Система Orphus

Памятка для родителей

Общие рекомендации для родителей

Общие рекомендации для родителей малышей, которые находятся в возрасте 2, 6 – 4 года.
Будьте готовы к тому, что в 3 года вашему малышу или малышке предстоит преодолеть кризис трех лет. Он является переходным от раннего детства к дошкольному возрасту.
Критические периоды (кризисы) были выделены Л. В. Выготским. В целом их толкование имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития. В первую очередь это проявляется в том, что в обоих случаях это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего развития сдвиги. Вместе с тем критические периоды в психологии не имеют того оттенка необратимости происходящих изменений, который характерен для критических периодов в биологическом созревании.

Ваш ребенок растет и с каждым днем становится все более и более самостоятельным. Он уже может без вашей помощи выполнять многие действия, любит играть в ролевые игры.
К трем годам у ребенка завершается образование второго энергетического слоя и начинается образование третьего. Это порождает новые изменения в личности малыша.
Происходит начало становления самосознания ребенка. Если раньше он считал себя таким же, как папа и мама, и всячески им подражал, то теперь он начинает ощущать себя самим собой, отдельной личностью, и говорить о себе в первом лице, в его речи появляется местоимение «Я». Таким образом он отделяет себя от взрослых, сравнивает себя с ними и хочет быть на них похожим. Например, малышка говорит: «Когда я буду большой, я, как мама, буду ездить на красивой машине».

Однако ребенок вовсе не собирается терпеливо ждать того времени, когда он вырастет, он хочет стать «большим» немедленно. Он начинает требовать, чтобы его укладывали спать тогда, когда ложатся взрослые, хочет выбирать одежду, пищу.

«Трагедия» состоит в том, что многие формы поведения взрослых, которым ребенок стремится подражать, для него запрещены. Ему нельзя, например, зажигать газ, смотреть допоздна телевизор, гладить и многое-многое другое. В его речи появляется выражение: «А ты?» Малыш отказывается выполнять те распоряжения взрослых, которые нарушают равенство. Имейте в виду, это не простое непослушание, а так называемый негативизм, то есть противопоставление своих желаний любым требованиям родителей.

Например, девочка любит смотреть телевизор, но ей это не всегда разрешают. И вот мама говорит: «Иди, смотри», — но малышка отвечает: «Не пойду».
Почему она так поступает?
В голосе матери она слышит повелительные нотки и думает: «Меня заставляют! А я сама хочу захотеть!» Мама предлагает снова и снова, а она при этом упорно отказывается, начинает плакать — ведь хочется смотреть любимые мультфильмы! Но желание не подчиниться воле взрослого сильнее желания смотреть телевизор. Тогда мама произносит: «Хорошо, тогда пойдем гулять!» — и малышка тут же включает телевизор. Ведь теперь она выполняет свое желание. Вот так! В этом-то и состоит искусство воспитания — сделать так, чтобы ребенок с удовольствием захотел сделать то, что вы от него хотите, то есть сделал ваше желание своим решением.

Такое стремление самому принимать решение и самому его осуществлять проявляется у всех детей в возрасте около трех лет независимо от условий воспитания и рассматривается как защитная реакция против подавляющего влияния взрослых.
От полутора до трех лет у ребенка происходило радостное становление «могу как все!», а теперь проявляется самоутверждение по принципу «хочу своего!».
Девиз этого возраста — «Я — сам!»
Малыш становится уверенным в собственных силах, в своей безопасности и способности справиться со всем на свете. В этом причина появления агрессивности.
В годовалом возрасте ребенок «не слушался» взрослого с улыбкой, предлагая разделить с ним радость собственных возможностей, а теперь он сопротивляется долго и упорно и, по мнению взрослого, бессмысленно и недоброжелательно. Важно помнить о том, что из-за упрямства ребенок сам испытывает негативные чувства. Чтобы отстоять свою независимость ему приходится злиться и не просто плакать, а отчаянно реветь.
Ребенок учится обозначать себя и других — это и есть самосознание. Для этого он трогает, ударяет других, причем делает это намеренно. Ударит и смотрит, ждет реакции; подбрасывает вверх камешки и ждет, когда они на него упадут; сыплет песок себе на голову и таким образом проверяет свои ощущения…

В это время, ближе к четырем годам, ребенок начинает называть себя другим именем, обозначает себя как другого. Например, Коля называет себя Володей, Наташа — «козочкой».
Таким образом, сравнивая, ребенок определяет себя. Теперь, посмотрев в зеркало, он говорит: «Это я», — учится ориентироваться во времени и пространстве, определяет свою половую принадлежность.
Иногда дети упорно берут на себя другую половую роль: девочка трех с половиной лет называет себя «мальчиком Димой», требует, чтобы ее одевали как мальчика.

