god semi v rossii

 

Чтение в семье — давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного обще­ния взрослых между собой и детьми. Но, к сожа­лению, многие культурные традиции были утра­чены, в том числе и чтение в семье.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашне­го состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности.

Семейное чтение — это литература, интересую­щая всех членов семьи, обсуждение прочитан­ного всей семьей, это общение, сближающее л юдей разных возрастов. 

Очень важно, когда ребе­нок приходит в библиотеку вместе со взрослыми, когда они вместе выбирают книгу, вместе чита­ют ее. Такое общение воспитывает порой боль­ше, чем прямое назидательное слово. А ориен­тироваться в огромном море книг помогает би­блиотека.

Творческая работа библиотек с родителями всегда приносит плоды, укрепляет контакт дет­ской библиотеки и семьи, положительно вли­яет на читательскую активность, читательскую культуру детей. Сотрудничество родителей с библиотеками убеждает не только в полезно­сти чтения общественной книги, но и застав­ляет посмотреть на библиотеку как на органи­затора интересного и полезного досуга, место неформального общения, центр консультирования по вопросам детской литературы, педагогики детского чтения.

Среди родителей, читателей одной библиотеки было прове­дено анкетирование. Многие родители отметили по­ложительное влияние совместного чтения на личность ребенка. В то же время анкетирование показало, что культура семейного чтения еще довольно низка, лишь некоторые родители помогают детям советом при вы­боре книг. Оказалось, что родители не всегда реально представляют себе, каковы методы приобщения детей к книге, незнакомы с литературой для семейного чте­ния. В библиотеке «прижилась» такая форма обслу­живания, как «семейный формуляр».

РОДИТЕЛИ НЕ ВСЕГДА РЕАЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СЕБЕ, КАКОВЫ МЕТОДЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К КНИГЕ И НЕЗНАКОМ С ЛИТЕРАТУРОЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

Работников библиотек и читающие семьи объединя­ет не только любовь к книге, но и дружба, при­вязанность. Там хорошо знают запросы всех членов семьи и всегда стремятся обрадовать каждого инте­ресующей книгой, журнальной публикацией, долгож­данной новинкой.

Какую задачу ставят библиотеки перед собой?

Убедить родителей и воспитателей в том, что библио­тека — их активный помощник и союзник в воспита­нии детей. Показать роль книги и библиотеки.

Содержание сотрудничества библиотек с роди­телями юных читателей включает в себя оказание помощи родителям в области детской литературы, детского чтения, педагогики руководства детским чтением, основ библиотечно-библиографических знаний и т.д.

Работа с родителями планируется по направлениям:

—    приобщение родителей к проблемам детско­го чтения;

—    широкое знакомство родителей с детской ли­тературой;

—   повышение педагогической культуры родителей.

Библиотеки нарабатывают новые формы общения, расширяют сферы сотрудничества с другими заин­тересованными учреждениями и организациями, в первую очередь с детскими садами. С первых дней пребывания ребенка в детском саду он овладевает различными видами деятельности, связанными с кни­гой: рассматривание иллюстраций, общение со взрос­лыми по поводу того, что нарисовано на страницах книжек с картинками, слушание, пересказ и чтение книг взрослыми. Педагогическая поддержка разви­тия деятельности детей, предметом которой являются издания детской литературы, предусматривает орга­низацию занятий по детской литературе, ежеднев­ное чтение книг из библиотеки, индивидуальные и коллективные беседы с детьми о прочитанных кни­гах. Воспитатели подбирают небольшие экспозиции детских книжек для обобщающих занятий по озна­комлению с окружающим. В целях поддержания ин­тереса к книге воспитатели организуют индивиду­альные диалоги с детьми о том, что им понравилось, что заинтересовало в прочитанной книжке, что они узнали нового. Несомненно, подобные формы рабо­ты увеличивают число читающих семей, и этот про­цесс необратим — роль книги и библиотеки в рабо­те с семьями огромна.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внима­ние на следующие их качества:

  1. Как книга иллюстрирована. Дети любят смо­треть картинки не меньше, чем слушать. Они це­нят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упро­щенный.
  2. Соответствует ли книга способностям ребен­ка как слушателя. Не судите по возрасту, а выби­райте истории достаточно сложные, чтобы за­владеть вниманием ребенка, но притом достаточ­но простые, чтобы он мог следить за развитием событий.
  3. Та ли это книга, которая понравилась имен­но вашему ребенку. Не слишком обращайте вни­мание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смыс­ле ценной.
  4. Обладает ли книга силой эмоционального воз­действия. Хотя детям нравятся и те книги, кото­рые просто содержат информацию, на долгое вре­мя для ребенка любимыми остаются такие, кото­рые близки ему эмоционально.
  5. Хорошо ли книга написана.Дети прислушивают­ся к звучанию речи, а не только к ее значению.
  6. Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основа­ние ожидать, что это понравится ребенку.

 

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери на­выков обращения с книгой. Обратите внимание, при­держивается ли ваш ребенок следующих правил об­ращения с книгой:

—   прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;

—   книгу читают и рассматривают за столом;

—    бери книгу: не пачкай ее, не заминай страни­цы, правильно их перелистывай, не смачивай па­лец слюной;

—   не играй с книгой, она от этого портится;

—   после того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;

—   правильно храни книгу в специально отведен­ном для нее месте — в книжном шкафу или на пол­ке, а не среди игрушек;

—    если заметил, что книга не в порядке (порва­лась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и уве­личивается его словарный запас. Книга учит малень­кого человека выражать свои мысли и понимать ска­занное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учит­ся абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое вообра­жение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и рас­ширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узна­ет о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реаги­руют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая кни­ги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на на­ши, дети лучше понимают их и избавляются от пред­рассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ду­ховному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Кни­га объединяет поколения.
  8. Книги — помощники родителей в решении воспита­тельных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в по­ложение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых сме­яться и плакать. Они сокращают одиночество, при­носят утешение и указывают выход из трудного по­ложения.
  10. Чтение — самое доступное и полезное для ин­теллектуального и эмоционально-психического раз­вития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиоте­ке, и ей не нужна электросеть.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно за­интересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у де­тей отношение к чтению как к удовольствию.

2.   Пусть дети видят, как вы сами читаете с удоволь­ствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

  1. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве по­дарков.
  2. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  3. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг про­читано и за какой срок).
  4. Выделите дома специальное место для чтения (укромныйуголок с полками и т.п.).
  5. В доме должна быть детская библиотечка.
  6. Собирайте книги на темы, которые вдохновят де­тей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  7. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  8. По очереди читайте друг другу рассказы или смеш­ные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  9. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  10. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  11. Поощряйте чтение детей вслух, когда это толь­ко возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  12. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, кото­рые они читают.
  13. Поощряйте чтение любых материалов периодиче­ской печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров те­лесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  14. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощу­щение законченности и удовлетворения.
  15. Пусть дети каждый вечер читают в постели, пе­ред тем как уснуть.

 

© CopyRight Детский сад создание сайта: «Меридиан»