированы. Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. Когда ребенок попадает в школе в ситуацию дезадаптации, не комфорта и не успеха, то ответственны в этом родители. И помощь психолога, в какой сфере ребенок успешен и неуспешен, будет не лишней.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как главное и необходимое в его жизни.

            Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность: способность управлять своим поведением, умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности.

И как раз именно сейчас необходимо вырабатывать эти качества. Конечно же, от этих качеств будет зависеть, будет ли ребёнок учиться с удовольствием или учёба превратиться для него в тяжкое бремя.

       Основная  задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

         Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу. И здесь мы, взрослые, должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней. Дошкольник должен идти в школу потому, что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота.     Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. 

           Первое, что нужно осознать родителям первоклассников – это перестать их жалеть только потому, что они такие маленькие, и приходится ходить в школу. Есть наблюдения психологов, что люди, жалеющие себя, либо паниковавшие во время повышенного радиационного фона, действительно чаще заболевали. Ребенок связан с матерью невидимыми узами, чувствует ее настроение, считывает его с мимики и жестов. Потому Вы, не жалея своего новоявленного школьника, а относясь к нему с доверием, даете и ему шанс лучше адаптироваться к новой трудной ситуации

Школа начинается с раздевалки. На дверях большинства наших учебных заведений красуются таблички «Посторонним вход воспрещен!». К числу посторонних, между прочим, относятся и родители. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся «в процессе». Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать. 

Приглашаю на индивидуальное консультирование по готовности вашего ребенка к школе. 

Приемные часы педагога-психолога:

вторник с 17.30 ч. до 18.30 ч.

Муравьева Надежда Ивановна

             

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?