Система Orphus

Старшая группа «Светлячок»

 

Воспитатели: Близнецова Светлана Викторовна

Мазаник Зоя Андреевна

Помощники воспитателей: Осипова Елена Анатольевна

Микулец Татьяна Ивановна

Презентация малых фольклорных жанров

Обновлено 16.02.2017 12:18
 

Пособие чудо- рукавичка

Многофункциональная игрушка "Чудо-рукавичка"

Многофункциональная игрушка «Чудо-рукавичка» используется как в свободной деятельности детей, так и в дидактической работе, направленной на сенсорное развитие, развитие мелкой моторики и активизацию словаря.

Цель:

  • Развитие движений пальцев рук, т.е. мелкой моторики тактильных ощущений.
  • Закрепление представлений о цвете и величине.
  • Группировка предметов по определенному признаку (цвет, форма).
  • Развитие речи и активизация словаря.
  • Доставить детям радость, вызвать положительные эмоции.

Материал, из которой выполнена игрушка:

Развивающая игрушка изготовлена из яркой рукавички-прихватки. На рукавичку нашиты молнии, крючки, пуговицы разного размера и цвета, «липучки», колечки шнурки. На шнурках крепятся плоскостные изображения животных из русской народной сказки «рукавичка». Дополнительными деталями набора являются предметы декора ; цветочки разного размера и формы, геометрические фигуры и т.д.

Работа с игрушкой по поставленным целям

1. Мелкая моторика и тактильные ощущения

Умелыми пальцы становятся не сразу, предлагаемая мной игрушка способствует развитию мелкой моторики. Также научит малыша завязывать бантики, шнурки.
Предлагаем малышу расстегнуть и застегнуть молнию, «оторвать липучку» и прикрепить ее на место, застегнуть крючок или пуговицу.
Для того, чтобы занятие было еще более интересным можно в каждое окошечко прикрепить животное (для этих целей, в окошке и на изображении животного крепиться «липкая лента»). Попросите малыша открыть окошечко и посмотреть, кто спрятался в нем.
Измените задачу – например: спрячь зайчика от лисы.
Для того, чтобы малышу было удобнее манипулировать с игрушкой взрослый, педагог или мама одевают рукавичку на свою руку.

2. Сенсорика

Во время игры с «Чудо-рукавичкой», ребенок закрепляет знание цветов, знакомиться с формой и величиной.
Предложите ребенку показать большую и маленькую пуговицу. Посчитайте сколько больших, а сколько маленьких пуговиц пришито. Подберите пуговке определенного цвета цветок такого же цвета.

Попросите малыша найти два одинаковых предмета по одному из признаков.

Я уверена можно найти много различных заданий для ребенка, их можно усложнять в зависимости от возраста и знаний детей.

3. Театрализованная игра

«Чудо-рукавичку» можно использовать и в театрализованной игре. Рассказанная взрослым сказка дарит положительные эмоции малышу, приносит радость. 
Еще больше удовольствия принесет малышу сказка, которую не только можно послушать, но и принять в ней непосредственное участие. 
Театрализованная игра развивает художественный вкус и фантазию.
Первый раз, расскажите ребенку сказку сами, по сюжету сказки покажите, куда и как разместить героев. В дальнейшем, я уверена ребенок расскажет сказку сам, и выполнит все действия.
Для удобства плоскостные фигурки героев сказки, крепятся при помощи шнурков разного цвета на рукавичку. Что позволяет малышу не потерять их. Если в данный момент герои сказки вам будут не нужны, просто уберите их внутрь игрушки.

Все ранее изложенное говорит о том, что данная игрушка является действительно многофункциональной, имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. «Чудо-рукавичку» можно использовать на занятии, в игровой и самостоятельной деятельности.

 

Наши будни. Развитие мелкой моторики

Массаж рук грецким орехом и карандашами

Игры на развитие мелкой моторики рук  развивают в детях внимание, воображение, знакомят с формой, цветом предметов, посудой и элементами природы.

Обновлено 10.05.2016 22:52
 

Занятия с детьми летом

Обновлено 10.05.2016 22:52
 

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Тексты потешек и картинки-схемы, показывающие положение или движение кисти руки:

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький, - 1
То-то пригоженький; - 2
Ходит бочком, - 3
Уши торчком, - 4
Нос пятачком! - 5

- Петушок, петушок, - 1
Золотой гребешок, - 2
Масляна головушка. - 3
Шелкова бородушка, - 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? - 5

Водичка-водиченька, - 1
Умой мое личико! - 2
Чтобы щечки алели, - 3
Чтобы глазки блестели, - 4
Чтоб смеялся роток, - 5
Чтоб кусался зубок!

- Солнышко-вёдрышко! - 1
Взойди поскорей, - 2
Освети, обогрей -3
Телят да ягнят, - 4
Еще маленьких ребят - 5

Ножки, ножки, де вы были? - 1
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали. - 2
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели – 3
Все пенёчки оглядели. - 4
Вот и Ванюшка с грибком, - 5
С подосиновичком!

 

 

 

 

Упражнения на развитие мелкой моторики

Обновлено 10.05.2016 22:52
 

Примеры пальчиковых игр

Пальчиковые игры это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.


Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был? 
- С этим братцем в лес ходил. 
- С этим братцем щи варил. 
- С этим братцем песни пел. 
- С этим - в дудочку дудел.

Моя семья
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка, 
- этот пальчик - батюшка, 
- Ну а этот пальчик - я. 
- Вот и вся моя семья.

