Система Orphus

Warning: Parameter 1 to plgContentSIGPlus::onAfterDisplayTitle() expected to be a reference, value given in /home/virtwww/w_dou38-ru_d664d89a/http/br11/libraries/joomla/event/event.php on line 67 Warning: Parameter 1 to plgContentSIGPlus::onAfterDisplayTitle() expected to be a reference, value given in /home/virtwww/w_dou38-ru_d664d89a/http/br11/libraries/joomla/event/event.php on line 67 Warning: Parameter 1 to plgContentSIGPlus::onAfterDisplayTitle() expected to be a reference, value given in /home/virtwww/w_dou38-ru_d664d89a/http/br11/libraries/joomla/event/event.php on line 67
Страничка здоровья

Зрение на «отлично», или Правила здоровых глаз

«Не читай в темной комнате», «не наклоняй низко голову», «не заваливайся», «выпрями спину», «не смотри телевизор в упор» — говорили нам мамы, папы, бабушки и дедушки. Но ценность советов, казавшихся нудными и ненужными, осознаешь только тогда, когда начинаешь щуриться, пытаясь издалека разглядеть вывески на улице и указатели в метро, номера автобусов и ценники в магазинах. Теперь мы сами пытаемся научить своих детей заботиться о зрении. Но, к сожалению, сейчас сделать это сложнее: компьютеры, гаджеты, мобильные телефоны, далеко не безопасные для глаз, стали частью их жизни. Что же поможет сохранить зрение ребенка в мире, полном светящихся экранов? За последние пять лет число глазных заболеваний среди детей увеличилось в 1,5 раза. Диагноз «миопия», или «близорукость», ставят детям все чаще. В то же время врачи утверждают, что чем раньше возникает близорукость, тем быстрее она прогрессирует. Поэтому чем раньше мы начнем заботиться о зрении наших детей, тем больше вероятность, что им не понадобятся очки. Вот несколько самых распространенных вопросов, которые обычно интересуют заботливых мам.

Как снизить вред от компьютера?

Считается, что ребенок старше 7 лет может сидеть за компьютером один час в день или два раза по 40 минут. Понятное дело, когда у ребенка целый арсенал цифровых «игрушек» — компьютер, телефон и планшет, — соблюсти это правило очень сложно. Оптимальный вариант в этой ситуации — заставлять ребенка делать перерывы, если есть возможность, выполнять гимнастику для глаз. Например, моргать по правилу «20—20—20»: каждые 20 минут по 20 раз в течение 20 секунд. Следите, чтобы расстояние от глаз до монитора было не меньше 60 см. Сидеть нужно прямо, не наклоняясь вперед. Где-то это уже слышали?.. Да-да, и нас прямо сидеть заставляли!

Каким должно быть освещение?

Каждый день, приходя домой, ваше чадо садится за уроки. И сидит часами, уткнувшись в тетрадку или монитор компьютера. В этом случае помимо правильной осанки важно правильное освещение, ведь избыток света или его недостаток вредит глазам. Лучше, если мощность лампочки будет 40—60 Вт. Источник света для правшей должен быть слева, для левшей — справа. Если ребенок сидит за компьютером, проследите, чтобы хорошо была освещена клавиатура. Когда работает телевизор, ни в коем случае не выключайте весь свет, это повышает нагрузку на глаза.

Как снять напряжение с глаз?

Помните, как вы целыми днями зависали на улице: строили снежные горки зимой, играли в «классики» и качались на качелях летом? Казалось, это было лучшим отдыхом после утомительных уроков. И это действительно так, ведь свежий воздух положительно влияет на наше зрение. После дня, проведенного за учебниками, очень полезно смотреть вдаль. А где это сделать, как не на улице? Отдайте ребенка в секцию, пусть занимается на улице спортом. А по выходным устраивайте семейные прогулки в лес или в парк. И помните: чтобы не заработать близорукость, нужно далеко смотреть. Во всех смыслах.

Чем лучше «питать» зрение?

Бета-каротин, витамин C и E — вот «друзья» зорких глаз. Следите, чтобы ребенок почаще налегал на морковку, капусту, рыбу, курагу, чернику, смородину и молочные продукты. Для поддержания зрения, помимо витаминов, необходимо употреблять каротиноиды. Самые важные из них — это лютеин и зеаксантин, а также каротиноидный пигмент — ликопин. Все эти каротиноиды необходимы для защиты зрительной системы от вредного воздействия света. Кроме того, они обладают антиоксидантными свойствами. Лютеин содержится в шпинате, тыкве, кукурузе, огурцах, винограде, киви и яичном желтке. Зеаксантин — в оранжевом перце, кукурузе, апельсинах, манго, винограде, персиках и яичном желтке. Ликопином богаты арбуз, гуава и особенно — томаты.

Обновлено 25.04.2013 11:17
 

Стихи для массажа

Если мама делает массаж своему ребенку (неважно какого возраста) это способствует лучшей эмоциональной связи между ними, повышает уровень доверия, способствует выработке гормонов счастья (эндорфинов). И для физического развития массаж очень полезен. Особенно в возрасте до года.

Речь идет о профилактическом массаже, который не требует особых знаний и умений или даже о массаже в форме игры.

1.Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы
Рельсы, рельсы Шпалы, шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг просыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали, поклевали.
Пришли гуси – пощипали, пощипали.
Пришел слон – потоптал, потоптал.
Пришла слониха – потоптала, потоптала.
Пришел слонёнок – потоптал, потоптал. (Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы)
Пришел дворник, все подмёл,
Поставил стол, Поставил стул
И начал писать письмо: «Дорогие жена и дочка – вжик, точка, вжик, точка (справа, слева).
Высылаю вам чулочки – вжик, точка, вжик, точка.
А чулочки не простые – вжик, точка, вжик, точка.
В них застёжки золотые – вжик, точка, вжик, точка.
Запечатал и отправил его по почте.

2. Жили были дед и баба.
Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, – говорит бабка, –
Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились. Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон – На чем поедишь? (тот кому массаж делают – отвечает) – (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком) Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела. … И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором. Закончить можно так. Бабка закричала – Ой – дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном.

3. Массаж спинки (поглаживание) На малышку глядя, Спинку мама гладит: Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачка
Мы погладили бочка.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

4. Массаж животика (или при коликах). Нужно гладить живот по часовой стрелке, приговаривая:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

5. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем малышку)

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим)
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки)
Зайка по лесу бежит (топаем ножками)
В дверь ко мне стучится (ручками стучим)
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим)
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем)
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки)
Лапу подавай!

6. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный.
Шееел медведь.
Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)…
Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче). Медвежонок закричал: «Мое» (тоненьким голоском, мелкимипрыжками). Подумали они и решили, что поле будет общее.
Всем хватит. И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз), разровняли (растираем ладонями) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке). Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине), солнышко согрело, и пшеница взошла… Выросли большие и красивые колоски… Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем). Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке). «Ура! Ура! Ура! (разными голосами) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи… Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами). Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке). А медведи смололи зерна пшеницы – получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

7. Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

8. Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

9. Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

10. Как на этой на неделе
Прилетали две тетери: Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели

И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

11. Ручки-рученьки, да у деточки.
Потягушеньки – словно веточки,
Тянем к мамочке – потянушечки,
И ладошечки, и подушечки.
Ах вы, плечики, мои пышечки,
Потягушеньки, да малышечки.
Потянушечки – локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.
Ножки-ноженьки, потягушечки,
По дороженьке побегушечки,
Ножки сладеньки, да ножулечки,
Ножки маленьки, крохотулечки.
На колешечках – сладка ямочка,
Вот как солнышко любит мамочка!

