Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26
Конспект
организации непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области «Познание » на тему «Соль»
Составила: воспитатель
Каштанова Татьяна Анатольевна
вторая квалификационная категория
Задачи:
- Дать представление о природном ископаемом – «каменная соль» и познакомить со
- способами добычи соли.
- Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью, выделять её основные
- свойства.
- Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мыслительную
- активность.
- Совершенствовать коммуникативные качества: четко формулировать свои мысли, выступая
перед товарищами, выслушивать друг друга. Обогатить словарный запас новыми словами: пласты каменной соли, кристаллы, выпаривание, солевая шахта, насыщенный раствор, плотность, пресная вода.
Материалы к организации НОД:
- зрительный ряд: ИКТ – слайды
- оборудование и материалы для опытов: лупы, спиртовка, подставки под соль, прозрачные банки, ложки по количеству детей, соль (пищевая, морская, каменная, окрашенная), шерстяные нитки, яйцо свежее
- материал для рисования: простые карандаши, клей, кисти, салфетки, цветная бумага
- дневники наблюдения, карточка «опасный опыт»
- письмо, посылка
- Предшествующая работа: реализация проекта «Что такое «соль?» (совместная работа с родителями в старшей группе)
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо и посылку, ждала, когда вы все придете в группу. Кто бы мог их к нам послать? Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ира. Я очень хочу стать поваром. Сегодня я сварила кашу, как мама. Но у неё получился почему – то необыкновенный вкус! Попробуйте её и решите, всё ли я правильно сделала?» Дети пробуют кашу. Высказывают своё мнение (каша соленая). Почему так случилось? (выслушиваю детей)
Воспитатель: Наверное, Ира мало знает о соли? Ребята, а вы помните, что такое соль? (выслушивает ответы) Тогда я предлагаю вам стать молодыми исследователями и поделиться своими знаниями, чтобы потом отправить видеописьмо для Иры. Вы готовы?
Приглашаю детей пройти в «научную лабораторию»
Начинаем научную конференцию. Кто готов рассказать о соли?
1-ый ребенок рассказывает о том, что соль – это вещество белого цвета, легко пересыпается, так как состоит из частиц – кристаллов, соленое на вкус. ( дети закрепляют информацию на практике( работа с лупой – рассматривание кристаллов) совместно делают вывод: соль – соленое вещество, состоит из мелких частиц – пищевая, и морская – из крупных частиц) Соль легко растворяется в воде. Воспитатель предлагает самостоятельно проверить её растворимость. (Дети проводят опыт – растворение соли. Подтверждают правильность информации)
Воспитатель вносит каменную соль: Как вы думаете, что это такое?
Дети обследуют объект (трогают, нюхают, можно лизнуть). Приходят к выводу – это тоже соль, только цельным камнем, спрессованная из больших кристаллов соли.
Воспитатель: В таком виде она встречается в природе. Это каменные пласты соли.
2-ой ребенок рассказывает о способах добычи соли (ИКТ - показ слайдов).
Воспитатель: - Хотите посмотреть, как из соленой воды получается соль? Обращаю внимание на карточку, что она обозначает? (Опасный опыт - проводится воспитателем.) Проводится опыт – выпаривание соли) ИКТ - показ слайдов - выпаривание соли- морская соль, соленые озера.
3-ий ребенок дает информацию о применении соли в быту (соление овощей, рыбы, мяса)ИКТ-показ слайдов.
Воспитатель: Соленые продукты дольше хранятся, а как вы думаете, почему?
Выслушать гипотезы и предложения детей. Подвести к ответу: Соль препятствует размножению бактерий и микробов. Делаем совместно вывод.
4-ый ребенок рассказывает о применении соли в медицине (полоскание горла, прогревание солью, солевые ванны и ингаляции) ИКТ- показ слайдов о медицинских процедурах. Воспитатель спрашивает у детей, кто какие процедуры принимал и где (в санатории, в профилактории «Родник»- солевые ванны и ингаляции, дома – полоскание и прогревание) Предлагает вспомнить посещение «солевой шахты» в профилактории «Родник».
Воспитатель: Ну, раз мы говорили про здоровье, давайте немного оздоровимся - предлагаю Физ. минутку:
Головами покиваем, носиками помотаем,
А зубами постучим и немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем,
Пальчиками потрясем и немножко отдохнем.
Мы ногами поболтаем и чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем и сначала все начнем (2 раза)
Воспитатель предлагает продолжить заседание в «научной лаборатории».
5-ый ребенок рассказывает о применении соли в быту (посыпают солью дороги, моют посуду с солью для блеска, соль удаляет пятна при стирке)
6-ой ребенок рассказывает о том, что соленая вода имеет большую плотность, чем пресная. В подтверждение своего рассказа проводит опыт с яйцом, обычной водой и соленой водой. (опускает яйцо в воду) Совместно делают вывод, что любому телу, предмету, в том числе - человеку – в соленой воде легче плавать.
7-ой ребенок предлагает вырастить кристаллы соли в группе (долговременный опыт). Дети выполняют начало эксперимента – делают насыщенные растворы соли, закладывают шерстяную нить в каждую емкость.
Воспитатель рекомендует детям заполнить дневники наблюдений с помощью условных знаков. Дети фиксируют полученные знания.
Воспитатель включает «солевую лампу» и приглашает детей на физиопроцедуру – солевая ингаляция, для укрепления иммунитета
- Пока вы оздоравливаетесь, можно приготовить подарки- открытки для наших мам, используя соль. Дети рисуют солнце клеем и выкладывают его морской солью, окрашенный в желтый и оранжевый цвет.