Система Orphus

Реализуемые уровни образования

Дошкольное образование

Возрастной контингент

с 3 до 7 лет

Форма обучения

Очная

Сроки обучения

4 года

Обучение

На русском языке

Образовательная деятельность МБДОУ детский сад № 3

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности от  «29» марта 2016г. серия 38ЛО1 № 0003421 регистрационный № 9098, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.

Срок действия лицензии  бессрочно.

Основная образовательная программа  дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного   учреждения детского сада  № 3(далее - МБДОУ детский сад № 3) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) с ФГОС ДО, является локальным актом на 2015-2018 гг.

Программа состоит из обязательной и вариативной  (часть, формируемая участниками образовательных отношений) частей.

Методологической и теоретической основой определения содержания Программы дошкольного образования являются: основная образовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

Вариативная часть построена на основе дополнительных парциальных программ, в соответствии с положениями Стандарта, принципами Программы в зависимости от конкретных условий МБДОУ детского сада № 3, предпочтений педагогического коллектива и родителей, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов:

Социально-коммуникативное развитие:

«Формирование основ безопасности» Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркиной «Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - направлена на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасное поведение на улице.

Познавательное развитие:

«Ознакомление с миром природы» С.Н. Николаева парциальная программа «Юный эколог» - направлена на формирование основ экологической культуры у детей 3-7 лет в условиях детского сада. Дошкольники получают первичные представления о живой и неживой природе, о сообществах природы (лес, луг, пруд), о взаимодействии человека с природой, о Солнечной системе, то есть получают элементарные, но очень обстоятельные знания в области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения к объектам природы.

«Формирование элементарных математических представлений» парциальная программа Е.В. Колесникова «Математические ступеньки», включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Речевое развитие:

«Развитие речи» О.С. Ушакова «Программа развитие речи дошкольников», основная задача речевого развития рассматривается  не только в лингвистической сфере (как овладение ребёнком языковыми  навыками – фонематическими, грамматическими, лексическими), но и сфере общения  детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями). Отсюда важным становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

«Воспитание звуковой культуры речи» Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», в основе обучения грамоте лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребёнка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связанной речи на предложения, предложений на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов - в слова, слов – в предложения.

Художественно-эстетическое развитие:

«Изобразительная деятельность» И.А. Лыкова «Цветные ладошки», авторская программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разных возрастных групп на основе амплификации содержания художественно-эстетической деятельности детей, придания, ей развивающего и творческого характера.

Образовательный процесс осуществляется на русском языке. Форма реализации образовательной программы ДОУ – очная.

Образовательный процесс осуществляется по двум режимам в каждой возрастной группе: с учетом теплого и холодного периода года.

Оптимальные условия для развития ребенка – это продуманное соотношение свободной, регламентируемой и нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная деятельность детей) форм деятельности ребенка   Образовательная деятельность вне организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен определенный баланс различных видов деятельности:

Возраст детей

Регламентируемая    деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, час

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

Младшая группа

(3-4 года)

2   по 15 мин

7- 7,5

3-4

Средняя группа

(4-5 лет)

2   по 20 мин

7

3-3,5

 

Старшая

группа

(5 – 6 лет)

2-3  по 20- 25 мин

6 – 6,5

2,5 – 3,5

Подготовительная группа

(6-7 лет)

3  по 30 мин.

5,5 - 6

2,5 - 3

Формы организации  образовательной деятельности:

- в дошкольных группах -  подгрупповые, фронтальные занятия.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций",  утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный  № 28564).

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:

  • в младшей группе (дети четвертого года жизни) -2 часа 45 мин.,
  • в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
  • в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
  • в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

  • для детей 4-го года жизни - не более 15 минут,
  • для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
  • для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
  • для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

  • в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
  • в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности - не менее 10 минут

Непосредственно образовательная деятельность с детьми   старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.

Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает  не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Непосредственно-образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

В соответствии с Законом «Об образовании»  для воспитанников ДОУ предлагаются дополнительные образовательные услуги, которые организуются в вечернее время 2-3  раза в неделю продолжительностью 25-30 минут (старший возраст).

Распределение нагрузки

Регламентирование образовательной деятельности на неделю

Возрастная группа

Количество занятий

Длительность

(в мин.)

Недельная нагрузка

Время

 

1

Младшая группа

(с 3 до 4 лет)

11

15

2ч 45 мин

2

Средняя группа

(с 4 до 5 лет)

11

 

20

3ч 40 мин

3

Старшая группа

(с 5 до 6 лет)

15

20

6ч 15мин

4

Подготовительная

к школе группа

(с 6 до 7 лет)

15

30

7ч 30 мин

 

Группа

Виды организованной деятельности

Обр/нагрузка

Примечание

Младшая группа

Познание:

Формирование элементарных математических представлений

Формирование целостной картины мира

 

1

 

1

Занятия организуются в первую дня со всеми детьми. Длительность одного занятия не более 15 минут, с перерывом между занятиями не менее 10 минут.  Два физкультурных занятия проводится в помещении, третье дополнительное занятие - на улице. Через неделю проводятся такие занятия как аппликация и лепка, ознакомление;  коммуникация и чтение художественной литературы.

Развитие речи. Чтение художественной литературы.

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация / конструирование

 

1

1

1

Физическая культура.

3

Музыка.

2

Общее количество

11ч/2ч 45м

Средняя группа

Познание:

Формирование элементарных математических представлений

Формирование целостной картины мира

 

1

 

1

Занятия организуются в первую половину дня со всеми детьми. Длительность одного занятия не более 20 минут, с перерывом между занятиями не менее 10 минут.  Два физкультурных занятия проводится в помещении, третье дополнительное занятие - на улице. Через неделю проводятся такие занятия как аппликация и лепка; коммуникация и чтение художественной литературы.

Развитие речи. Чтение художественной литературы.

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация / конструирование

 

1

1

1

Физическая культура.

3

Музыка.

2

Общее количество

11ч/3ч 40 мин

Старшая группа

Познание

Формирование элементарных математических представлений.

Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение. Явления общественной жизни.

Природное окружение. Экологическое воспитание

 

1

 

1

 

1

Занятия организуются в первую и вторую половину дня со всеми детьми. Длительность одного занятия не более 25 минут, с перерывом между занятиями  10 минут.

Два физкультурных занятия проводится в помещении, третье дополнительное занятие - на улице. Через неделю проводятся такие занятия как лепка и аппликация.

Общественно-полезный труд детей проводится ежедневно, в форме дежурства по столовой, дежурства в центре «Природа», в оказании помощи в подготовке к занятиям.

Развитие речи.

Чтение художественной литературы.

1

1

Художественное творчество:

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование / ручной труд

 

2

1

1

1

Физическая культура.

3

Музыка.

2

Общее количество

15ч/6ч 15мин

Подготовительная

группа

 

Познание

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с окружающим миром.

 

2

 

1

Занятия организуются в первую половину дня со всеми детьми. Длительность одного занятия  30 минут, с перерывом между занятиями  10 минут.  Два физкультурных занятия проводится в помещении, третье дополнительное занятие - на улице.  Через неделю проводятся такие занятия как лепка и аппликация.

Общественно-полезный труд детей проводится ежедневно, в форме дежурства по столовой, дежурства в центре «Природа», в оказании помощи в подготовке к занятиям.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Ознакомление с художественной литературой.

2

 

1

 

 

Художественное творчество:

Рисование

Лепка / Аппликация

Конструирование / ручной труд

 

2

1

1

Физическая культура.

3

Музыка.