12. Массаж стоп – растирание.
Пяточки-топтаточки,
Шекотки-щекотаточки,
Розовы, да гладеньки,
Как конфетки сладеньки.
Маленькие стопочки,
Стопочки-топ-топочки,
До чего прекрасны.
Шелковы-атласны.
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики-горошинки,
До чего ж пригоженьки.
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!

13. Рыбки плавали, плескались
В чистой тепленькой воде (разводите руки ребенка как будто плывете)
То сожмуться (прикладываете ручки ребенка, как будто он обнимает себя сам)
Разожмуться (распахиваете ручки)
То зароются в песке («зарываетесь в песок»)

14.Для самостоятельных
Ветер дует к нам в лицо (Ребенок машет ручками на себя)
Закачалось деревцо (качается из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (присаживается)
А деревце все выше, выше (потягивается на носочки).

Обновлено 25.04.2013 11:14
 

Игры для глазок

Игры для глазок (для детей 3–6 лет)

Глаз-алмаз

Физиологическое развитие глаза ребенка заканчивается примерно к двум годам. В этом возрасте глазное яблоко становится таким же, как и у взрослого. Мускулатура, которая осуществляет движение глаз, а также все важные нервные окончания сформированы. Но мы знаем, что ребенку потребуется еще много времени для того, чтобы в совершенстве освоить работу этого биологического механизма. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, он должен накопить огромный опыт, который позволит ему правильно и полно воспринимать и понимать все обилие визуальной информации.

Развитие осмысленного видения у детей — важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.

В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию.

Тем не менее многие дети отстают в своем развитии. Родовые микротравмы головного мозга, вызванные недостатком кислорода, могут привести к трудностям, которым особенно подвержены первенцы (в первую очередь мальчики). Ригидные методы воспитания, запугивание или агрессивная среда также отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия. С помощью специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительную память. Прежде чем перейти к этой теме, кратко опишем важнейшие свойства зрительного восприятия.

1. Острота зрения. Это наше умение замечать мелкие детали движущихся и неподвижных объектов. Нет ничего удивительного в том, что острота зрения при взгляде на движущиеся объекты развивается немного позже, особенно интенсивно это происходит в два периода: между пятью и семью годами и между девятью и двенадцатью годами.

2. Предметность зрительного восприятия. Это способность выделять какой-то предмет из его видимого окружения. В возрасте между тремя и четырьмя годами это качество развивается довольно медленно, пиком развития становится возраст между четырьмя и шестью годами.

3. Объемность зрительного восприятия. Это возможность воспринимать предмет трехмерно. Мы можем распознать поверхностную структуру предметов, видим предметы в перспективе. Трехмерность воспринимаемой картины — первая информация, поступающая в головной мозг. Кроме того, даже когда мы закрываем глаза, мы можем представлять объемные предметы. Развитие трехмерного зрения еще не до конца изучено. У детей в возрасте трех-четырех лет часто появляется так называемая ложная трехмерность в оценке размеров вещей. В пять-семь лет количество таких ошибок ощутимо падает. Когда мы просим детей кидать или ловить предметы, мы должны представлять, какие трудности нужно преодолеть малышу, чтобы научиться манипулировать с объектом, движущимся в пространстве. Когда ребенок, к примеру, хочет поймать летящий мячик, то, предупреждая возможные последствия, он сначала предпочитает защититься, слегка отклонив голову. Он смотрит на мяч только одним глазом, и этой «одноглазой» информации ему недостаточно, чтобы скоординировать движения. В полном объеме трехмерное зрение появляется у ребенка в возрасте около двенадцати лет, однако это умение необходимо развивать и впоследствии.

В этой главе собраны игры, которые помогают развивать осмысленное видение. Мы предлагаем разнообразные упражнения, которые вызывают у детей любопытство и желание научиться тому, что уже умеют делать старшие дети и взрослые. При этом, радуясь успехам детей, ведущий не должен забывать об их праве на ошибки, важно помнить, что именно через пробы и ошибки дети осваивают новое. Искусство ведущего группы состоит в том, чтобы выбирать подходящие игры и упражнения, предоставлять детям возможности учиться, подбадривать группу и радоваться, когда дети преодолевают трудности.

1. Привет, глазки!

Описание:
Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом дети учатся устанавливать контакт с другими.
Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка.

Возраст участников: от 4 лет

Инструкция детям:
Сядьте в круг на стулья (или на пол).
Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза… серые глаза… зеленые глаза… голубые глаза.
Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»?
Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому-нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга: пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами…
(Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.)

2.Прищепка для белья

Описание:
Задача участников — попадать в цель, закидывая прищепки в емкости с разными — маленькими или большими — отверстиями. Важно, что каждый ребенок может выбирать, в какой именно сосуд ему целиться. Таким образом, он может оценить свои возможности и выбрать посильную для себя задачу. Кроме того, в этом упражнении дети тренируются в умении фиксировать цель и следить глазами за движущимся объектом. То обстоятельство, что они могут подниматься со своего места, делает для них задачу особенно привлекательной.

Материалы: вам понадобятся прищепки и емкости с отверстиями разной ширины — например, консервная банка, коробка из-под обуви, корзина для бумаг, цилиндрическая ваза и т.д.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Я хочу посмотреть, как хорошо вы умеете целиться.
Один из вас садится на этот стул и получает три (или больше) прищепки. Он должен попробовать закинуть эти прищепки в одну из емкостей. При этом он сам решает, куда будет кидать прищепки — в коробку, банку или вазу. Посчитайте количество попаданий. Каждая прищепка, которая падает в емкость, считается попаданием.

(В начале упражнения вы можете сами поставить перед ребенком одну из емкостей. Спросите у малыша, удобно ли расположена емкость.
Если группа большая или дети уже знакомы с этим упражнением , вы можете разделить ребят на тройки или четверки и поэкспериментировать, перемещая емкости в пространстве.)

3. Карандаш

Описание:
С помощью простых предметов дети могут поучиться концентрировать взгляд и ориентироваться в пространстве.

