Уважаемые родители! Наверное, многие из вас задавались вопросом: «А зачем вообще ребенку нужна музыка?» В этой статье вы сможете найти ответ на этот вопрос. А также узнаете о целебном воздействие музыки на ребенка
Наверное, мы все хотим видеть своих ребят счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Не всегда это получается.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но всех их объединяет одна, с моей точки зрения, беда – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше. Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это делать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного и эстетического воспитания не работают! Очень важно понять, что не воспринятая Красота не действует, она, как бы, не существует. Очень важно развивать внимание, наблюдательность. Направить взгляд ребенка, произнести призывно: “Смотри!” – одна из важных задач.
Если ребенок не хочет учиться, плохо усваивает урок — это не значит, что он лентяй. Медики доказали: так неосознанно он защищает свой мозг от перегрузок и стресса. В этом корень и другой проблемы — мало школьников остается здоровыми.
В 2000 году российские ученые объяснили психофизиологические особенности обучения детей, и стало понятно, почему педагогика во всем мире зашла в тупик. Причина в том, что дети мыслят правым полушарием мозга, отвечающим за творческую деятельность, а взрослые — левым, который отвечает за логику и речь. Вот взрослые и пишут учебные программы, ориентируя на логическое мышление. Суть проблемы еще и в том, что если активизируется к работе одно полушарие мозга, — угнетается другое. От этого усталость и стрессы. А это, как известно, снижает иммунитет и приводит к хроническим заболеваниям. Получается, что нежелание учиться — нормальная психофизиологическая защита ребенка от перегрузки мозга.
На каком-то этапе ребенок устает и чувствует, что чего-то не может. А заботливые мамы-папы всегда хотят, чтобы ребенок хорошо учился, и нанимают репетитора, чем только усугубляют его состояние.
Как часто физический недуг, неправильное воспитание, ошибки родителей приводят к критической ситуации. И все же ее можно победить, преодолеть, с ней можно справиться, если начать обучение музыке в трехлетнем возрасте.
Многолетний опыт убеждает меня в том, что развитие ребенка во многом зависит от того, как рано начинается его погружение в мир музыки. Я уверена, что занятия музыкой улучшают характер детей и благотворно воздействуют на их психологическое состояние.
Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами.
Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.
Музыкально-ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. Занятия музыкой, пением вызывают особую вибрацию внутренних органов, активизируют функции дыхания и кровообращения, являются эффективным способом психорегуляции. «Профессия певцов – профессия долгожителей», – утверждает Сергей Ваганович ШУШАРДЖАН — известный московский врач с 23-летним стажем, президент Международной ассоциации традиционной медицины, доктор медицинских наук, профессор, а в прошлом еще и оперный певец Большого театра. Певец, перешагнувший 90-летний рубеж, далеко не редкость. Когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, а 80% — во внутренние органы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Искусство пения — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является важнейшим фактором долгой и здоровой жизни. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. Научившись выражать свое состояние голосом, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Пением успешно лечат заикание, кашель, бронхиальную астму, снимают усталость и переутомление.
В своей книге “Здоровье по нотам” С.В.Шушарджан говорит о благотворном влиянии на здоровье человека напевного, протяжного произнесения гласных звуков.
Так, звук “а — а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу; звук “о — о” оздоровляет среднюю часть груди; звук “о — и — о — и” массирует сердце; звук “и — э — и” воздействует на мозг, почки, железы внутренней секреции; звук “а — у — э — и” помогает всему организму в целом. (Каждый звук произносится 3 — 4 раза).
Как показывают исследования, под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими усилиями не расшевелить. Дети, занимающиеся музыкой, отмечают венгерские и немецкие учёные, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями.
Занятия музыкой – это чаще всего коллективные занятия, поэтому они становятся и уроками общения. Дети учатся слышать друг друга, взаимодействовать друг с другом.
Музыка создаёт благоприятный фон и для общения в кругу семьи.
В последнее время медики обратили внимание на то, что музыка обладает целебным действием, и с ее помощью можно лечить некоторые серьезные заболевания. Но раньше возможности музыки использовались исключительно «по наитию», в зависимости от интуиции и опыта врача. Объективных критериев, позволяющих прицельно выбрать то, что необходимо именно данному пациенту, не существовало. Например, известный французский актер Жерар Депардье отправился в молодости завоевывать Париж. Но на его пути стояло очень серьезное затруднение — он сильно заикался. Врач, к которому юноша обратился за советом, предписал ему ежедневно не менее двух часов слушать Моцарта. Через два месяца от заикания не осталось и следа. Врач правильно определил, что нужно будущей звезде кинематографа, но полагался он исключительно на свою интуицию.