2

Общее количество

15ч/7ч 30 мин

При осуществлении воспитательно-образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это  способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области, решаются и в ходе реализации других областей программы.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Система физкультурно-оздоровительной работы

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей, педагогов и родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Основные принципы физкультурно-оздоровительной работы:

  • принцип активности и сознательности - участие   всего   коллектива педагогов и родителей   в поиске   новых,   эффективных  методов и целенаправленной деятельности  по оздоровлению  себя и детей;
  • принцип научности - подкрепление проводимых  мероприятий, направленных на укрепление   здоровья,   научно   обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип   комплексности и интегративности - решение оздоровительных
  • задач   в   системе   всего  учебно - воспитательного   процесса и всех видов деятельности;
  • принцип результативности и преемственности -   поддержание   связей между возрастными категориями, учет  разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и  поддержки, гарантия   положительных результатов  независимо от   возраста и уровня   физического развития.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

  1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать свойства:
  2. Организма, улучшать физическую и умственную работоспособность.
  3. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
  4. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
  5. Приобщать детей и взрослых к традициям большого спорта.
  6. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
  7. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
  8. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
  9. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации к ЗОЖ, поведенческих навыков здорового образа жизни.
  10. Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.

Основные направления  физкультурно-оздоровительной работы:

1. Создание условий:

  • организация здоровье сберегающей среды в ДОУ
  • обеспечение   благоприятного  течения   адаптации
  • выполнение   санитарно-гигиенического  режима

2. Организационно-методическое и педагогическое направление:

  • Организация здоровьесберегающей среды ДО;
  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  • Составление индивидуальных планов оздоровления;
  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

3. Физкультурно-оздоровительное направление:

  • рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • организация оптимальной двигательной активности в течение дня;
  • организация сбалансированного питания воспитанников;
  • формирование ценности здорового образа жизни;
  • систематическое внедрение профилактических и оздоровительных мероприятий.

4. Профилактическое направление

  • обеспечение благоприятного течения адаптации;
  • выполнение санитарно - гигиенического режима;
  • проведение обследование и выявление патологий;
  • решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
  • предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами профилактики;
  • проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Система оздоровительной работы

 

№ п\п

Мероприятия

 

Группы

Периодичность

Ответственные

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

- щадящий режим / в адаптационный период/

- гибкий режим дня

- определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

- организация благоприятного микроклимата

1 младшая группа

 

Все группы

Все группы

Ежедневно в адаптационный

период

ежедневно ежедневно

Воспитатели,

медик, педагоги

 

все педагоги, медик

2.

Двигательная активность

Все группы

Ежедневно

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

2.1.

Утренняя гимнастика

Все группы

Ежедневно

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

2.2.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

-         в зале;

-         на улице.

 

Все группы

Все группы

 

 

 

2 р. в неделю

1 р. в неделю

Инструктор по физической культуре Воспитатели

2.3.

Спортивные упражнения (санки, лыжи, велосипеды и др.)

 

Во всех группах

2 р. в неделю

Воспитатели

2.4.

Элементы спортивных игр

 

 

старшая,

подготовительная

2 р. в неделю

Воспитатели,

Инструктор по физической культуре

2.5

Кружковая работа

старшая,

подготовительная

1 р. в неделю

Инструктор по физической культуре

2.6.

Активный отдых

-         спортивный час;

-         физкультурный досуг;

-         поход в лес.

 

Все группы

Все группы

Подготовительная

 

1 р. в неделю

1 р. в месяц

1 р. в год

 

Инструктор по физической культуре Воспитатели

2.7.

Физкультурные праздники (зимой, летом)

«День здоровья»

«Весёлые старты»

 

все группы

подготовительная

 

1 р. в год

1 р. в год

Инструктор по физической культуре,

Воспитатели,

Музыкальный руководитель.

2.8.

Каникулы (непосредственная образовательная деятельность не проводится)

 

 

Все группы

1 р. в год (в соответствии с годовым календарным учебным графиком )

Все педагоги

 

 

3.

Лечебно – профилактические мероприятия

 

 

 

 

3.1.

