ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы

Задавая ребенку наводящие вопросы, можно выяснить, какие ситуации общения с незнакомцами для него представляются опасными, какие – не очень, а какие – совсем безопасными. Например, безопасной покажется для него беседа с женщиной, если разговор происходит в большой школе или детском садике. Ребенок примет ее за учительницу или воспитательницу, поскольку всех работников школы или садика он не знает, а преподаватель или воспитатель должен выглядеть именно так. Для того чтобы незнакомец не смог «заговорить ребенка» или обмануть его, порядок разговора должен быть отработан и отрепетирован.

Схема может быть такая.

Шаг 1. Оцениваем ситуацию. Ребенок должен сказать себе, что перед ним – незнакомый человек. Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка, молодая женщина – если незнакомец, то ведем себя со всеми ними практически одинаково.

Шаг 2. Держим дистанцию! Ребенок должен отмерить дома на полу расстояние2 метраи запомнить его. Родители могут придумать что угодно, но должны добиться того, чтобы ребенок считал возможным вести беседу с незнакомцем только на безопасной дистанции. Если человек приближается – надо уходить или убегать в безопасном направлении.

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде. Среди злоумышленников попадаются прекрасные психологи, которые могут «заболтать» и взрослого, не говоря уж о ребенке. Поэтому беседа может длиться 5-10 секунд, после чего необходимо принимать решение.

Шаг 4. Уходим в безопасное место. Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой.

Что может говорить незнакомец?

Незнакомый мужчина:

1. Котенок забрался в трубу, у меня рука туда не пролазит, достань его, пожалуйста.
2. Щенок пролез сквозь дырку в заборе вон у тех кустов. Подойди, позови его, дай вот этой колбаски. Он тебя послушается.
3. На моем участке созрела малина, а я ее не люблю. Хочешь покушать всласть?
4. У моего сынишки день рождения, хочу ему сделать сюрприз – купить куртку. Поможешь мне – нужно померить куртку в магазине.

Незнакомая женщина:

5. Помоги мне в парке поискать мою маленькую дочку, она в кустах заблудилась.
6. Мальчик, посмотри, пожалуйста, сколько время на моих часах? Я очки дома забыла.
Симпатичная девушка 18-ти лет:
7. Мальчик, ты такой симпатичный, помоги мне сережку найти, я ее обронила у скамейки.
8. Мальчик, ты же меня не боишься, помоги мне достать с дерева воздушный шарик. Я тебя подсажу, а ты достанешь, хорошо?

Ребенок должен сообразить, что пора покидать место разговора, как только незнакомец (ка) произнесет слова, выделенные и подчеркнутые.

А еще лучше – сразу после начала беседы. Просто ребенок не может обычно сообразить мгновенно, и незнакомец успевает сказать часть речи.

Тренируйтесь со своими детьми, и тогда они уверенно будут вовремя обнаруживать незнакомцев, держать дистанцию, принимать решение о прекращении общения на 5-10-ой секунде и стремительно покидать место происшествия.

Беседа ребенка с незнакомцем: варианты пресечения разговора.Разговор с незнакомцем всегда представлял трудность не только для ребенка, но и для взрослого человека. Сразу определимся в терминах. Ребенку можно объяснить: «Незнакомый человек – это человек, которого не знают твои родители и не знаешь ты».

Соответственно, знакомый человек – тот, кого знают и родители, и ребенок. Это люди, про которых родители четко сказали: «Сынок (дочка)! Этим людям мы доверяем. Можешь их не бояться и всегда обращаться к ним за помощью». При этом сам сын или сама дочка должны тоже сказать: «Да, мама и папа, я тоже доверяю этим людям и не боюсь с ними оставаться». Если кто-то (родители или дети) не доверяют каким-то людям, скорее всего, нужно подумать о прекращении тесных контактов. Получается, что в число незнакомцев попадают и незнакомый родителям одноклассник ребенка, и мамина подруга, которую ребенок даже видел несколько раз, но не был ей представлен. Чтобы человек перешел в категорию знакомых, с ним должны быть знакомы и родители ребенка, и сам ребенок. Крайне важно, чтобы это знакомство происходило в присутствии «всех заинтересованных сторон».