Материалы: на каждого ребенка два новых, круглых, незаточенных карандаша.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям. (Чтобы привлечь внимание детей, начните с упражнений на удержание равновесия.) Можете ли вы удержать карандаш, который лежит поперек вашего указательного пальца? Сможете ли вы удержать его на другом пальце?.. А на другой руке? Сможете удержать его на лбу? Или на носу? Где вы вообще сможете его удержать?
Теперь положите, пожалуйста, карандаш на пол. Покатите карандаш по полу одним пальцем. А теперь покатите другим пальцем. Можете ли вы катать карандаш кончиками пальцев?
Ложитесь на пол и попробуйте катать карандаш с помощью вашего дыхания. Для этого возьмите книгу и положите ее на пол рядом с карандашом. Подуйте на карандаш так, чтобы он попал в цель — дотронулся до книги. Попробуйте увеличить расстояние от карандаша до книги… Еще немного увеличим расстояние. (Это задание вдохновляет детей, но не следует делать более трех попыток — упражнение не должно привести к гипервентиляции.)
А сейчас положите карандаш так, чтобы один его конец смотрел вперед. Покажите мне, как вы двигаете карандаш с помощью больших пальцев вперед, потом назад, в одну сторону, в другую… При этом конец карандаша должен все время указывать одно и то же направление — смотреть вперед.
А сможете ли вы двигать карандаш с помощью других частей своего тела? Можете ли вы при этом следить за тем, чтобы он все время указывал одно и то же направление?
Теперь положите на пол два карандаша рядом, на небольшом расстоянии друг от друга. Карандаши должны лежать параллельно друг другу и смотреть вперед. (Покажите их расположение на примере.) Знаете ли вы, что значит слово «параллельно»? Можете ли вы двигать карандаши вперед только большими пальцами, и при этом следить за тем, чтобы они оставались параллельны друг другу? А можете ли вы двигать их назад? Можете ли вы двигать их как-то еще, чтобы они оставались параллельны?
А теперь снова положите их параллельно друг другу, но на таком расстоянии, чтобы вы могли прыгать между ними…
Прыгните в пространство между карандашами…
Выпрыгните оттуда…
Теперь, прежде чем вы снова прыгните между карандашами, сделайте расстояние между ними больше…
Прыгните между карандашами… и еще раз… Вы можете прыгать на двух ногах одновременно или на одной ноге, как захотите.
Сделайте расстояние еще больше…
Хорошо!

4. Вокзалы

Описание.Чтобы вызвать у детей интерес, в этой игре мы используем простые истории. Когда дети заинтересованы, они могут выполнять несколько связанных друг с другом заданий одновременно. В первую очередь они должны научиться выстраивать маршрут и следовать ему. Это требует внимания и собранности. Более того, дети могут передвигаться разнообразными способами, а также потренироваться удерживать равновесие и координировать свои движения.

Материалы: вам понадобится один моток клейкой ленты, чтобы обозначать рельсы, и стулья, чтобы обозначать вокзалы. В начале игры прикрепите к полу клейкую ленту, отмечая интересный, изобилующий поворотами путь, так чтобы она образовала одну непрерывную линию. Какие-то участки пути могут быть прямыми, какие-то — извилистыми. Вы можете сделать путь более интересным и увлекательным, соорудив на нем туннель (стол) и сделав объезды углов или крупной мебели. Каждый вокзал обозначается стулом, который расположен над путями. Вокзалов должно быть столько, чтобы с каждого из них могла стартовать группа из двух или трех детей.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Когда вы последний раз путешествовали по железной дороге? Смотрите, что здесь построено. Клейкая лента на полу показывает, где находятся рельсы, по которым ходят поезда. Стулья — это вокзалы, на которых поезда делают остановки. А вы будете поездами с пассажирами, которые едут из одного места в другое.
Я хочу, чтобы вы отправлялись с вокзала вдвоем, поэтому станьте так, чтобы у каждого вокзала было по два человека. Теперь нам надо узнать, в каком направлении будут ходить поезда. Вы можете показать мне, в каком направлении вам удобно двигаться. Хорошо!
Сначала вы должны быть прыгающим поездом. Станьте, расставив ноги, над линией и прыгайте до ближайшего вокзала, где мы выйдем из поезда, чтобы купить что-нибудь поесть…
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите их, что именно они купили.)

Сейчас поезда отправятся дальше. Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайший вокзал. Теперь поезд должен прыгать только на одной ноге. Вы сможете удержать равновесие и прыгать на одной ножке? Когда вы достигнете ближайшего вокзала, мы сделаем перерыв, и вы сможете купить себе что-нибудь попить…
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите, что именно они купили себе попить.)

Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайшая станция. Теперь поезд должен добираться до нее, как крокодил, передвигаясь по полу на руках и ногах. Пути находятся между вашими руками и ногами, поэтому вы должны двигаться до ближайшего вокзала медленно. На следующей станции мы сделаем перерыв, чтобы купить что-нибудь, во что вы сможете поиграть.
(Пусть дети сообщат, что именно они купили на этот раз. Дайте им возможность немного поиграть в воображаемую игру с тем предметом, который они купили. При необходимости помогите организовать игру. Затем переходите к завершающему этапу.)

А теперь мы уберем все вокзалы, и у нас получится одна бесконечная железная дорога. Станьте так, чтобы линия была между вашими ногами. Положите руки на плечи ребенка, стоящего перед вами. Первый ребенок — локомотив, остальные — вагоны. Пусть ваши руки будут вытянуты так, чтобы вы могли видеть пол. Теперь покажите мне, как поезд медленно отправится в путь и проедет по всей дороге.

5. Спички без головок

Описание:
Мы можем потренировать зрительную память детей и поучить их удерживать мелкие предметы. Дети должны координировать движения глаз и рук и тщательно контролировать движения тела.
Лучше, если ребята будут босиком.

Материалы: вам понадобится три спички без головок на каждого ребенка, которые следует приготовить до начала игры.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Я хочу посмотреть, можете ли вы играть с совсем мелкими предметами. Я дам каждому из вас по спичке. Сядьте здесь.
Теперь вы можете попробовать, как спичка держится на вашем пальце. Покажите мне, что вы делаете… Хорошо…
Сейчас вы получите вторую спичку. Положите обе спички на два разных пальца той же руки. Вы можете их удержать?…
Я дам вам еще и третью спичку. Можете ли вы удержать все три спички на трех разных пальцах той же руки?… Молодцы!
Теперь попробуем с другой рукой. Сначала одна спичка… потом две… потом три… А сейчас подвигайте рукой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не попадали с пальцев?
Можете ли вы удержать все три спички на руке, на верхней части кисти, на плече, на предплечье?
Попробуйте с другой рукой. Подвигайте ею. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не упали?
Теперь я хочу посмотреть, можете ли вы удерживать спички на ноге. Можете ли вы удержать спички на ступне, на колене или на бедре? Подвигайте ногой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не падали?
Теперь попробуйте с другой ногой. Удерживайте все три спички и покажите мне, как вы будете при этом двигать ногой…
Можете ли вы удерживать три спички между пальцами ног, когда медленно идете? Идите очень осторожно и удерживайте спички пальцами ног…
Теперь попробуйте идти и удерживать спички другой ногой…
А сейчас покажите, как вы сможете удержать три спички на себе, если будете медленно двигаться. Выберите три места, где вы хотите положить спички, и покажите мне, как вы двигаетесь, чтобы спички не падали…
Положите спички на три других части вашего тела. Старайтесь использовать обе стороны тела. Идите медленно, чтобы спички не упали… Хорошо.

6. Кого нет?

Описание:
В этом упражнении тренируется зрительная память детей. Для его выполнения участники группы должны быть знакомы друг с другом более двух месяцев. За это время развивается определенное чувство единения, и они с интересом реагируют на вопрос «Кого нет?».

