Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе. Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.
Все мамы могут прекрасно петь для своих детей. Но не все мамы поют. Некоторые стесняются это делать, т.к. считают, что у них нет голоса, что им «медведь на ухо наступил». Важно не то, как поёт мама (чисто или фальшиво), гораздо важнее для ребёнка сам родной мамин голос и настроение, с каким она исполняет песню.
Задача мамы – показать ребёнку, как это замечательно – уметь петь. Маме нужно «заразить» пением своего малыша.
Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребёнка и его голосу. Но доступные – не значит примитивные. Безусловно, подходит весь детский потешный и игровой фольклор. Это истинная музыка и удивительная поэзия. Приемлемы и авторские произведения Можно использовать современные детские песни таких авторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, Е.Зарицкая и других, песни для взрослых преимущественно прошлых лет.
Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. А поводом для неё может стать что угодно. Например, вы купили ребёнку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льётся легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.
Пение с детьми и для детей помогает решать многие задачи:
- создавать у детей определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворённый;
- устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
- развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
- углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру. Большие возможности для развития творческих способностей детей имеются в занятиях танцами. Музыка тесно связана с движением. Она придаёт движениям определённый характер. Но и движения в свою очередь помогают лучше воспринимать музыку. Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх. Вот примеры некоторых таких игр. Изобразите под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, клоунов и т.п. Придумайте интересные танцевальные движения под русский перепляс, под вальс. Как станцевали бы эти танцы сказочные герои – лисичка, зайчик, медведь и др. В таких играх дети учатся владеть своим телом, двигаться под музыку, в них развиваются артистизм, творческие способности.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-либо спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других.
Составил муз. Руков.
Развлечение для детей 1 младшей группы
«СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»
Дети под музыку проходят в зал, рассматривают его.
Ведущая: Ребята, посмотрите как у нас красиво в зале, а вот матрешки нарядились, весело пляшут . Наступила весна.
Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света.
Сегодня праздник наших мам
И нам приятно это!
Послушайте, какое стихотворение расскажет нам … про маму.
Дети рассказывают стихи о маме:
1. В садике-садочке 2.Мама, мама, мамочка,
Я маме помогаю. Я тебя люблю,
Я маме помогаю Я тебе весеннюю
Цветочки поливаю. Песенку спою.
Ведущая: Давайте споем песенку про маму « Кто нас крепко любит?»
ПЕСНЯ «КТО НАС КРЕПКО ЛЮБИТ?»
Ведущая: Молодцы, ребята, хорошо спели песню про маму, даже солнышко заулыбалось. Солнышко, солнышко, подари нам свои лучики, чтобы детям стало теплее (берет корзинку с лучиками). Вот спасибо, Солнышко, какие красивые лучики - желтые, красные, оранжевые.(Раздает детям лучики).
Посмотри, Солнышко, как ребята будут танцевать с лучиками.
ТАНЕЦ «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ». (сели на стульчики)
Ведущая (берет корзинку, показывает красную ленту):
Посмотрите красный луч
Он мелькает из-за туч.
Пустим мы его сейчас
И начнется перепляс.
Ведущая бросает ленту к двери. Входит Матрешка, танцует.
Матрешка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Поздравляю вас с праздником. Какие ребята все нарядные и я к празднику нарядилась (показывает свой сарафан). Посмотрите, какой у меня платочек, я сейчас всем ребятам платочки раздам и мы с ними потанцуем.
«ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКАМИ»
Матрешка хвалит детей.
Ведущая: Ребята, посмотрите, у меня в корзинке есть оранжевый лучик.
Приведет он вас, малышки,
К заиньке – трусишке.
Вед-я бросает ленту, где сидит Зайка. Матрешка и дети идут в том направлении.
Матрешка: Зайка, зайка, выбегай-ка,
Вместе с нами поиграй-ка!
Зайка (выходит из-за елочки): Я-Зайка-побегайка, а вы кто?
Матрешка: А это, Зайка, ребята. Сегодня праздник мам и бабушек. Ты не забыл поздравить их с праздником?
Зайка: Нет, не забыл. Я поздравил свою мамочку и бабушку.
Жалко, что вы не зайки, я бы с вами поиграл. .
Матрешка: Не грусти, Зайка, сейчас наши ребята превратятся в зайчиков.
Покружись, покружись,
И в зайчишку превратись!
ИГРА «ЗАЙКИ НА ПОЛЯНКЕ». муз. Петровой.
Зайка: Очень весело играли, но мне пора. До свиданья, детвора! (Зайка убегает
Вед-ая: А мы снова превратимся в ребят. (Сели на стульчики).
