Медсестра

ЗАКАЛИВАНИЕ В ДОМАШНИХ УЛОВИЯХ

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респира­торными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные воз­можности детского организма.

Удар по здоровью ребенка наносят и вредные привычки родителей. Дока­зано, что дети курящих отцов и мате­рей болеют бронхолегочными заболе­ваниями гораздо чаще, чем дети неку­рящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребенка.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По нашим наблюдениям, дети, посе­щающие дошкольные учреждения, ча­ще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребенку не обеспе­чен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заме­няют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, пере­кармливают сладостями. Все это нега­тивно сказывается на неокрепшем детском  организме,  разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и за­щитные механизмы.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необхо­дим соответствующий возрасту и чет­ко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от зака­ливания.

Родители часто задают вопрос: ес­ли то, что принято было называть простудой, в действительности явля­ется респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги,  побудет на сквозняке?

Попробуем разобраться. Респира­торные заболевания, как неопровер­жимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-ка­пельным путем. Установлено также, что возбудителем их является не один какой-то вирус, а множество. И пос­кольку после перенесенного заболева­ния вырабатывается нестойкий имму­нитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным, причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.

Но, почему же тогда не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается главным образом тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабля­ющих факторов, оно снижает и общий, и местный иммунитет.

Установлено, в частности, что сли­зистая оболочка носа в обычном со­стоянии малопроницаема для болез­нетворных микроорганизмов, но при охлаждении ребенкаее проница­емость увеличивается. Снижаются и защитные функции слизистой всей но­соглотки, нижних дыхательных путей. В таких условиях не только «чужие» возбудители, попавшие в организм, но и свои собственные, которые до это­го мирно жили в дыхательных пу­тях, могут приобрести агрессивные свойства.

Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесооб­разными защитными реакциями - уве­личением выработки тепла и уменьше­нием теплоотдачи.

Закаливание часто болеющего ре­бенка требует, конечно, большой осто­рожности и большого терпения, потому что стойкий эффект достигается,как правило, не сразу.

Важно также иметь в виду, что дело не только в закаливающих процеду­рах; надо буквально круглые сутки создавать ребенку такие условия, ко­торые способствовали бы тренировке теплорегулирующих механизмов его организма. Надо не сразу, не резко, но перестать кутать ребенка. Часто боле­ющим детям свойственна чрезмерная потливость, и вы, наверное, не раз замечали, раздевая своего малыша после прогулки, что ручки у него вроде бы озябли, а спина потная. Влажная кожа очень быстро охлаждается, и вследствие перегрева ребенок тоже может заболеть.

Старайтесь, чтобы он и в комнате не был одет слишком тепло, не ходил постоянно в шерстяных носках, вален­ках, войлочных ботинках.

Не бойтесь открытых форто­чек – прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребенка.

Приучите его правильно умываться, сначала чуть теплой, а потом и более прохладной водой.

Помните, что день без прогул­ки - потерянный день! И старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе.

Из закаливающих процедур для ча­сто болеющего ребенка больше всего подходят воздушные ванны и контра­стное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика - она улучшает крово- и лимфообращение в легких и бронхах, обеспечивает лучшую вентиляцию легких, улучшает функцию дыхания.

Мы предлагаем комплекс гимнасти­ки и схему закаливания. Конечно, схе­ма эта ориентировочная. Может быть, вашему ребенку целесообразнее сде­лать воздушную ванну на несколько минут короче или, наоборот, продолжительнее, а воду для умывания или обливания ног - на один градус выше или ниже. Это вы сами определите по его реакции на эти процедуры.

В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босиком - сначала совсем недолго и только по теплому песку или земле, потом подольше, а затем и по прохлад­ной траве.

Гимнастика и закаливание должны нравиться ребенку. Постарайтесь, что­бы он воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а зани­мался бы радостно и весело. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

Правильное физическое воспита­ние - главный барьер против ОРВИ. Но надо всегда помнить и о мерах защиты от инфекции. Оберегайте ре­бенка от контакта с больными. Старай­тесь не ездить с ним в городском транспорте, особенно в период вспы­шек этих заболеваний, избегайте люд­ных мест. Если заболел кто-либо из членов семьи, изолируйте его. Специ­альные исследования показали, что даже такая простая мера, как ширма, занавеска у постели больного, более чем вдвое снижает риск заражения окружающих.