Допустим, мама и ее сын Сережа встречают на улице двух маминых подруг – Алису и Галину. Здороваются, общаются, приглашают друг друга в гости. Приходит затем к ним мамина подруга Алиса. Мама зовет ребенка и говорит: «Алиса, это мой сын Сережа. Сережа, это моя подруга Алиса. Вот и познакомились! Иногда тетя Алиса будет тебя, Сережа, забирать из школы. Хорошо?» Сережа согласен, и теперь можно сотрудничать.

В этом случае мамина подруга Алиса попадает в категорию «знакомые взрослые» и может забрать Сережу из школы. Для этого, правда, мама должна познакомить Алису с классным руководителем сына или даже написать специальное письменное разрешение. Если же вдруг за Сережей придет мамина подруга Галя, то никто ей ребенка не отдаст, даже если он будет проситься. Возможна и обратная ситуация – воспитатель, не разобравшись, позволит забрать ребенка, но Сережа скажет, что с тетей Галей он не знакомился, и идти ему с ней нельзя – мама не разрешает.

Итак, с понятием «незнакомый человек» в первом приближении мы разобрались. Вернемся к анализу сложностей разговора с незнакомцем. Вспомним, какие чувства испытываете вы, родители, разговаривая с незнакомцем. Это и неловкость оттого, что чего-то не знаете и не можете ему помочь (найти улицу, магазин и т.п.), и трудность ведения беседы с агрессивно ведущим себя человеком, и жалость к людям, попавшим в беду (или умело создающим такое впечатление). Нам неудобно прервать ненужный нам разговор, трудно сказать: «Спасибо, мне надо идти». В итоге вы же еще и извиняетесь, хотя РАЗГОВОР ЗАТЕЯЛ НЕЗНАКОМЕЦ, он и должен извиняться, что потревожил вас, отнял ваше время и т.д. Если уж взрослые с трудом прекращают ненужную им беседу, что же говорить о детях? Они, как и вы, считают, что невежливо перебивать взрослого, уважаемого (по идее) человека, поэтому сначала ждут окончания обращенной к ним фразы, а потом пытаются извиниться и уклониться от беседы. Первая фраза длится секунд 10. В течение этого времени незнакомец может быстро подойти к ожидающему окончания фразы вежливому ребенку и попытаться его схватить.

Что же делать? Я считаю, что ребенок (взрослых это, кстати, тоже касается) имеет много шансов на благоприятный на него выход из разговора, если будет действовать по следующей схеме.

Шаг 1. Оцениваем ситуацию.

Шаг 2. Держим дистанцию!

Шаг 3. Умело пресекаем разговор на 5-й секунде.

Шаг 4. Уходим в безопасное место.

Эту схему мы рассматривали в статье «Разговор ребенка с незнакомцем: 4 шага по прекращению беседы». Напомним, что после выхода из ситуации ребенок должен рассказать родителям или опекающим взрослым о беседе с незнакомцем, стараясь, хотя бы примерно, описать приметы незваного собеседника.  Почему такое серьезное внимание необходимо уделять быстрому выходиз разговора? Анализ происшествий, связанных с исчезновением детей, показывает, что детей в подавляющем большинстве случаев уводят с помощью обмана, то есть дети сами уходят за злоумышленником.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

По каким же критериям подготовленный ребенок может оценить незнакомца и признать его безопасным для себя?

1. Люди в форме.

Милиционеры, военные, курсанты военных училищ, железнодорожники, пожарные, охранники – все эти люди носят форму. Эти люди находятся на службе, предусматривающей помощь другим людям. Помочь ребенку, попавшему в беду, для этих людей – профессиональная обязанность. Конечно же, риск встретиться со злоумышленником в погонах существует и в этом случае, но он ничтожен. Как свести его практически к нулю, поговорим чуть позже.

2. Люди, работающие в государственных учреждениях.

В магазинах, банках, отделениях связи, больницах, аптеках, школах, библиотеках, высших учебных заведениях, кинотеатрах, пожарных частях и т.д. всегда есть охранники – люди в форме. О них мы уже говорили. Можно смело обращаться за помощью также к людям, находящимся на рабочем месте. Например, ребенок, зайдя в больницу, может сразу не увидеть охранника, но он тут же обнаружит администратора или человека в белом халате. Бейджик на одежде укажет, как зовут этого человека и кем он работает. Если же бейджика нет, ребенок может подойти в магазине – к кассиру (деньги случайному человеку не доверят), в гостинице – к дежурному администратору, в метро – к дежурной у турникетов и т.д. Общий принцип – искать человека, находящегося на своем рабочем месте, и обращаться за помощью к нему.