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Все вместе сядьте в круг на пол. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Кого нет?».
Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.
Если угадывающий ребенок не понимает, кто спрятался, то спрятавшийся ребенок может помочь ему, сказав, например, следующее:
«Так звучит мой голос.
Я ношу очки.
Я подруга Яны».
Потом другой ребенок прячется за дверь…

7. Сильный ветер

Описание:
В этой игре дети тренируют чувство пространства и регулировать силу и ритм дыхания.
Важно, чтобы игра не длилась слишком долго, так как это может привести к гипервентиляции легких. Чтобы дети играли осмысленно, во время пауз давайте им необходимые указания.

Материалы: вам понадобятся три спички без головок и цель (книга или большой деревянный предмет).

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Ложитесь, пожалуйста, на живот на пол.
Я дам каждому по три спички без головок и цель (книгу или деревяшку). Положите книгу перед собой на расстояние вытянутой руки. Затем положите спичку, примерно в 30 см от книги, ближе к себе. (Помогите детям отмерить это расстояние. Чем старше дети, тем большим оно может быть.)
Я буду считать до пяти. Вы должны пять раз дунуть на спичку так, чтобы, когда я скажу: «Пять», она достигла книги. Можете ли вы дуть так, чтобы она достигла ее не раньше и не позже?… На старт, внимание, марш: один... два... три... четыре... пять… Хорошо. Теперь попробуем еще раз: один… два… три… четыре… пять…
Теперь пусть первая спичка лежит на книге. Возьмите вторую спичку и положите ее на пол. В этот раз я буду считать до трех. Можете ли вы так дунуть на вторую спичку, чтобы она достигла цели в три приема: один… два… три… Хорошо… Положите на книгу вторую спичку.
Теперь возьмите третью спичку и положите ее на пол. Попытаетесь дунуть так, чтобы спичка попала в цель с одного вздоха. На старт, внимание, марш! Хорошо у вас получается!

8. Подвижная игрушка

Описание:
Дети должны обращать внимание на движения других и согласовывать с ними свои собственные движения. Одновременно это хорошая возможность для ребят проявить свою фантазию. Малыши очень любят эту игру.
Игра больше подходит для маленьких групп, для больших групп потребуется помощь двух или большего количества взрослых.

Материалы: каждому ребенку потребуется игрушка на колесиках, которую можно возить на веревочке, например, игрушечный автомобиль.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Я хочу, чтобы кто-нибудь из вас дал мне подвижную игрушку.
Теперь я буду ходить по комнате, и игрушка будет следовать за мной. (Походите по комнате и при этом показывайте детям, как вы наблюдаете за игрушкой: вы можете вернуться на прежнее место, затем пройти по дуге и т.п.)
Посмотрите, как я замечательно двигаюсь, при этом игрушка не опрокидывается и движется так же быстро, как и я…
Теперь покажите мне, как вы двигаетесь по комнате с вашими игрушками. Следите, чтобы они не отставали от вас и не бежали вперед. Время от времени смотрите на других детей и их игрушки, чтобы ни с кем не столкнуться…
Теперь сядьте, пожалуйста, на пол и положите игрушку рядом с собой. Посмотрите на меня, как я буду играть с каждым из вас.
Мария, сядь здесь, как будто ты — подвижная игрушка. Я как будто привязываю тебя за веревочку и медленно тяну за собой. Ты можешь двигаться так, как хочешь; ты можешь идти, ползти, прыгать, передвигаться на четвереньках… Смотри на меня внимательно, чтобы знать, в каком направлении двигаюсь я.
(Следите за движениями детей, чтобы согласовывать свой темп со способом передвижения ребенка. Синхронность ваших движений придает очарование этой игре. Походите по комнате с каждым ребенком примерно по минуте, при этом доброжелательно и радостно смотрите на него.)

Теперь ваша очередь. Я буду подвижной игрушкой, а каждый из вас сможет «повозить меня по комнате на веревочке».
(Можно вносить изменения в игру, например, вас могут водить двое или трое детей одновременно. Все-таки вы — сложная игрушка.)

9. География комнаты

Описание:
Эта интересная игра дает детям возможность потренировать зрительную память. Ребята показывают на объекты, которые они упоминают, рукой. Играя, они могут оставаться на своих местах.
Условие игры: дети уже пробыли некоторое время в этой комнате.

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Я хочу взять вас с собой в фантастический рейс. Для этого закройте глаза и представьте, что мы тихо движемся по комнате и останавливаемся, чтобы посмотреть на предмет, который я называю. Можете ли вы с закрытыми глазами представить место, где я сейчас сижу? Я думаю, вы сможете.
Давайте начнем. Закройте глаза и пару раз глубоко вдохните. Когда мы глубоко вдыхаем, мы собираемся и концентрируемся. Я хочу услышать, как вы дышите. Хорошо.
Теперь вспомните, где находится дверь нашей комнаты для занятий. Можете ли вы поднять руку и показать на дверь, не открывая при этом глаза… Замечательно!
Вспомните, где находится окно, и покажите мне его рукой….
Вспомните, где находится полка с играми, и покажите мне, где она, с закрытыми глазами …
(Таким же образом попросите показать еще три-четыре значимых для детей предмета.)

Где находится ваше любимое место в комнате? Представьте себе его точно. Покажите рукой на ваше любимое место. Хорошо.
Теперь вы можете открыть глаза и взять парочку цветных карандашей и бумагу, чтобы нарисовать вещи, которые вы увидели в своем любимом месте.

10. Охота на дракона

Описание:
Это живая игра, в ходе которой дети должны следить глазами за выбранной целью. Они получают возможность потренировать координацию рук и глаз. Групповая динамика способствует снижению агрессии и раздражения.
Дети наверняка будут совершать резкие движения, попросите их, чтобы они постарались быть осторожными и не сталкиваться друг с другом. Если комната не очень велика, лучше играть на улице.

Материалы: два очень легких больших мяча или две подушки размером примерно 30 х 30 см.

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Возьмитесь за руки и станьте в круг. Теперь вы отпустите руки. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Охота на дракона». Слушайте внимательно, когда я буду объяснять ее правила.
Двое детей изображают дракона. Один из них — голова дракона. Он становится прямо здесь. Другой — хвост дракона. Он становится за первым, держа его за бедра и образуя руками кольцо.
Дракон встает в середину круга.
У нас есть два мяча. Дети в кругу кидают мячи и пытаются поразить дракона — попасть в образованное кольцо. Когда мяч «убегает» из круга, его нужно вернуть, а потом опять кинуть в кольцо. Но помните, что не следует держать мяч в руках более трех секунд.
Когда дракон поражен, его делают снова: голова дракона возвращается в общий круг, хвост становится новой головой, а поразивший дракона — хвостом.
(Вариант: можно добавить в игру второго дракона, но в этом случае надо существенно увеличить круг.)

11. Запомни и покажи

Описание:
В этой игре дети могут потренироваться выделять объекты из фона и с закрытыми глазами находить их место в пространстве. Позднее они должны научиться вызывать эти изображения в памяти.