Апельсин

Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)
Эта долька – для стрижа, 
Эта долька – для ежа, 
Эта долька – для утят, 
Эта долька – для цыплят, 
Эта долька – для бобра! (Поочередно загибаем пальчики малышу). 
А для волка – кожура! (Развести ручки в стороны).

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка! 
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног - 
- Получился осьминог. 
- Сколько ног у осьминога? 
- Много - Много! 
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Капуста
- Мы капусту рубим рубим 
говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем - трем 
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим-  солим 
пальчики щепоткой - солим
- Мы капусту мнем-  мнем 
ручками "мнем" капусту

Ладушки
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели! (машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Сорока
Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
(загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил
- Зачем воду не носил!

«Теремок»

На поляне теремок (сложить ладони «домиком»),
Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в «замок»),
Из трубы идет дымок (сделать «колечки» из пальцев),
Тук-тук-тук
, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)
Открывайте, я ваш друг. (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).

Кошка и мышка
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, 
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)

И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает:
пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

«Птички»
Прилетайте 
птички к нам, к нам, к нам (машем руками так как будто к себе зовем)
Зернышек для птичек дам, дам, дам (показываем раскрытые ладони - даем зернышки)
Клювиками птички 
клю-клю-клю
(по ладошке пальцами другой руки стучим - типа сороки-белобоки, т.е. птички клюют)
Я смотрю на птичек и пою (руками делаем 
«фонарики»)

«БЕЛОЧКА
(по мотивам народной песенки) (поглаживаем руку, расправляя кулачок)
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,  Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, Заиньке усатому.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики рук

«Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках

пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник

творческой мысли»

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время огромной проблемой является развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, одним из основных показателей становится развития ручных умений у ребёнка, то есть мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика-набор скоординированных действий, в выполнении мелких движений пальцами рук и ног.

Советы родителям:

Роль мелкой моторики рук очень велика. Ведь развивая её,  мы прежде всего готовим детей к письму. Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. В настоящее время существует очень много различных пособий по развитию мелкой моторики. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов.

- Хорошим примером для родителей послужит шнуровка и застёгивание пуговиц. Вы можете самостоятельно в домашних условиях сделать развивающий коврик, книгу. Если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка развивалась моторика, не одевайте его сами. Дайте ему возможность одеться самому (застегнуться, зашнуровать обувь). Пусть это будем долго, но результативно.

- Хорошо помогают развитию мелкой моторики плетение косички из ниток, шнурка.

- Также хорошим средством является - пластилин. Желательно не размягчённый, а твердый. Пока ребёнок работает с пластилином он получает замечательный массаж. Заменить пластилин можно тестом.

В каждом доме найдутся бельевые прищепки. Как нестранно, но это тоже одно из средств развития мелкой моторики. Например: вырезать из жёлтого картона круг и сделать из прищепок лучики.

- Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины (в зависимости от возраста ребёнка).

- Выкладывание различных фигур, например из фасоли, из крышек от пластиковых бутылок - это всё тоже развитие мелкой моторики.

- Пальчиковый театр. Детям он очень понравится (например «Репка»).

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Не забывайте, применять игровую форму. Запомните: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

 

Рекомендации для родителей

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЬ НА ЛАДОШКЕ»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей на работе и многое другое.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук.

На фоне обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Поэтому перед родителями дома стоит задача: научить детей правильной, красивой речи.

Очень важно чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми- вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа ЛЕГО, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.

Также большое значение для развития речи детей оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.

Рассматривание картин, сюжетных картинок, упражнения для развития артикуляционного аппарата, «звуковые дорожки» для развития речевого дыхания, заучивание стихотворений, потешек, песенок, пересказывание коротких рассказов, сказок – все это способствует развитию речи детей.

Проговаривание своих действий во время умывания, одевания, игр имеет огромное значение для активизации словарного запаса детей. Стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.

Активные упражнения для пальцев рук подбираются с учетом возрастных особенностей. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2– 3 минут.

Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В более старшем возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка, пришивание пуговиц и вышивание по трафарету.

Наиболее приемлемыми для развития речи детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, так как не требуют больших затрат, много места для хранения.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Если упражнения вызывают у детей трудности, то родители могут помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания с предварительным показом.

 

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а также подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- шнурование ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- сортировка мозаики по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен (фасоль отделить от гороха; поделки из риса) .

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они просто украшают упражнения, делая их для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов можно использовать ненужные перчатки, где на каждом пальце приклеиваются (вышиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и др.)

Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок ( 5-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т. д. Выбранный персонаж приклеиваем на картон, вырезаем по контуру, пришиваем круглую резинку по размеру пальчика ребенка (среднего и указательного или среднего и безымянного) .

Можно использовать старые ненужные перчатки, верхушки от перчаток или специально связанные из остатков пряжи колпачки на пальчики.

Совместно с детьми можно придумать сказку на любую тему с продолжением. Главное, и самое важное, это заинтересованность самих родителей в правильно развитой речи своих детей!

 

Развлечение «На птичьем дворе»

8 декабря  в нашей  группе прошло развлечение «На птичьем дворе», направленное на формирование речи, активизации словаря, познания окружающего мира, художественно-музыкального развития детей данного возраста

Вот какая бабушка и ее птичий двор.

Пальчиковая игра «Дом»

Танец с бабушкой

Поможем бабушке накормить уточек, курочек, гуся и петушка

Спляшем и сыграем на погремушках веселый перепляс

Сказка «Курочка Ряба»

 

 
© CopyRight Детский сад № 1 г. Братска, 2012 год, создание сайта: «Меридиан»