Как снизить до минимума риск нарваться на преступника?

1. Необходимо предварительно внимательно присмотреться к человеку, который может оказать реальную помощь.

Если ребенок ищет человека в форме, он должен знать, как выглядит милиционер, военный, железнодорожник, пожарный, охранник и т.п. Для этого родителям необходимо показать всех этих людей в форменной одежде (обращая особое внимание на фуражку, китель, брюки, ботинки или сапоги) сначала на страницах журналов и газет, а потом – во время прогулок, посещения магазинов, банков и других государственных учреждений.

Тогда рыбак в камуфляжной форме вызовет у ребенка разумные подозрения, как и  человек в милицейской фуражке, но в черных брюках, не являющихся частью формы милиционера.  Если около больницы стоит человек в белом халате, ребенок автоматически не будет считать его врачом, пока не увидит его рядом с таким же образом одетыми людьми. Взрослый человек в школе не будет ассоциироваться с учителем до тех пор, пока ребенок не увидит его рядом с другими работниками школы или учениками.

И, конечно же, ни в коем случае нельзя уходить из людных мест с «добровольными помощниками», которые обещают отвести к родителям. Риск уйти со злоумышленником очень велик. Ребенок должен остаться на месте и в категорической форме отказаться куда-либо уходить.

2. Разговаривать с потенциальным спасителем нужно осторожно, поддерживая, по возможности, безопасную дистанцию, особенно в тех случаях, если ребенок не до конца уверен в своем собеседнике. Потерявшийся ребенок может попросить, скажем, охранника магазина позвонить его родителям и сообщить, где он находится. Для этого необходимо знать наизусть рабочие и сотовые номера телефонов родителей, а также других знакомых взрослых. Лучше всего, если ребенок позвонит и все объяснит сам. Во время беседы желательно стоять на расстоянии 2-3 метра от собеседника. Если человек, к которому обращается ребенок, действительно желает оказать помощь, он правильно поймет такое поведение. Если же он начнет приближаться, ребенку лучше убежать и поискать помощи в другом месте

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация педагога-психолога "Один дома".

ОДИН  ДОМА.

Когда ребенка можно оставлять одного? Надо ли это делать?

И если да, то, каким образом к этому приучать?

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: оставлять ли ребенка дома одного?

Пожалуй, психологи вас разочаруют, ответив, что детей возрастом до семи лет одних дома оставлять нельзя.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате.

Психологи не рекомендуют оставлять старшего ребенка с младшим, если тот совсем маленький. Да и с другом-соседом тоже не всегда полезно.

В 5 лет ребенок выходит на новый виток в своем развитии формируется воображение, появляются страхи. В это время его тоже очень опасно оставлять одного: он боится один засыпать, ему мерещатся буки и бяки, и эти страхи необходимо уважать. Здесь снова на помощь придет любимая игрушка, но и ваше присутствие необходимо. Желательно, чтобы именно мама, а не бабушка, была рядом в кризисные минуты в жизни малыша, если она хочет сохранить хорошие отношения с ним на всю жизнь. Бабушка это уже другой человек. Если мама все время занята, покидает ребенка в ответственные моменты, у него создается впечатление своей ненужности. И это впечатление остается на всю жизнь. Очень важен момент засыпания - будьте в этот момент с ним.

В 6-7 лет вы уже можете оставить ребенка одного. Совершенно одного, без бабушки. Это даже необходимо делать, чтобы воспитать в нем чувство ответственности и самостоятельность, но делать это надо очень осторожно. Начинайте постепенно  сначала вы можете оставить ребенка на короткий промежуток времени. Его длительность зависит от особенностей ребенка. Для кого-то пять минут много, а кто-то спокойно высидит полчаса. Но прежде чем вы его оставите, вам надо ребенка к этому подготовить. За несколько дней вы должны сказать: "я в пятницу на полчаса отлучусь в магазин. Ты не возражаешь? Ты сможешь побыть один? Или лучше позвать бабушку?" И только в том случае, если ребенок согласится, вы можете начинать эксперимент. Он непременно согласится, если у вас нормальные добрые отношения. В 6 лет у ребенка появляется потребность к самостоятельности, и ваш уход эту потребность удовлетворяет. Но только если у вас действительно нормальные отношения. Если ребенок вам не доверяет, он ни за что вас не отпустит.