Хотя родители имеют огромное значение в жизни маленького ребенка, упрямится он именно в отношениях с ними. Почему так происходит?
Дело в том, что именно для них он очень хочет выглядеть самостоятельным и «большим». Перед посторонними людьми ребенок не стремится так сильно доказать свою самостоятельность, так как остальные ему безразличны и он не собирается завоевывать их признание и любовь.
В это время формируется представление ребенка о самом себе. И очень важно, дорогие родители, каким оно будет.

Все сведения, полученные мозгом, начиная с момента зачатия, остаются в памяти мозга навсегда. То, каким ребенок впервые осознает себя, определяет модель его личности. А потом характер развивается в зависимости от того, как эта модель будет реализована.
Преодолеть обострения кризиса помогает поощрительная позиция родителей, позволяющих ребенку, образно говоря, нести тот груз, который он способен поднять.
Если же родители стремятся силой переломить такое поведение, при котором ребенок проявляет упрямство, негативизм, то эти качества могут закрепиться и проявляться в поведении в любом возрасте.

Родителям нужно постараться плавно перейти от приказов к совместным решениям, научиться договариваться с ребенком. Любую договоренность с ребенком нужно соблюдать!
Перестройте свои отношения с ребенком, говорите с ним дружелюбно. Забудьте повелительный тон.
Предоставляйте малышу или малышке возможность чувствовать его значимость и самостоятельность, доверяйте ему или ей «взрослые» дела.
Хвалите за стремление ребенка сделать что-либо полезное, чтобы он знал, что вы видите его усилия.

Старайтесь договариваться со своим ребенком вместо того, чтобы заставлять его силой выполнить ваше требование. Сделайте так, чтобы ваши желания совпали и у ребенка появилось ощущение, что он сам этого захотел. Например, вы понимаете, что он хочет покататься на велосипеде. Скажите так: «Сегодня прекрасная погода, я думаю, можно покататься на велосипеде, а как думаешь ты?» Таким образом вы выражаете свое разрешение. А вот так можно высказать запрет: «Погода плохая, скоро пойдет дождь, может, лучше порисуем?»

Давайте ребенку возможность выбора. Предлагайте желаемое поведение в двух вариантах, например: «Ты уберешь свои игрушки в коробку до просмотра мультфильмов или после?» Таким образом вы даете понять, что игрушки ребенок будет убирать сам и что этот вопрос не подлежит обсуждению, можно лишь обсудить вопрос времени — когда это будет сделано.
Предоставляйте больше свободы выбора, но при этом приучите ребенка к тому, из чего он может выбирать, а из чего — нет. Например, он может выбрать, что он будет есть на обед, но не может решать, когда ляжет спать. Стоит заранее об этом договориться.
Если вы будете придерживаться этих рекомендаций, то постепенно преодолеете симптомы кризиса.

Если же вы будете продолжать относиться к своему трехлетнему ребенку как к годовалому, то ваш или ваша самостояшка будет настаивать на своем праве «быть большим». Про такого ребенка говорят, что он очень упрям, хотя на самом деле упрямство в первую очередь проявляют его родители.

Требования к внешнему виду и одежде детей

Уважаемые родители (законные представители), Ваши дети поступили в детский сад! Одна из важных ступеней воспитания, привитие культурно–гигиенических навыков. Начнем с внешнего вида наших малышей.

Что свидетельствует об ухоженности ребенка:

  • опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
  • умытое лицо;
  • чистые нос, руки, подстриженные ногти;
  • подстриженные и тщательно расчесанные волосы;
  • отсутствие налета на зубах;
  • чистое нижнее белье;
  • наличие достаточного количества носовых платков.