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Каждый из вас не задумываясь замечает, где находится та или иная важная для него вещь. Вы знаете, где найти свою курточку; знаете, где лежит ваша любимая игрушка, где хранится любимое печенье.
Я хочу посмотреть, как вы запоминаете, где находятся вещи.
Пройдите по комнате. Потрогайте вещи, которые вы встретите на своем пути. Потрогайте, пожалуйста, дверную ручку… корзину для бумаг… радиатор… пол… полку с игрушками… (Называйте любые объекты, которые есть в комнате для занятий.)
Теперь остановитесь и закройте глаза. С закрытыми глазами покажите мне пальцем на ту вещь, которую вы только что ощупали. Покажите на полку с игрушками… на пол… на радиатор… Покажите мне, где корзина для бумаг… где дверная ручка… Хорошо.
Останьтесь там, где стоите, и откройте на секундочку глаза… Теперь снова закройте глаза. Сейчас вы должны другим способом показать мне, где находятся предметы. Не показывайте их рукой, а развернитесь в их направлении всем телом.
Повернитесь в направлении полки с игрушками… радиатора… корзины с бумагами… в сторону пола…
(Старайтесь, чтобы дети поворачивались в различных направлениях.)

А теперь откройте глаза, я хочу посмотреть, можете ли вы перемещаться в те места, которые я вам называю. Сядьте на стулья… Теперь станьте позади стула… Теперь поставьте ногу на стул… Ложитесь на стул… Станьте между двумя стульями… Станьте у стены… Станьте в противоположной стороне комнаты… Ложитесь на пол… Станьте рядом с другим ребенком… Станьте позади другого ребенка… Ложитесь рядом с другим ребенком… Как вы должны встать, чтобы каждый из вас стоял позади другого?
(В последнем задании возможны вариации: например, дети не сами перемещаются в разные места, а переставляют какой-нибудь предмет — книжку, коробочку и т.п.)

12. Заколдованный круг

Описание:
В этом упражнении дети могут потренировать свой пространственный интеллект. Дети чувствуют себя увереннее, когда знают, что в комнате есть все необходимые им вещи.
Чтобы ввести дополнительный элемент напряжения в игру, прежде чем в конце предложения назвать соответствующий объект, вы можете сделать небольшую паузу. Этот эффект можно усилить, если произнести предложение в нормальном темпе и лишь слово после паузы — быстро и выразительно. Чтобы поддержать напряжение, придумывайте все более и более интересные движения.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Я хочу узнать, смогут ли ваши глаза найти в комнате вещь, которую я назову. Когда я скажу, к примеру: «Покажите мне, пожалуйста, где дверь», я хочу, чтобы вы развернуться всем телом в направлении двери. Вы поняли, что нужно делать? (Дайте детям время подумать, чтобы у них возникло чувство, что они могут выполнить это непростое задание.)
Покажите мне, пожалуйста, где находится коробка с кубиками…
Покажите мне, пожалуйста, где хранятся цветные карандаши…
(В дальнейшем называйте детям типичные для этой комнаты и значимые для ребят объекты.)

Теперь мы сделаем немножко по-другому. Когда я спрашиваю у вас, например, «Где находится в нашей комнате корзина для бумаги?», вы должны очень быстро добежать до нее.

Где в комнате детские книжки?
Где в нашей комнате мячи?
(Перечислите и другие знакомые детям объекты.)

А теперь возьмите каждый по игрушке и положите их на пол как можно дальше друг от друга. (Помогите детям в этом.)

А сейчас вы должны указать мне, где находится игрушка, особым образом. Когда я спрашиваю «Где находится красный автомобиль?», вы должны добежать до него и все вместе создать вокруг него заколдованный круг. Тогда я буду знать, что вы все нашли красный автомобиль.
Где медведь Марка?
Где качающаяся лошадь?
(Назовите еще несколько игрушек, которые дети положили на пол.)

13. Бумага и карандаш

Описание:
В этой игре для решения поставленной задачи дети должны задействовать оба полушария головного мозга. Главным образом здесь отрабатывается координация «глаз—нога» и тренируются мелкие мышцы голени и щиколоток. Когда у ребят появляется чувство успеха, игра доставляет им большое удовольствие.

Материалы: на каждого ребенка по квадратному листу бумаги 50х50 см и два коротких, не очень острых карандаша, примерно по 8—10 см.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Снимите обувь и носки. Я хочу посмотреть, насколько ловкие ваши ноги. Возьмите, пожалуйста, два коротких карандаша и положите их между пальцами ног. Сделайте так, чтобы пальчики смотрели вниз. Теперь попробуйте пройтись по комнате на пятках. Поднимите носочки настолько высоко, чтобы карандаши не оставили следов на полу...
Хорошо у вас получается.
Теперь попробуем сделать что-нибудь другое... Возьмите лист бумаги и положите на пол. Держите карандаш между пальцами ног. Неважно, между какими пальцами вы его разместите. Попробуйте что-нибудь нарисовать на листе.

А сейчас попытайтесь сделать то же самое другой ногой…

Давайте посмотрим на эти «ножные рисунки».

Более подробно об этом вопросе можно почитать в книге Клауса Фопеля «Привет, глазки! Подвижные игры для детей 3–6 лет».

 

 

Внимательные ушки: развиваем слух.

Для социальной успешности детей важно, чтобы они учились быть хорошими слушателями. В дошкольном возрасте большое значение приобретают приятели по игре. У ребенка, умеющего внимательно слушать своих друзей и чувствительного к невербальным сигналам, больше шансов наладить отношения со сверстниками и быть желанным партнером по игре.

Так же важно быть хорошим слушателем, чтобы общаться со взрослыми. Ребенок должен научиться усваивать пожелания и распоряжения родителей, воспитателей и учителей.

Однако способность слышать важна не только для межчеловеческой коммуникации: тембр голоса, интонация и музыка затрагивают сердце ребенка. На уровне эмоций вы можете поговорить с малышом о высоких материях. Поэтому важно, чтобы мы как можно раньше открыли детям путь к музыке. Музыка может помочь детям развить позитивное отношение к жизни, испытать желание что-то сделать или ощутить умиротворенность, открыв мир, наполненный разными ритмами и звуками. В следующих главах мы поговорим об этом подробнее.

В этой главе мы собрали множество увлекательных подвижных игр, в которых дети с интересом слушают, прислушиваются, вслушиваются, и благодаря которым их ушки «растут» и становятся чуткими. Разумеется, именно в этих случаях важно, чтобы вы как ведущий говорили уверенно и выразительно. Это значит, что вы должны говорить то громко, то тихо, то деловито, то интригующе, чтобы дети прислушивались к вам с интересом и удовольствием.

1. Запоминаем имена

Описание:
Это прекрасная игра, которая помогает участникам познакомиться друг с другом в случаях, когда группа только что создана и когда к уже работающей группе присоединяются новые дети. Дети могут потренироваться говорить громко и отчетливо и, соответственно, прислушиваться и запоминать имена других детей.

Материалы: потребуется мягкий предмет, например, маленькая подушка или пластиковый пакетик, наполненный скомканной бумагой, на котором вы можете нарисовать фломастерами веселую рожицу. Преимущество мягкого предмета в том, что даже не очень ловким детям будет легче поймать его, чем, например, резиновый мяч.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Сядьте, пожалуйста, в круг на пол. Сейчас вы должны будете перекидывать подушку от одного ребенка к другому – по кругу. Тот, кто ловит подушку, громко произносит свое имя. Все внимательно слушают и стараются запоминать имена.
(Во втором туре подушка снова движется по кругу, но на этот раз есть повод для «группового крика» – все громко выкрикивают имя ребенка, который получил подушку.
В третьем туре подушка уже не передается по кругу, а перекидывается через круг вдоль и поперек. Группа хором снова выкрикивает имя ребенка, который получил подушку.)