Итак, вы начинаете постепенно, каждый раз с подготовкой, оставлять ребенка дома одного, постепенно увеличивая интервалы. Всегда оставляйте телефон, где вы находитесь, и телефоны других родственников, кому ребенок может позвонить. Потому что, даже если он и самостоятельный, он все равно скучает.

Для родителей очень важно соблюдать точность обещаний. Если вы сказали: приду в шесть, необходимо приходить точно в шесть и ни минутой позже. Во-первых, вы, таким образом, добьетесь, что впоследствии и ваши сын или дочь будут соблюдать обещания приходить с прогулки вовремя. Они привыкнут, что опоздание - противоестественно. Во-вторых, в 10-11 лет у ребенка появляется опасение за своих близких. Он уже знает, что мир коварен, что вокруг катастрофы, аварии, опасности. Он беспокоится, что вы можете подвергнуться опасности, поэтому волнуется за вас. Не давайте ему поводов для опасений.

Психолог  советует:

- Не оставляйте ребенка одного дома до семи лет.
- Первое ваше отсутствие не должно длиться более 10-15 минут.
- Нельзя оставлять малыша одного без его согласия.
- Если ребенок слишком пугливый, то не стоит торопиться приучать его к самостоятельности таким образом. Пусть немного подрастет.
- Оцените, какой у вашего малыша характер. Может, ребенок пока еще слишком легкомысленный или шаловливый. В таком случае стоит подождать.
- Обязательно возвращайтесь вовремя! Малыш должен быть уверен в вас, тогда он тоже станет более дисциплинированным.
- Оставляя ребенка одного, маме надо ему полностью доверять, а не дергаться каждую минуту

ПРИЛОДЕНИЕ 4

Дети и чужие люди в доме

С самого раннего возраста родители начинают заниматься развитием своих детишек. Они водят их в различные кружки и секции, в подготовительные классы школ. Но не все родители хотят, чтобы их ребенок занимался в группе. Некоторые предпочитают нанимать для своих малышей персональных учителей, которые бы приходили к ним домой.

И сегодня уже не редкость, когда к маленькому ребенку приходит репетитор по иностранным языкам, учитель музыки или тренер для занятий физкультурой. Но все эти люди первое время для ребенка чужие, он их стесняется и иногда даже боится. И родителям надо провести ряд мероприятий, чтобы приучить ребенка к спокойному общению с его учителями.

Вначале надо малышу объяснить, что скоро к нему придет взрослый человек, который будет с ним заниматься. Что учителя бояться не нужно, он не обидит малыша, а, наоборот, с его помощью ребенок узнает много нового и интересного. На первых занятиях кто-нибудь из родителей должен обязательно присутствовать. Это необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя защищенным. К тому же, следя за процессом обучения, родители смогут понять, насколько хорошо их малыш ладит с чужими людьми, как быстро находит с ними общий язык и адаптируется в обществе.

По прошествии нескольких занятий родители могут уже не сидеть неотлучно возле ребенка и репетитора. Они могут выходить из комнаты ненадолго, а потом возвращаться. Уходы родителей постепенно приучат малыша оставаться наедине с учителем, так как он постепенно к нему привыкнет и не будет его опасаться. Во время приучения ребенка оставаться один на один с личным преподавателем можно использовать приборы слежения. Например, купить видеоняню беспроводную. Тогда, выйдя из комнаты, родитель сможет видеть, как малыш реагирует на его отсутствие. И как только он заметит, что ребенок нервничает, он может тут же вернуться в комнату. Более бюджетный вариант приобретения устройства слежения – купить радионяню tomy. Но в этом случае не будет видно, что делается в комнате, родители будут только слышать, о чем говорят ребенок и репетитор.

Предварительная подготовка детей к общению наедине с незнакомыми людьми необходима. Поэтому, решив обучать малыша на дому, родителям надо вначале убедиться, что ребенок в обществе преподавателя себя чувствует комфортно, и только после этого они могут оставлять их вдвоем.

© 2015, МБДОУ Детский сад № 26  г. Ангарск