Для создания комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ необходимо:

  • не менее трех комплектов сменного белья (мальчикам – шорты, трусики, колготки; девочкам – колготки, трусики, в теплое время – носки, гольфы);
  • не менее двух комплектов сменного белья для сна (пижама, пеленка, клеенка);
  • два пакета для хранения чистого и использованного белья;
  • промаркировать белье, одежду и прочие вещи.

Перед тем как вести ребенка в детский сад, проверьте, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться. Нежелательно ношение комбинезонов. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения. Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. Категорически запрещается приносить в ДОУ острые, режущие, стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.), таблетки. О развитии Вашего малыша, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам. Ребенок должен уметь в 2 года:

  • есть аккуратно, не обливаясь;
  • при умывании тереть ладони и части лица, вытираться при помощи взрослого;
  • самостоятельно одеваться (натягивать носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого), частично раздеваться;
  • знать места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды;
  • пользоваться носовым платком (при напоминании);
  • контролировать физиологические потребности;

Ребенок должен уметь в 2 года и 6 месяцев:

  • одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
  • расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;

Ребенок должен уметь в 3 года:

  • одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно;
  • складывать свою одежду перед сном;
  • застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки;
  • знать назначение многих предметов и их местонахождение;
  • выполнять поручения из 2 – 3 действий (“отнеси”, “поставь”, “принеси”);
  • уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
  • замечать беспорядок в своей одежде, пользоваться носовым платком
  • регулировать свои физиологические потребности;
  • вытирать обувь при входе в квартиру;
  • аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой;
  • не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим;
  • говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Примерный режим дня детского сада

Прием, осмотр детей, самостоятельная деятельность, игры, дежурство

7.00- 8.25

Утренняя гимнастика

8.10-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность

8.50- 9.00

Непосредственная образовательная деятельность

9.00- 10.50

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

10.00-12.30

Возвращение с прогулки

12.10-12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

12.50-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.40

Игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с детьми

15.40-16.20

Чтение художественной литературы

16.20-16.35

Подготовка к прогулке,  прогулка

16.35-17.40

Возвращение с прогулки

17.40-17.50

Подготовка к ужину, ужин

17.50-18.05

Игры, индивидуальная работа с детьми, прогулка

17.50-19.00

Памятка для детей и взрослых по безопасности в природных условиях

Запомни!!!

  1. Обязательно расскажи о том, что случилось: ужалила оса, упал и сильно ушиб руку, ногу, наступил на что - то и проколол ногу, порезался!
  2. При порезе пальца - подними руку вверх и обратись за помощью к взрослому!
  3. Закружилась голова на солнце - сядь в тенек и позови взрослых!
  4. Озябло лицо на морозе – разотри легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом!
  5. Если замерз - пробеги, попрыгай!
  6. Промочил ноги – переоденься, не ходи в мокрых носках, обуви!
  7. Мытье рук даже в лесу, снимает риск заражения различными заболеваниями!
  8. Соблюдай технику безопасности при передвижении: не подходи близко к впереди идущему, следи за тем, чтобы веткой не стукнуло по лицу и не попало в глаз, ногу ставь ровно, чтобы не оступиться!
  9. Поддерживай у себя хорошее настроение. В экстремальных ситуациях первым погибает тот, кто к этому не готов!

Какие дары леса знаешь, те в корзину собираешь!

Запомни!!!

  1. Собирай только знакомые грибы и ягоды!
  2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые ягоды!
  3. Обязательно покажи сорванные грибы взрослому, который в них разбирается, чтобы он отделил съедобные грибы от ядовитых!
  4. Не стесняйся спрашивать у взрослых, что за грибы и ягоды!
  5. Не собирай грибы и ягоды у обочины дорог и вблизи промышленной зоны!
  6. Ядовитыми считаются и старые съедобные грибы!
  7. Не жуй первую попавшуюся травинку! Она может быть ядовитой!
  8. Собирай полезные ягоды: землянику, малину, бруснику, чернику, боярышник, шиповник! Они помогут твоему организму справиться с любой  болезнью, повысят иммунитет!

Опасные насекомые

Запомни!