2. Ганс и Гретель

Описание:
Это прекрасная возможность для детей потренировать свой слух и тактильное восприятие. Кроме того, дети поработают над памятью своего тела и побывают в ситуациях, от которых они могут получить удовольствие. Чем старше дети, тем больше должен быть круг.

Материалы: длинная веревка и две повязки на глаза.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Станьте все, пожалуйста, в круг и возьмите в руки веревку. Внутри круга – большой темный лес.
В лес отправятся два ребенка – Ганс и Гретель. Оба получают повязки на глаза. В этом большом темном лесу они должны найти друг друга.
Они не могут разговаривать, только звать друг друга, издавая еле слышные звуки: жужжать, гудеть и так далее. Когда один ребенок издает звук, другой должен ответить своим звуком. Звуки помогают им найтись.
Если они друг друга нашли, они могут обрадоваться и обнять друг друга.
Кто хочет стать первыми Гансом и Гретель?
(Следите за тем, чтобы звуки действительно были тихими, но все же слышными. Вы можете сказать, например, что дети потерялись, они боятся воров, разбойников и зверей, поэтому издают лишь совсем тихие звуки, чтобы не привлекать их.)

3. Под аккомпанемент газеты

Описание:
В этой игре дети должны хорошенько навострить уши, чтобы различить и истолковать относительно тихие шумы. Не удивляйтесь тому, что можно играть с таким будничным предметом, как газета. Особенно интересна та часть игры, где дети могут переключить внимание от шумов к движениям своего тела.

Материалы: нужны различные газеты.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
(Дети сидят в кругу на полу. У каждого ребенка и у вас есть двойной газетный лист.)
Я хочу узнать, хорошо ли вы умеете слушать. Пожалуйста, закройте глаза и внимательно слушайте. Сейчас я буду шуршать газетой и заставлять ее издавать разные звуки, а вы должны представить, что я делаю. (Оторвите от газеты кусочек.)
Я еще раз повторю этот звук. Пожалуйста, не открывайте глаза… А теперь я в третий раз повторю этот звук. Но ваши глаза при этом по-прежнему остаются закрытыми.
Теперь откройте глаза и скажите мне, что я делал(а)… А сейчас постарайтесь сами произвести точно такой же звук с помощью своей газеты…
(Пусть дети подобным же образом идентифицируют еще два разных звука - когда вы скомкаете газету и, соответственно, когда вы ее разгладите. Дети слушают с закрытыми глазами.)

Теперь вы сами будете шуршать газетами. Снимите обувь. Положите лист газеты на пол и станьте на него.
Попробуйте бесшумно пройти по бумаге. Вы можете это сделать?.. Ощутите ногами, какова газета на ощупь.
Теперь подвигайте ногами так, чтобы газета шуршала. Попробуйте сделать это по-разному - как получится.

А сейчас я снова буду шуметь своей газетой, а вы одновременно с этим будете совершать движения, которые, как вам кажется, будут подходить к звуку. Закройте глаза, чтобы вы лучше могли сконцентрироваться.
(Быстрым движением оторвите от газеты примерно 5 см. Посмотрите, что будут делать дети, и прокомментируйте их движения. Также спросите их, каким им показался звук отрываемой газеты и попросите их описать свои движения словами.)
На этот раз я буду шуршать газетой по-другому. Когда вы услышите новый звук, подвигайтесь как-нибудь так, чтобы это подошло к нему. Каждый может двигаться по-своему, как ему удобно.
(На сей раз рвите газету медленно и мягко. Наблюдайте за движениями детей, комментируйте их, и пусть сами дети тоже опишут то, что они услышали и то, что они делали.
Чередуйте короткие, резкие движения и длинные, мягкие, чтобы возник своего рода ритм, на который дети смогут реагировать.
После этого издайте газетой принципиально другие звуки. Например, можно свернуть газету до размеров А4 и ударить ею по ноге. Очень интересный звук получится, если вы будете быстро-быстро трясти свернутой газетой. Она будет звучать, как трещотка, а дети будут «танцевать» под эту «музыку». Можете сделать и еще что-то, если ребятам интересно и они готовы продолжать).
Спасибо! Очень интересно было смотреть, как вы двигались. А теперь давайте вы будете шуршать газетой, а я буду двигаться под эти звуки.
(Пусть несколько детей по очереди пошуршат газетами, а вы двигайтесь под музыку этих звуков.)

4. Труба, колокол, барабан

Описание:
В этой игре дети должны быть хорошими слушателями, понимать и запоминать «значения» различных звуков и, наконец, переводить услышанные сигналы в действия.

Материалы: дудочка, колокольчик и тамбурин. ( Вы можете вызывать различные шумы и без специального реквизита, просто хлопая в ладоши, посвистывая или щелкая пальцами.)

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Представьте, что вы – электронные куклы. Вы начинаете двигаться в ответ на мои особые сигналы. Например, когда электронная кукла слышит звук трубы, она начинает бежать. А когда кукла слышит один громкий удар в барабан, она останавливается и не двигается с места.
Давайте попробуем, сможете ли вы быть электронными куклами…
(Коротко протрубите и дайте детям 10 секунд, чтобы побегать, потом, подайте при помощи барабана сигнал «стоп».)
Но кукла двигается не только под трубу. Когда она слышит звук колокольчика, она останавливается и начинает двигать руками вверх-вниз, как крыльями. Покажите, как вы можете это делать. (Подайте короткий сигнал колокольчиком, пусть дети помашут руками примерно в течение 10 секунд, а затем ударьте в барабан.) Очень хорошо у вас получилось.
Мне очень интересно, все ли запомнили кукольные сигналы: сигнал «стоп», сигнал для бега и сигнал для рук.
(Подавайте детям эти сигналы – пусть они реагируют на них. Интервалы между сигналами могут быть короткими и длинными, и пусть их ритм постепенно усложняется. Когда дети будут успешно справляться с вашими заданиями, вы можете снова обратиться к ним.) Готовы ли вы выучить четвертый сигнал?.. Он таков: когда я начинаю очень тихо бить в барабан, электронные куклы начинают двигаться, как игрушечные солдатики. В такт барабану они поднимают по очереди левую и правую ногу и подтягивают колени вверх. Давайте потренируемся. (Легко отбивайте в барабан ритм две четверти, так чтобы дети могли двигаться в этом ритме.) 
А теперь мне очень хочется посмотреть, смогут ли электронные куклы реагировать на все четыре сигнала… (Подавайте детям в различных комбинациях четыре разных сигнала, пусть дети выполняют ваши команды в течение одной-двух минут. Если вы увидите, что они действуют достаточно уверенно, можете добавить еще и пятый сигнал.) 