Если ребенок заболеет, важно на­ладить правильный уход за ним. Это способствует не только скорейшему выздоровлению, но в известной мере уменьшает риск нового заболевания. 

Какую обувь покупать детям?

(рекомендации для родителей)

 

1. Покупая ботинки, следует мерить их стоя, так как при нагрузке размер стопы увеличивается в длину на 0,5-1 см. Стопа должна не только входить в обувь, но также иметь соответствующую свободу и пространство.

2. Не рекомендуется покупать подержанную обувь, а также без конца чинить старую.

3. Обувь должна  соответствовать  времени  года  и  образу жизни ребёнка, его возрасту и индивидуальной форме стопы.

4. Продольная ось обуви должна проходить по второмупальцу, её подошва не должна быть искривлена.

5. Обувь не должна изменять естественной установки край­них пальцев (мизинца и большого), занимаемой ими при нагрузке босой стопы. Внутренний край стопы должен составлять од­ну прямую линию.

6. Ботинок должен иметь закрытый и твёрдый задник. В об­ласти возвышения пальцев подошва должна быть эластичной

7. Желательно, чтобы детская обувь была крепкой, водо­упорной, из гибкого и эластичного материала.

 

Ориентировочные сроки контрольных проверок,

не пора ли сменить обувь?

До 4 лет

Каждые 3-4 недели

До 10 лет

Каждые 8-12 недель

12-15 лет

Каждые 16-20 недель

Свыше 15 лет

Каждые полгода 

Какие пищевые продукты помогают стать закалённым?

(рекомендации для родителей) 

1. Черная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.

2. Напиток «защиты» - морковный сок. Рекомендуется лить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стака­на в день, но не более 100 г, так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи.

3. Соки являются более чистыми экологическими продукта­ми. Они быстрее  усваиваются  организмом уже  через  час и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включа­ются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстанови­тельные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода - она обогащена биологически активными ве­ществами растительных клеток.

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимули­руют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из орга­низма токсические вещества, в том числе, и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки - это еще и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэле­ментов.

Чтобы повысить защитные силы организма, рекомендуется прием витаминов.

Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - жизнь. Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток вита­минов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и, в конечном счете, к развитию гипо - и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня на­сыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотноше­ниях, особенно в зимне-весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний сни­жает заболеваемость не менее чем в 2 раза.

Комплекс физических упражнений дли исправления осанки

(рекомендации для родителей и педагогов)

1. Лечь на спину, руки в стороны. Опираясь на затылок, руки и таз, прогнуться в груди - вдох, вернуться в и. п.- выдох.

2.  И. п. - встать на колени, руками взяться за голени, ближе к пяткам. Сильно прогнуться назад в грудной части, подавая таз вперед, а голову опуская назад - вдох, вернуться в и. п. - выдох.

3.  И. п. - лечь наживот, руки за головой согнуты в локтях,

ладонями к шее, стопы подсунуть под неподвижный предмет. Поднять туловище вверх - назад, как можно выше разводя лок­ти, наклоняя голову назад, сильно прогибаясь в грудной част -вдох, вернуться в и. п. - выдох.   ,                      ,

4.  И. п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать глу­бокий вдох, наклониться назад как можно ниже, разводя локти, прогибаясь в грудной части и отводя голову назад. Вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.

5.  И. п. — сесть на стул (табурет), руки согнуть в локтях, ла­дони положить на затылок. Сильно прогнуться в грудной и по­ясничной  частях,   опуская   голову   назад  —  вдох,   вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.

6.  И. п. - лечь на живот, руки согнуть в локтях у груди, кис­тями опереться о пол. Разгибая руки, поднять туловище, не от­рывая бедер от пола, сильно прогнуться в грудной части и на­клонить голову назад — вдох, вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.