Витаминотерапия

Все группы

Курсы 2 р. в год

фельдшер,

медсестра

 

3.2.

Профилактика гриппа (проветривание после каждого часа, проветривание после занятия)

Все группы

В неблагоприятный период (осень, весна)

фельдшер,

медсестра

3.3.

Физиотерапевтические процедуры (кварцевание, ингаляция)

По показаниям врача

В течение года

фельдшер,

медсестра

 

3.4.

Фитоадентогены (женьшень и эвкалипт)

Все группы

Осень, весна

медсестра

 

3.5.

Фитонезидотерапия (лук, чеснок)

Все группы

В неблагопр. период (эпидемии гриппа, инфекции в группе)

Воспитатели

медсестра

4.

Закаливание

 

 

 

4.1.

Контрастные воздушные ванны

Все группы

После дневного сна

Воспитатели

4.2.

Ходьба босиком

Все группы

Лето

Воспитатели

4.3.

Облегчённая одежда детей

Все группы

В течении дня

Воспитатели,

мл. воспитатели

4.4.

Мытьё рук, лица

Все группы

Несколько раз в день

Воспитатели

Модель двигательного режима по всем возрастным группам

 

Группу

Наименование

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультминутки

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

Музыкально – ритмические движения.

НОД по музыкальному развитию

6-8 мин.

НОД по музыкальному развитию

8-10 мин.

НОД  по музыкальному развитию 10-12 мин.

НОД по музыкальному развитию 12-15 мин.

Непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию

(2 в зале, 1 на улице)

2 раз в неделю 10-15 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 25-30 мин.

Подвижные игры:

-         сюжетные;

-         бессюжетные;

-         игры-забавы;

-         соревнования;

-         эстафеты;

-         аттракционы.

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

Оздоровительные мероприятия:

-         гимнастика пробуждения

-         дыхательная гимнастика

Ежедневно 5 мин.

Ежедневно 6 мин.

Ежедневно 7 мин.

Ежедневно 8 мин.

Физические упражнения и игровые задания:

-   артикуляционная гимнастика;

-        пальчиковая гимнастика;

-         зрительная гимнастика.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-15 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

1 раз в месяц по 15-20 мин.

1 раз в месяц по 25-30 мин.

1 раз в месяц 30–35мин.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

Модель закаливания детей дошкольного возраста

Фактор

Мероприятия

Место в режиме дня

Периодичность

Вода

полоскание рта

после каждого приема пищи

ежедневно

3 раза в день

полоскание горла с эвкалиптом

после обеда

ежедневно

обливание ног

после дневной прогулки

июнь-август

ежедневно

умывание

после каждого приема пищи, после проулки

ежедневно

Воздух

облегченная одежда

в течении

дня

ежедневно,

в течение года

одежда по сезону

на прогулках

ежедневно,

в течение года

прогулка на свежем воздухе

после занятий, после сна

ежедневно,

в течение года

утренняя гимнастика

на воздухе

-

июнь-август

физкультурные занятия на воздухе

-

в течение года

воздушные ванны

после сна

ежедневно,

в течение года

 

на прогулке

июнь-август

выполнение режима проветривания помещения

по графику

ежедневно,

в течение года

дневной сон с открытой фрамугой

-

в теплый период

бодрящая гимнастика

после сна

ежедневно,

в течение года

дыхательная гимнастика

во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна

ежедневно,

в течение года

 

дозированные солнечные ванны

на прогулке

июнь-август

с учетом погодных условий

Рецепторы

босохождение в обычных условиях

в течение дня

ежедневно,

в течение года

пальчиковая гимнастика

перед завтраком

ежедневно

контрастное босохождение (песок-трава)

на прогулке

июнь-август

с учетом погодных условий

самомассаж

после сна

в течение года

массаж стоп

перед сном

в течение года

© CopyRight Детский сад № 3 город Ангарск, 2012-2017, создание сайта: «Меридиан»