5. Копируем шумы

Описание:
Для этой игры не нужно никакого реквизита. Его заменяют воображение участников и их способность внимательно слушать. Игра интересна тем, что в ней есть два уровня сложности (сначала дети должны прислушиваться с открытыми глазами, а затем – с закрытыми), и тем, что она дает детям возможность побыть в роли ведущего, управляя вами.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Я хочу предложить вам поиграть в игру, во время которой вы все должны быть очень внимательными и слушать, навострив ушки. Я буду издавать разные звуки, а вы должны будете подражать им. (В этой игре у вас нет никакого реквизита, поэтому вы должны издавать самые разные звуки – высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и долгие – только голосом и телом. Вы можете, например, мычать с закрытым ртом, подражать крикам животных или свистеть. Можно также стучать пальцами и ладонями по полу, по столу или по собственному телу, можно потирать руки или топать ногами. Пусть дети копируют все эти шумы.)
Теперь я хочу узнать, сможете ли вы подражать моим шумам, если закроете глаза. Как вы думаете, вы на это способны? (Для начала лучше повторить те звуки, которые уже звучали в первой серии игры, а затем постепенно перейти к новым. Можно комбинировать уже знакомые детям звуки, порождая таким образом нечто новое.)
Что ж, теперь вы можете сами стать ведущими и проверить, насколько я смогу справиться с той же задачей. Я закрою глаза, и каждый ребенок может произвести какой-то звук, а я попробую его воспроизвести его. Но вы должны шуметь по очереди, то есть строго по одному, чтобы я могла как следует сосредоточиться. Договоритесь, кто за кем будет выполнять роль ведущего…
(Если группа с фантазией и у нее подходящий настрой, под конец игры вы можете придумать все вместе «музыку», которой до сих пор не существовало. Один ребенок издает какой-то звук, потом подключается второй, производя уже другой звук, затем вступает третий и т.д. Основной упор может быть сделан на ритмичность звуков. Каждый ребенок решает, издаст ли он свой звук один раз или многократно. Эта «музыка» не обязательно должна звучать красиво, но она должна быть интересной, потому что к ней должны подключиться все. Хорошо, если дети смогут при этом двигаться по кругу.)

6. Щенки, котята

Описание:
В этой игре из массы разнообразных звуков дети должны вычленить только один. Для маленьких детей это сложная задача. Чтобы они смогли это сделать, им предлагается простой вариант игры – с двумя животными: котятами и собачками. Работая со старшими детьми, вы можете усложнить игру: ввести еще одного-двух животных или птиц или же поиграть в открытый вариант игры, когда каждый ребенок самостоятельно выбирает себе животное, чтобы изобразить издаваемые им звуки. Тогда для всех станет неожиданностью, какие звери или птицы будут в итоге участвовать в общем гаме.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Представьте, что мы все находимся во дворе, на котором гуляют щенки и котята.
Для начала всем маленьким собачкам и маленьким кошечкам мы должны дать голос. Щенки еще не умеют лаять, но могут рычать. Давайте послушаем, как рычит маленькая хорошенькая собачка… Вот такой голос мы можем дать собачке: «Ррррр».
А теперь давайте послушаем, как звучит голос котенка. Представьте, что перед вами маленькие, нежные, мягкие котята, у которых голоса такие же мягкие, как их шерстка… Да, очень красив кошачий голос: «Мяу».
Теперь вы должны немного друг от друга отойти. Я буду подходить к каждому ребенку и шептать ему на ухо, кем он должен стать, а потом мы начнем все вместе играть.
(Пройдите от одного ребенка к другому и шепните каждому одно из двух: «Ты – маленький щенок» или «Ты – маленький котенок». При этом вы сами решаете, должно ли количество щенков и котят быть одинаковым.)
Хорошенько запомните, какой вы зверек. Вы должны ходить по комнате и издавать те звуки, которые подходят именно вашему животному. Ищите других детей, которые «говорят» на том же языке, что и вы. Щенки собираются со щенками, котята собираются с котятами.
Зверят, которые уже нашлись, по-прежнему должно быть слышно. Это помогает другим детям найти свою группу.
(Когда все дети найдут свои группы, вы можете завершить игру. Обе группы стают друг против друга и общаются короткими быстрыми собачье-кошачьими диалогами: Мяу, Рррр, Мяу, Рррр…)

7. Скотный двор

Описание:
Эта прелестная игра опирается на те же идеи, что и игра «Щенки, котята». Однако ее структура несколько другая, поэтому мы хотели бы представить ее отдельно.
Поскольку дети двигаются с закрытыми глазами, комната должна быть оборудована так, чтобы для них не существовало никакой опасности.

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Представьте, что наша комната – это скотный двор. Уже вечер, звери голодные и ждут, чтобы их покормили. Коровы хотят пожевать свежей травы, уткам больше хочется пшеничных зерен. Но коровы хотят есть вместе с другими коровами, а утки – с другими утками. Поэтому каждое животное должно найти себе компанию.
Вы можете решить, кем вы больше хотите быть: коровой или уткой. Никому не говорите, какое животное вы выбрали. После этого корова скажет «му», а утка скажет «кря». А поскольку на дворе уже темно, вы все закроете глаза и будете передвигаться по полу на четвереньках и при этом или мычать, или крякать.
Если вы встретите другого ребенка, который издает тот же звук, оставайтесь вместе. Позаботьтесь о том, чтобы больше не теряться. И когда вы уже будете вдвоем или втроем, продолжайте мычать или крякать. Тогда животным, которые еще не нашли свою компанию, будет легче найти ее. В конце игры все коровы должны быть вместе и все утки тоже. Когда я это увижу, я вам скажу, что обе группы собрались, и настало время всем поесть.
(Наблюдайте за ходом игры и помогите заблудившимся детям.)

8. Подушки

Описание:
В этой игре дети должны определенным образом на начало звучания музыки и на ее прекращение. Им надо зрительно фиксировать лежащие на полу подушки или куски поролона, находить свой собственный путь между ними, а затем, запрыгивая на них, принимать разнообразные интересные позы. Эта игра задействует оба мозговых полушария и доставляет детям огромное удовольствие.

Материалы: вам нужно столько подушек или кусков поролона, сколько детей в группе. Положите эти предметы в случайном порядке на пол. Кроме того, вам потребуется магнитофон и подходящая музыка.
Музыкальное сопровождение: быстрая инструментальная музыка, например, « Duetto amoroso » Паганини.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Пока играет музыка, вы может танцевать по комнате, не трогая лежащие на полу подушки и куски поролона. Когда музыка прекращается, вы запрыгиваете на ту подушку, которая к вам ближе всего. Запрыгнув, вы становитесь всякий раз как-нибудь по-новому, чтобы я снова и снова удивлялась тому, что вы придумали. Вы можете разводить руки в стороны, стоять на одной ноге, в общем, вы можете ставать так, как захотите… Потом сойдите со своей подушки и снова танцуйте по комнате.
(Попробуйте и другие веселые вариации игры. Дети запрыгивают на «островок» только одной ногой; касаются его только локтями, головой, носом или ухом; садятся на «остров». Если дети вошли в азарт, вы можете выдумывать все новые и новые условия.)

9. Острова

Описание:
В этой игре дети тоже должны внимательно прислушиваться к музыке, чутко реагируя на ее прекращение. Они могут свободно двигаться по комнате, но должны отмечать, какие «острова» они уже посетили. Отличие этой игры от предыдущей в том, что здесь детям необходимо разделять «острова» с другими детьми. Это развивает способность к сотрудничеству и усиливает чувство сплоченности в группе.