Покружись и т.д. А у меня в корзинке еще есть лучик.
Этот лучик непростой,
Посмотрите, желтый он.
Мы за лучиком пойдем
По тропе лесным путем.
Вед-ая бросает ленту к сугробу, где спит медведь-игрушка.
Матрешка: Посмотрите, дети, мишка спит. Надо ему сказать, что весна пришла. Мишка, мишка, поднимайся,
Косолапый, просыпайся.
Уж на двор весна пришла
Да веселье принесла.
Вед-ая: Не хочет вставать! Надо с ним поиграть!
ИГРА «РАЗБУДИМ МИШКУ».
Дети медленно подходят к мишке: «Тихо, дети вы идите,
Мишеньку не разбудите.»
Дети подходят к мишке и говорят : «Мишка, мишенька вставай
И скорей нас догоняй!»
Мишка догоняет детей.
Ведущая: Мишка, не сердись, что никого не поймал. Наши дети ловкие и быстрые. Посмотри, как они умеют танцевать «Гопачок».
ТАНЕЦ «ГОПАЧОК»
Матрешка: Молодцы, ребята. Вот какое солнышко хорошее, веселые лучики нам подарило. Хорошо повеселились? И мне у вас очень понравилось, и за это вам, я подарочек отдам.
Матрешка угощает детей, уходит.
Домашние музыкальные занятия
Любовь к музыке и умение ей радоваться закладываются не в музыкальной школе, а преимущественно дома, в семье и очень часто это происходит в игре, а не в учёбе. Превратите свои домашние занятия музыкой в игру, радость от встречи с ней. Конечно, всегда есть вероятность того, что истинный талант сумеет проявить себя и в самой равнодушной к музыке семье. И наоборот, ребёнок может не проявлять никакого интереса к искусству, несмотря на все старания родителей. Однако время, проведённое с ребёнком в совместных домашних музыкальных занятиях, имеет самостоятельную ценность, потому что оно будет счастливым и даст членам семьи ещё одну возможность почувствовать любовь друг к другу.
Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.
Все мамы могут прекрасно петь для своих детей. Но не все мамы поют. Некоторые стесняются это делать, т.к. считают, что у них нет голоса, что им «медведь на ухо наступил». Но как считает С.Лупан, автор книги «Поверь в своё дитя», важно не то, как поёт мама (чисто или фальшиво), гораздо важнее для ребёнка сам родной мамин голос и настроение, с каким она исполняет песню. Задача мамы – показать ребёнку, как это замечательно – уметь петь. Маме нужно «заразить» пением своего малыша. Конечно, ребёнок должен слышать и чистое, правильное пение, например, в записи. А маме можно пояснить, что она не всегда поёт правильно, но зато она так любит музыку, пение.
Чтобы помочь ребёнку научиться петь, лучше всего петь вместе с ним. Конечно, это, во-первых, должны быть песни интересные в художественном отношении, а, во-вторых, доступные пониманию ребёнка и его голосу. Но доступные – не значит примитивные. Безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Это истинная музыка и удивительная поэзия. Приемлемы и авторские произведения при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку, современные детские песни таких авторов, как В.Шаинский, Е.Крылатов, Е.Зарицкая, Е.Поплянова и других, песни для взрослых преимущественно прошлых лет.
Хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. Исполняя песни в семейном хоре, старайтесь не заглушить голос малыша.
Пение с детьми и для детей помогает решать многие задачи:
- создавать у детей определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворённый;
- устанавливать контакт между детьми и взрослыми;
- развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;
- углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
Очень важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.
Задачу формирования у ребёнка эстетического вкуса и приобщения к мировой музыкальной культуре решает слушание музыки. Прежде чем включить магнитофон или плеер с музыкой, которую вы хотите предложить ребёнку, вам стоит:
- прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам, и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;
- по возможности прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;
- постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям, какое содержание несёт та или иная музыка и «о чём хотел сказать композитор» в данном произведении; пусть просто слушают музыку.
Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.
Хорошо, если в вашей домашней библиотеке появятся книги о музыке и музыкантах, которые можно рассматривать и читать вместе с детьми.
Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука. Для игр нужны будут детские музыкальные игрушки и инструменты: колокольчики разных размеров, бубны, барабаны, погремушки, музыкальные молоточки, металлофон, треугольник, дудочки и свистульки. Эти игрушки и инструменты можно купить. Купив игрушку или инструмент, обязательно хорошо ознакомьтесь с ним: как он устроен, что он «умеет».
Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы, каждый из которых имеет свой «голос»:
- банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами;
- шуршащие метёлки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических, бусин, косточек, колокольчиков;
- шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, обёрточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки из дерева разных пород;
- сосуды с разным количеством воды;
- перевёрнутые детские формочки, кастрюли, вёдра, по которым можно ударять;
- нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребёнок сам мог менять силу их натяжения;
- свистки и дудочки из глины и дерева.
Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с другой стороны. Знакомить со звучащими игрушками нужно постепенно, а не сразу со всеми. Желательно и делать их на глазах у детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.
Попробуйте вместе с детьми послушать звуки разного тембра. Договоритесь, кто будет начинать, обсуждайте поочерёдно, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку, например: звонкий, светлый, мягкий, резкий, глухой, тёмный. Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребёнку, а потом спросите, почему она понравилась ему. По ответу можно судить, какие звуки его привлекают.
Поиграйте в игру «Лесное эхо». В этой игре ребёнок научится производить звук, определённый по силе. Сначала помогите ему вспомнить, что такое эхо, как оно отвечает на ваши громкие звуки. Возьмите игрушки и начинайте игру. Кто вступает первым, у того игрушка должна звучать громко, у того, кто отвечает, - тихо: ведь это эхо отвечает. Затем можно обменяться ролями и игрушками.
А можно устроить и такие игры: «Музыка звёзд», «Гроза», «Ветерок и ветер». Пусть сначала дети представят соответствующую картину. Как изобразить её звуками? С помощью каких инструментов или игрушек? Пусть дети внимательно вслушаются в окраску звуков, поищут, поэкспериментируют. Пусть взрослые начинают, а дети продолжают.
Экспериментирование со звуками стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков; расширяет способность к различению звучания разных инструментов и предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности; развивает мелкую моторику кистей рук; формирует чувство ритма.
Всегда нужно помнить, что без творчества невозможно полноценное развитие личности ребёнка. В формировании творческих способностей большое значение имеет музицирование: импровизация в песне и танце, подбор аккомпанемента (сопровождения), сочинение музыки. И здесь родители во многом могут помочь детям.
Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребёнка проявляется в пении. А поводом для неё может стать что угодно. Например, вы купили ребёнку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льётся легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.
Как стимулировать детское песенное творчество? Дети любят выполнять задания. Предложите им сочинить музыку к небольшому стихотворению или придумать слова к несложной мелодии песенного характера. Кроме того, ребёнок с удовольствием примет участие в разговоре, где нужно не говорить, а петь, самому придумывая мелодию. Например: «Что ты делаешь?» - «Играю». – «Как?» - «В мяч». В дальнейшем такие разговоры приобретают всё более развёрнутый характер.
Большие возможности для развития творческих способностей детей имеются в занятиях танцами. Музыка тесно связана с движением. Она придаёт движениям определённый характер. Но и движения в свою очередь помогают лучше воспринимать музыку. Импровизация в танце лучше всего проявляется в играх. Вот примеры некоторых таких игр. Изобразите под весёлую музыку игру в мяч, в снежки, клоунов и т.п. Придумайте интересные танцевальные движения под русский перепляс, под вальс. Как станцевали бы эти танцы сказочные герои – лисичка, зайчик, медведь и др. В таких играх дети учатся владеть своим телом, двигаться под музыку, в них развиваются артистизм, творческие способности.
Хорошо стимулирует детское творчество подбор аккомпанемента (сопровождения). Сначала это может быть ритмический аккомпанемент. Например, ребёнок поёт и сопровождает пение, ударяя в ладоши. Можно попросить ребёнка подобрать инструменты по тембру для сопровождения того или иного куплета, строки песни (по смыслу, по настроению).
Важный метод стимулирования детского сочинительства – личный пример взрослых. Вы начинаете импровизацию и просите детей продолжить. Подобные методы использовал Л.Толстой в яснополянской школе, развивая у учеников творческие навыки.
Побуждает к творчеству и использование других видов искусства, например, живописи. Покажите детям репродукцию картины и попросите рассказать, какое настроение она вызывает. Предложите сочинить музыку, которая бы соответствовала этому настроению. Используйте при этом один или несколько музыкальных инструментов, игрушек. И наоборот, попросите нарисовать картину, слушая ту или иную музыку.
Важная форма музицирования – семейные концерты. Дети не очень-то любят быть солистами. Куда приятнее выступать в ансамбле с мамой, папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности: аккомпанемент песни, сопровождение танца, совместное пение, семейный шумовой оркестр.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-либо спеть или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других.