Возможности музыкального лечения достаточно широки. Музыкотерапия помогает при заболеваниях нервной системы: неврозах, неврастении, переутомлении, бессоннице. Она может оказаться эффективной и при некоторых психических нарушениях, например при определенных формах шизофрении и психозов. Поддаются такому лечению и гипертония, ишемическая болезнь сердца, гастриты, спастические колиты, язвенная болезнь, хронический бронхит, бронхиальная астма, болезни мочеполовой системы. Незаменима музыкальная терапия для тех, кто страдает лекарственной аллергией и другими хроническими заболеваниями, тесно связанными с психоэмоциональным состоянием пациента. Еще одна сфера применения музыки — обезболивание. Сегодня существуют музыкальные программы, действующие подобно анальгетикам, обезболивающим препаратам. Их применяют для снятия боли, в том числе в стоматологии.
Важны не только произведения, но и то, какие музыкальные инструменты в них звучат. Так, на печень лучше всего влияет кларнет, а струнные особенно полезны для сердца.
В школе или детском саду во время игр, перемен или в столовой может ненавязчиво звучать музыка Моцарта. Она действует на сознание, развивает вкус, восприятие прекрасного. Детям, может быть, скучно слушать искусствоведов. А когда просто музыкальный фон — это другое дело.
Наш величайший ученый Э. Циолковский писал так: «Музыка — есть сильное возбуждение, могучее орудие, подобное медикаментам. Она может и отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка».
Интересен и результат обследования участников рок-концертов, полученный группой японских журналистов, которые обошли все крупнейшие рок-залы Токио и произвольно выбранным из толпы участникам задали три вопроса: как вас зовут? какой сейчас год? где вы находитесь? Ни один из опрошенных не смог ответить.
Советы!
Самой простой естественной формой включения музыки в жизнь ребёнка может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные, чтобы успокоить малыша при укладывании спать; пестушки, потешки, приговорки – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время какой-то работы и т.д.
Особенно полезны малышу колыбельные.
Колыбельная песня - это ниточка из взрослого мира в мир ребенка.
Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Ребенок быстрее забывает свои беды, когда его укладывают спать с лаской: именно ласка передается с колыбельной песней.
От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.
Поэтому для крохи колыбельная — не только способ успокоиться и крепко заснуть, но и показатель того, что все в порядке: мамочка рядом и очень любит его.
Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Немецкие медики, изучавшие колыбельные со своих позиций, утверждают: если перед операцией пациенту дают прослушать колыбельную песню, необходимая доза анестезии снижается вдвое.
Полезно закреплять полученные впечатления, расспрашивая о пребывании в детском саду, предлагать спеть песню, станцевать или нарисовать особенно запомнившиеся.
Как можно чаще устраивать совместные дуэты с мамой, папой, бабушкой, что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению.
Важно постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь внимание и память. Водите детей не только смотреть – водите их слушать капель, журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье вашим детям. С них начинается приобщение к звуковой картине мира, к внимательному вслушиванию в его звуковую палитру.
Слушать музыку желательно каждый день, но не более чем 5 минут для младших дошкольников, 10 минут – для старших.
Вы можете организовать со своими детьми игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и самостоятельно производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Всегда нужно помнить, что без творчества невозможно полноценное развитие личности ребёнка. В формировании творческих способностей большое значение имеет музицирование: импровизация в песне и танце, подбор аккомпанемента (сопровождения), сочинение музыки.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения, что-либо спеть, или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий. Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становиться. Помните, развивая музыкальные способности ребёнка, вы стимулируете развитие и всех других.
Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.
Так что же слушать?
Универсального произведения нет. Веселая музыка, например, может только диссонировать с хмурым или грустным настроением человека, тогда как в другое время та же мелодия способна поднять настроение.
Вот основные «правила приема лекарства».
Музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.
Так, рекомендуют врачи использовать музыку для улучшения состояния больного человека:
Избавиться от алкоголизма и курения помогают «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова.
От неврозов и раздражительности — музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
При стрессе и медитации — музыка Шуберта, Шумана, Чайковского.
Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Чайковского.
Для профилактики утомляемости слушайте «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» Мусоргского, романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского.
Также успокаивают джаз, блюз, соул, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Для улучшения потенции слушайте «Венисбергскую сцену» Вагнера и некоторые сочинения Рихарда Штрауса.
Ободряют и радуют многие произведения Гайдна, Моцарта и Россини.
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича, «Мужчины и женщины» Лея, музыки Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
От гастрита излечивает «Соната N 7″ Бетховена.
Мигрень лечит «Весенняя песня» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, полонез Огинского.
Улучшает сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развивает умственные способности у детей музыка Моцарта.
С точки зрения традиционной китайской медицины, существует тесное родство музыкальных инструментов и определенных органов и систем. Так, работу почек, мочевого пузыря корректируют пианино и синтезатор. Функции печени, желчного пузыря восстанавливает ксилофон, барабан и деревянные духовые инструменты: флейта, гобой, английский рожок, фагот. Их же можно применять для снятия раздражительности, озлобленности.