Материалы: вам потребуется «остров» для каждого ребенка, проще всего взять для этого обруч. Также вы можете использовать одинаковые куски ковра, большие полотенца или упаковочную бумагу. Важно, чтобы дети могли прыгать на острова уверенно, не соскальзывая.
Музыкальное сопровождение: « Grand Sonata » Паганини.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Пока играет музыка, вы можете танцевать вокруг «островов», но при этом вы не должны наступать на них. Можно двигаться по всей комнате и делать это так, как вам хочется. Когда музыка остановится, вы должны забраться на «остров». В принципе «островов» хватит на всех, но вы можете разделить его с кем-то из детей.
(Некоторое время спустя обсудите с детьми, готовы ли они выполнить новое задание.)
Теперь постарайтесь всякий раз прыгать на новый «остров»...
Можем ли мы сейчас убирать один «остров», чтобы вы стали делиться друг с другом «островами»?...
Сколько «островов» должно остаться в конце игры, чтобы каждый из вас нашел себе место?...

10. Встаем по команде

Описание:
В этой игре, чтобы решить, как надо реагировать, дети должны четко различать два слова. Это потребует от маленьких детей собранности. Возможно, отдельным детям потребуется помощь других участников игры. Вначале команды должны сидеть отдельно друг от друга. Потом все дети должны перемешаться.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Часть детей должна сесть на пол слева от меня, а другая справа от меня. Можете ли вы сделать так, чтобы группы были одинаковыми по размеру? Дети слева от меня – это команда зайцев, дети справа от меня – команда собак. Когда я выкрикиваю название команды, все дети, которые принадлежат к ней, должны быстро встать. Дети, которых я не называю, остаются сидеть. Так, когда я выкрикиваю «Зайцы!», встают только дети из команды зайцев. Дети из другой команды остаются сидеть.
Когда зайцы встали, они должны показать мне заячьи уши, приставив руки к голове и помахав ими. Когда встают собаки, они должны показать огромную пасть. Вы держите руки перед лицом и распахиваете и захлопываете их, как будто это рот. Теперь давайте потренируемся…
(Детям может потребоваться какое-то время, чтобы правильно понять идею этой игры. Будьте терпеливы, ведь ребята могут многому при этом научиться. Попробуйте поиграть в эту игру, предложив детям стать еще кем-нибудь, например, слонами и птицами. Когда поднимаются слоны, они показывают свой хобот, сложив руки впереди и помахивая ими туда-сюда. Птицы демонстрируют свои крылья, разведя руки в стороны.
Когда вы почувствуете, что дети вполне готовы к усложнению задачи, перемешайте команды.)
Запомните хорошенько, кто из вас слон, а кто – птица. Сядьте все вместе передо мной. Давайте посмотрим, знаете ли вы, когда должны встать, а когда – остаться сидеть.
(Если дети легко выполняют это задание, можно дать командам новые названия, которые на сей раз не обязательно должны сопровождаться жестами.) 
Теперь ваши команды получают новые названия. Слоны будут командой Мерседес, а птицы будут командой БМВ . (По очереди объявляйте марки машин. Можете подразнить детей, называя и другие марки, например: БМВ… БМВ… Мерседес… Ауди… Посмотрите, что произойдет. Конечно, в ходе игры вы можете спросить детей, как им самим хотелось бы назвать свои команды.)

11. Помоги мне!

Описание:
Дети тренируются воспринимать и правильно интерпретировать вербальные указания. Во время игры также тренируются и другие коммуникативные навыки, например, умение четко передавать информацию, учитывая при этом ситуацию, в которой находится адресат. Кроме того, это превосходная возможность для детей освоить понятия «вперед» и «назад», «налево» и «направо». Ну и, наконец, эта игра очень сплачивает группу.

Материалы: в качестве цели вам потребуется коврик, кусок картона или лист бумаги. Чем больше цель, тем, разумеется, легче детям ее обнаружить. Сделайте цель настолько большой, насколько это будет отвечать доступному детям уровню сложности. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы диаметр круга, в котором сидят дети, соответствовал размеру цели.

Возраст участников: от 3 лет.

Инструкция детям:
Сядьте в круг на пол. Я положу этот коврик куда-нибудь в круг. Одному ребенку я завяжу глаза. Он должен пройтись по кругу, найти коврик и стать на него. Ребенок ищет не один: дети в круге должны подсказывать, куда идти «слепому» ребенку. Вы можете сами придумывать, как помочь своему товарищу найти коврик.
(Следите, пожалуйста, за тем, чтобы ребенок не пользовался руками и двигался только тогда, когда получит указание от группы. Предоставьте возможность направлять «слепого» ребенка как можно большему количеству детей.)

12. Где же колокольчик?

Описание:
Эта игра дает детям прекрасную возможность потренироваться в умении локализовать источник звука. В то же время она развивает самодисциплину, так как дети в круге должны сидеть совершенно молча, а это, как правило, создает атмосферу собранности.

Материалы: маленький колокольчик.

Возраст участников: от 5 лет.

Инструкция детям:
Соберитесь в круг. Один ребенок должен выйти на середину и закрыть глаза.
Другие дети медленно передают колокольчик по кругу. Каждый, кто получает его, должен один раз позвонить. Однако каждый из вас имеет право решить, что колокольчик не должен дальше путешествовать, и тогда позвонив в него, вы не передаете колокольчик дальше, а ставите его перед собой на пол.
Тогда я спрашиваю ребенка, стоящего в центре: «У кого колокольчик?» «Слепой» ребенок осторожно идет к тому ребенку, который, как он думает, звонил в колокольчик последним. Он трогает этого ребенка рукой и спрашивает: «У тебя есть колокольчик?» Ребенок отвечает «да» или «нет».
Если ребенок отгадал правильно, он говорит, кто следующим должен идти в центр круга…

13. Робот

Описание:
В этой игре дети могут потренироваться в умении следовать вербальным инструкциям. Более того, ребята получают возможность поучиться описывать направления движения при помощи слов, они могут брать на себя ответственность и выполнять простейшие функции управления другими людьми.

Возраст участников: от 4 лет.

Инструкция детям:
Знаете ли вы, кто такой робот?...
Мы сейчас сыграем в игру, в которой будут действовать роботы. Эти роботы понимают три простые команды: «Вперед!», «Стоп!» и «Обратно!».
Станьте здесь. Первая команда – «вперед!». Если робот это слышит, он идет маленькими шагами вперед, как бы с усилием. Вы поняли, как надо идти? Давайте попробуем.
Вторая важная команда, которую должен понимать робот – «стоп!». Если робот слышит «стоп», он останавливается и больше не двигается.
Третья команда - «обратно!». Робот разворачивается и начинает медленно двигаться в обратном направлении.
Покажите мне, что вы понимаете эти команды: «Вперед! Стоп! Обратно!»
Теперь объединитесь друг с другом. Один из вас будет роботом, другой – инженером, который хочет проверить, как работает робот. Инженер дает роботу команды, робот выполняет их. Инженеры также отвечают за то, чтобы роботы не сталкивались и не ломались. Давайте начнем играть, а потом вы поменяетесь ролями.
Чтобы все поняли, что надо делать, давайте один раз посмотрим, как это будет выглядеть. (Для демонстрации игры выберите двух наиболее понятливых детей).

Обновлено 26.03.2013 13:19
 

 
© CopyRight ДОУ, 2012, создание сайта: «Меридиан»