7.  И. п. - лечь на спину, руками опереться о пол у головы. Согнуть ноги в коленях, расставив их на ширине таза, - вдох. Опираясь руками и ногами о пол, сделать мостик. Вернуться в и. п. - выдох. Темп медленный.

8.  И. п. - поставить два стула спинками внутрь, сесть, ноги развести в стороны шире плеч, туловище наклонить до горизон­тального положения. Руки разведены в стороны, лежат на спин­ках стульев. Покачивание вверх—вниз с прогибанием в грудной части и подниманием головы. Темп средний. Дыхание произ­вольное.

9.  И. п. - стать спиной к стене, ноги на ширине плеч. Накло­ниться назад - вдох, сильно прогнуться в грудной части, опира­ясь согнутыми руками о стену до касания се лбом. Темп мед­ленный. Вернуться в и. п. - выдох. 

Дыхательная гимнастика игрового характера

для детей 4-7 лет*

(рекомендации для родителей и педагогов)

Вводная часть

Обычная ходьба. Продолжительность ходьбы 40-60 с. Про­веряя осанку перед зеркалом, голову не опускать, встать прямо, плечи опустить и отвести назад. Грудную клетку развернуть. Дети выполняют упражнения, в строках стихотворения:

Мы проверили осанку

И свели лопатки,

Мы проходим на носках

И пойдём на пятках,

А затем - как все ребята

И как мишка косолапый.

Основная часть

1.  «Куры».И. п. - наклониться пониже, свободно свесив руки-«крылья» и опустив голову: вдох - основная стойка, руки к плечам: выдох - наклон вперёд, произнести «тах-тах-тах», по­хлопывая себя при этом по коленям. Повторять упражнение 3-5 раз.

2.  «Самолёт».И. п. - основная стойка - вдох - поднять голову, развести руки в сторону ладонями вверх; выдох — поворот в сторону с произношением «ж-ж-ж»; пауза - и. п.

3.  «Насос».И. п. - основная стойка: вдох - и.п.; выдох - на­клон в сторону с произношением звука «с-с-с», руки скользят вдоль туловища.

 Это очень просто - покачай насос и ты,

Вправо, влево руками скользя.

Назад и вперёд наклониться нельзя.

Повторить упражнение 4—6 раз.

4.  «Большой и маленький дома».И. п  - основная стойка: вдох - встать на носки, руки вверх, потянуться,  посмотреть на руки; выдох - присесть, обхватив руками колени, опустить голову с произношением звука «ш-ш-ш»; пауза - ходьба по залу. Повторить 4-6 раз.

У медведя дом большой,

А у зайки маленький.

Мишка наш пошёл домой,

Да и крошка заинька.

5.  «Цветы».И. п. - основная стойка- дети по команде взрос­лого поворачивают голову направо, налево, наклоняют вперед, отводят назад, при чтении последней строки стихотворения дети поднимают руки вверх, склоняя кисти над головой.

Каждый бутончик склониться бы рад

Направо, налево, вперед и назад,

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались быстро в цветочном букете.

Повторить упражнение 6-8 раз.

6.  «Ёж».И. п. - лёжа на спине, прямые руки вытянуты над головой. Вдох - и. п., выдох - обхватив руками колени, прижать их к груди. Пауза – потянуться.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому ч го он продрог,

Лучик ёжика коснулся -

Ёжик сладко потянулся,

Повторить упражнение 4-6 раз.

7.  «Трубач».И. п. - сидя, кисти сжаты, имитируя держание трубы. Поднося руки ко pтy, дети произносят стихотворение:

Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу.

Заключительная часть.

«Катаемся на лыжах»

Ходьба по залу: выполнять шаг лыжника, одна рука впереди, вторая сзади; через каждые 15-20 шагов выполнять спуск с го­ры, произнося :«ух-х-х».

Мы идём сейчас на лыжах.

То быстрее, то потише.

Пусть высокая гора -

Не боится детвора!

Продолжительность 30-50 с. Ходьба с правильной осанкой, упражнение на восстановление дыхания и расслабления.