Во что играют наши дети?
Сегодняшние дошкольники чуть ли ни с рождения знакомятся с достижениями научно-технического прогресса. Телевизор, компьютер, мобильный телефон для них такие же обычные вещи как стол, диван или ложка. Родители, не задумываясь, используют современные гаджеты для ухода и воспитания малышей. Это очень удобно. Включи мультик, и ребёнок, уставившись в экран, безропотно съедает приготовленную кашу. Ранним утром телевизор блокирует горький крик: «Не хочу в садик». Мобильный телефон помогает высидеть в очереди ко врачу, а компьютерные игры дают возможность ставшим родителям предаться желанному отдыху или общению с друзьями.
Все больше и больше детей приобщаются к телевизионному экрану и компьютерному дисплею буквально с младшего возраста. Родители умиляются, когда малыш, не мигая, всматривается в изображение на экране. Им невдомек, что в этот момент закладываются будущие интересы их ребенка. Если бы родители были знакомы с одной психологической закономерностью, установленной и подтвержденной учеными, наверное, по-другому знакомили своего малыша с окружающим миром.
Что такое закон первого впечатления?
Этим объясняется, например, тот факт, что пища, наиболее употребляемая нами в детстве, на всю жизнь остается желанной, будь то бабушкины оладьи, новогодние мандарины или просто вареная свекла.
- Если первыми впечатлениями ребенка будут не нежная зелень листвы, не искрящийся снег, не стремительный полет птиц, а их цифровое изображение, то вполне возможно, что на всю жизнь телеэкран и дисплей станет для него привлекательней живой природы.
- Если первыми впечатлениями станут не прочитанные мамой и папой книжки, а мультики и компьютерные игры, то вероятно, ребенка трудно будет увлечь чтением в школьном детстве. Сейчас же множество молодых семей используют телевизор и компьютер в качестве удобной няньки для своего малыша.
По данным Института социологии РАН более 60% родителей проводят досуг с детьми перед телевизором, у каждого десятого дошкольника все свободное время проходит у телевизора.
- Дети становятся менее энергичными, менее деятельными, у них снижается желание действовать.
- Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, к гиперактивности, повышенной рассеянности.
Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать информацию на слух и читать. Понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, а потому не понимают текста в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Родителям важно знать, что применение современных гаджетов при воспитании детей дошкольного возраста не так безоблачно.
Существуют серьёзные побочные явления, о которых необходимо помнить.
Еще более опасно длительное сидение дошкольника перед компьютером. Возможны следующие негативные последствия:
- Напряжение органов зрения(устойчивое утомление мышц глаз, проблемы сетчатки, проблемы внутриглазных сосудов, головная боль, головокружение)
- Влияние компьютера на центральную нервную систему (вегето-сосудистые нарушения, повышенная утомляемость, слабость, трудность засыпания и дневная сонливость, апатия и пугливость, излишняя темпераментность, вспыльчивость, быстрая отвлекаемость, рассеянность).
- Воздействие на психику(отклонения в эмоциональной сфере личности, эмоциональная неустойчивость, снижение активности, настроения, формирование зависимости, синдром отчуждения
- Негативные последствия для мышц рук(стойкое утомление мышц рук, нарушение кровообращения, ухудшение нервной проводимости, нарушение координации пальцев, боли в суставах рук, судороги кисти и предплечья)
- Перенапряжение шейного отдела позвоночника(стойкие головные боли, мигрени, кислородное голодание мозга, ухудшение кровоснабжения)
- Нарушение образа жизни детей(гиподинамия, замедление физического развития, проблемы аппетита, проблемы веса)
Означает ли приведённая информация, что родителям нужно выбросить из дома телевизор, компьютер, мобильные телефоны?
Такой выход вряд ли возможен в современных условиях. Искусственное отчуждение детей от окружающего их мира не может содействовать их развитию.
Выход мне представляется в другом:
- Информация адресованная малышам должна учитывать их возрастные возможности.
- Важно соблюдать приоритеты в процессе социализации детей: сначала маленький ребёнок должен познать эмоциональные отношения с близкими людьми, с растительным и животным окружающим его миром, с книгой, как основой мировой культуры и только потом с техническими достижениями человечества;
- Важно как можно раньше выработать правильное отношение к телевизору (компьютеру, телефону), как к машине, инструменту для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций.
Помогайте ребёнку справляться с тяжёлыми чувствами, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида). Жизнь засияет яркими красками, когда родители и дети ВМЕСТЕ!
Ребенок в детстве чаще всего не способен сам заинтересоваться книгами. Для того, чтобы подружить малыша с книгой, необходимы взрослые: только взрослые могут привлечь его внимание к книге и сделать чтение увлекательным процессом. Но для начала родителям следует ответить себе на вопрос: зачем ребенку книга? Как книга повлияет на его жизнь? Что недополучит ребенок, если в детстве лишить его знакомства с книгой? Осознавая роль книги в жизни ребенка, взрослые смогут повлиять на его будущее.
Поэтому лучше играть не на компьютере или телефоне, а в реальном взаимодействии с собственными детьми.
Для примера несколько семейных игр:
- Игра «Секретик» ( для детей от 3-х лет)
- Игра «Снеговик» (для детей от 3 до 7 лет)
- Игра «Торт с сюрпризом» (застольная игра для детей от 3-х до 7-ми лет и их родителей)
- Игра «Эхо» (для детей от 4-х лет)
- Игра «Астра» (для детей с 4-х лет)
- Игра «Как у бабушки у Светы» (для детей 4-5 лет)
- Игра «Я подарю тебе…» (для детей от 5-ти лет)
- Игра «По улице идут…» (для детей от 5-ти лет)
- Игра «Туманы-растуманы» (для детей с 5-ти лет)
Если сомневаетесь в пользе детских игр, вдумайтесь в точные, глубокие и поэтичные слова В. А. Сухомлинского:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенку... Без сказки, без игры воображения ребенок не может жить... В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».