  1. На прогулку в лес надевай длинные брюки, свитер с длинными рукавами. Опасайся укусов комаров и клещей!
  2. Открытые участки тела смазывай кремом от комаров!
  3. Ни в коем случае не трогай осиное гнездо, иначе от ос будет трудно спастись!
  4. Не маши руками, если вокруг тебя летает пчела! Спокойно перейди в другое место.
  5. Не спеши убивать пчелу! Химическое соединение из тельца убитого насекомого разозлит других пчел и тогда тебе не сдобровать! Вспомни слова известной детской песенки: И пчела просто так тоже не пристанет, Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет!
  6. Не мешай муравьям, не обижай их, не трогай муравейник, и они тебя не укусят!

Безопасность около водоема

Запомни!!!

  1. Не подходи к воде без взрослых!
  2. Не играй возле обрывов и крутых склонов рек и озер
  3. Не пей воду из водоемов!

Опасность огня в лесу

Запомни!!!

  1. Лучше всего разводи костер на старых костровищах
  2. Не разводи костры на сухой траве и под деревьями!
  3. Не разводи очень большие костры или костры при сильном ветре! Искры могут поджечь соседние деревья.
  4. Ни в коем случае не разводи костер в сухую, жаркую погоду! В такую погоду достаточно одной искорки, чтобы лес вспыхнул.
  5. Не разводи костер в пещере! В замкнутом пространстве легко задохнуться от дыма.
  6. Уходя, убедись, что костер потушен. Не оставляй тлеющие огоньки: налетевший внезапно ветер может раздуть из них пламя! Лучше всего залей костер водой или засыпь землей!
  7. Не находись у костра с распущенными волосами!

Памятка для родителей по ПДД

ПАМЯТКА

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Уважаемые родители!

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Всегда ли мы взрослые, подаём ребёнку пример соблюдения правил безопасного перехода улиц и перекрёстков, посадки в троллейбус или автобус?

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребёнка:

  • не спешить при переходе улицы;
  • переходить дорогу только тогда, когда обзору никто не мешает;
  • прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки, тогда обзор улицы не будет ограничен. Часто приводит к несчастному случаю неосторожный переход улицы из-за стоящего транспорта.

Воспитывайте у ребёнка умение быть бдительным и внимательным на улице. Так, оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребёнку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

Объясните ему, какая опасность может ожидать пешехода, если он внезапно выходит из-за стоящего транспорта на проезжую часть улицы. Пешеход не видит идущий транспорт, водители не видят пешеходов.

Большую помощь в закреплении знаний дорожного движения вам окажут игры. Сделайте из кубиков и разноцветной бумаги дома, тротуары и мостовые, пешеходов и игрушечный транспорт. На таком макете вы можете с ребёнком разыграть различные дорожные ситуации, благодаря которым он более прочно и осмысленно освоит правила поведения на улице.

Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте: настольные игры, мультфильмы, детские художественные произведения с последующей беседой о прочитанном, альбомы для раскрашивания.

Используйте прогулки с детьми для объяснения им правил безопасности на улицах:

  • понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребёнка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
  • покажите ребёнку знаки, указатели дорожного движения, расскажите об их значении;
  • предложите ребёнку самому найти дорогу домой, когда берёте его с собой, отправляясь в магазин, гулять и т.п.;
  • чаще обращайтесь к ребёнку во время движения по улице с вопросами, как, по его мнению, следует поступать на улице в том или ином случае, что означает тот или иной знак;
  • объясняйте детям своё поведение на улице: причину остановок на тротуаре для обзора дороги, выбор места для перехода улицы, свои действия в разных ситуациях.

Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

Если вы купили ребёнку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя неукоснительного выполнения.

Ребёнок должен усвоить: кататься на велосипеде можно только в отведённых для этого местах – дворах, порках, скверах. Расскажите детям об ошибках велосипедистов, приводящих к ДТП.

Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребёнка на раму или багажник, катая его на своём велосипеде. Для ребёнка на велосипедной раме позади руля должны быть сделаны специальные седло и подножки.

К моменту поступления ребёнка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:

  • играй только в стороне от дороги;
  • переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет – на перекрёстках по линии тротуаров;
  • переходи улицу только шагом, не беги;
  • следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу;
  • посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо;
  • не пересекай путь приближающемуся транспорту;
  • машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части;
  • входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
  • не высовывайся из окна движущегося транспорта;
  • выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
  • не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
  • если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой адрес.

 
© CopyRight ДОУ, 2012, создание сайта: «Меридиан»