Вверх
Вниз

Новости МАДОУ № 53

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки [с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра­ста и усидчивости ребёнка. Артикуляционные упражнения можно использовать начиная с детьми раннего возраста в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.
  • занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В б-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

В последнее время существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями и дефектами ротовой полости, а также увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Надо отметить, что традиционный комплекс упражнений, малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса. Поэтому у детей с патологиями прикуса мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодонтами в целях формирования и нормализации функции мышц челюстно - лицевой области в процессе коррекции деформаций зубо - челюстной системы и ротовой полости.

Предлагается использовать следующие упражнения:

  1. Сомкнуть губы и надуть щеки, затем прижимая кулаки к щекам медленно выдавить воздух.
  2. Надуть воздух под верхнюю губу или под нижнюю.
  3. Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги в течение 3-5 мин.
  4. Набрать в рот воды и удерживать ее, не проглатывая и не разжимая губ.
  5. Захватить губами  пуговицу, соединенную шнурком с другой пуговицей.Выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, удерживая её в таком положение около 10 с. То же упражнения выполнить с поворотом головы вправо, влево.
  6. Открывать рот с запрокидыванием головы назад, медленно закрывать.
  7. Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, - прикусывать палочку, на которую надевают резиновую трубку.

Упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движениями кистей рук(2-3 мин.):

  • Упражнения для тренировки нижней челюсти;
  • Упражнения для тренировки губ;
  • Упражнения для тренировки языка.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика).

Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благоприятное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Сопряженная гимнастика, или театр пальчиков и языка.

Цель: Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Упражнения соединены простым сюжетом, для создания которых желательно привлекать участие самих детей – это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать подобранные комплексы упражнений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача, логопеда и специальный массаж.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения- с родителями.

Важно помнить, что правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 1 гость и ни одного пользователя

Погода

booked.net

О персональных данных

В целях исполнения закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных" обрабатываемые персональные данные субъектов персональных данных, размещаются с их письменного согласия.

© 2016, МАДОУ детский сад № 53 г. Ангарск