Саксофон, металлофон, колокольчик излечивает заболевание легких, толстой кишки, устраняет тоску. Для лечения желудка, селезенки, поджелудочной железы необходимо слушать низкий мужской и высокий женский голоса. Влияние на работу сердца, тонкой кишки оказывает скрипка, гитара, контрабас, виолончель.
Для оптимального музыкально-терапевтического воздействия определено даже время суток. Для больных бронхиальной астмой — это раннее утро, 3—5 часов утра, для гипертоников — 16—17 часов, для тех, у кого “пошаливает” печенка, — с 1 до 3 ночи.
- Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
- Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие
- Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
- Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.
Программа воздействия музыки на человека (по результатам исследований педагогов-психологов)
Музыкальные произведения |
Воздействие на человека |
Бах Кантата №2 |
Уменьшаются раздражительность и разочарование, повышается чувство принадлежности к природе, частью которой мы являемся. |
Шопен Вальсы |
Уменьшается чувство тревоги, повышается уверенность в благополучном конце происходящего. |
Моцарт Маленькая ночная серенада |
Поднимается общий жизненный тонус: улучшается самочувствие, повышается активность, улучшается настроение. |
В заключении хочу предложить вам адреса сайтов, где вы быстро и легко сможете послушать или скачать классическую музыку:
http://eti-deti.com/kolybelnye-klassicheskaya-muzyka-dlya-detej/
Памятка для родителей по музыкальному развитию
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.
2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Итак, постарайтесь запомнить главное:
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,
тем более музыкальным он становится,
чем более музыкальным становится,
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.
Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада; звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармо-низацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
Дорогие мамы и папы, пойте вместе с детьми!
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Кроме того, раннее пение – это путь к развитию музыкальности. Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.
Петь громко – не значит петь хорошо.
Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, или, как выражаются музыканты, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда, «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.
При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. О значении такого пения для приобщения к музыке писал С.В.Образцов в своих воспоминаниях: «Вечерами мы собирались вместе и пели. Песен мы знали очень много. Это были самые приятные минуты детства. Песня и привела меня в мир музыки».
В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпевайте.
Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это очень важно, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправить пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.
Используйте куклы и рисунки.
Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева – прыгает.
Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Приобщению детей к пению также помогают игры.
Игра «Кто первый запоет?».
В эту игру хорошо играть вдвоем с братом, сестрой или другим ребенком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает напевать без слов мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, получает очко. Игра может идти до 3 – 5 или более очков.
Можно играть в эту игру, если у ребенка нет компании. Но тогда, как в телепрограмме «Угадай мелодию», он должен угадать песню по первым пять, шести или более нотам.
Игра «Угадай песню по ритму»
Другой вариант угадывания песни – по ритму. Взрослый прохлопывает ритм хорошо известной ребенку песни. Ребенок должен отгадать ее. Потом просит ребенка сделать то же самое.
Такие игры развивают у детей чувство ритма.
Игра «Не потеряй песенку»
В эту игру можно играть всей семьей. Все исполняют знакомую песню по фразам: начинает взрослый, затем по очереди каждый пропевает следующую фразу, стараясь не останавливаться. Эта игра не только развивает музыкальный слух и память, но внимание ребенка.
Несомненно, что пение внесет в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали.
Консультация для родителей на тему "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"
На музыкальных занятиях для формирования правильной разговорной речи использую речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции.
Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы-тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений.
Следующий принцип использования логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. В.М Бехтерев обращал внимание на значение музыки в развитии слуха детей.
Дети очень рано начинают воспроизводить мотив, и даже дети, неспособные к речи, могут напевать мелодию песни. В.М.Бехтерев считал, что развитие музыкального слуха у детей должно играть в процессе воспитания не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию.
Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Поскольку музыка, как и другие виды искусства, отражает жизненные явления, она имеет познавательное значение. Музыка оказывает благотворное влияние на двигательный статус лиц с речевой патологией настолько, что они даже при сниженной общей музыкальности могут повторить голосом отдельные звуки от верхнего регистра к нижнему.
Речевая и двигательная системы ребенка в целом сформированы. У людей с речевой патологией эти системы функционируют на основе условных патологических рефлексов.
Укоренившиеся патологические стереотипы речи, двигательной системы снижают эффективность коррекционного воздействия. Поэтому в комплексе лечебно-оздоровительных и педагогических мероприятий логопедагогическая ритмика помогает нарушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речедвигательных функций. Музыка, или занятия, связанные с музыкой оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку довольно часто именно с помощью музыки, человек находит решение ранее трудной для него проблемы, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала в личности.
Упражнения не развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук:
Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса, как звукоподражание кошке, гудку парохода.
В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, выражающие эмоции, волевые побуждения человека-радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ай!» Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З»
Речевые упражнения с одновременным выполнением действия:
1. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт произносят:
Едем, едем, долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
2. Ходьба в приседе.
Плыли гусята — красные лапки,
Озером плыли все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.
3. Ходьба на носках.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.