Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение  детский  сад общеразвивающего вида  №26

Конспект

организации  непосредственно  образовательной  деятельности  воспитателя  с  детьми  подготовительной группы по реализации образовательной области «Познание » на тему «Соль»

Составила: воспитатель

Каштанова Татьяна Анатольевна

вторая  квалификационная  категория

Задачи:

  • Дать представление о природном ископаемом – «каменная соль» и познакомить со
  • способами добычи соли.
  • Закреплять умение самостоятельно ставить простые опыты с солью,  выделять её основные
  • свойства.
  • Развивать познавательные  интересы, внимание, наблюдательность, мыслительную
  • активность.
  • Совершенствовать коммуникативные качества: четко формулировать свои мысли, выступая

перед товарищами,  выслушивать друг друга. Обогатить словарный запас новыми словами: пласты каменной соли, кристаллы, выпаривание, солевая шахта, насыщенный раствор, плотность, пресная вода.

Материалы к  организации НОД:

  • зрительный ряд:  ИКТ – слайды
  • оборудование и материалы для опытов: лупы, спиртовка, подставки под соль, прозрачные банки, ложки по количеству детей, соль (пищевая, морская, каменная, окрашенная), шерстяные нитки, яйцо свежее
  • материал для рисования: простые карандаши, клей, кисти, салфетки, цветная бумага
  • дневники наблюдения, карточка «опасный опыт»
  • письмо, посылка
  • Предшествующая работа: реализация  проекта «Что такое  «соль?» (совместная работа с родителями в старшей группе)

Ход НОД:

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я обнаружила в группе письмо и посылку,  ждала, когда вы все придете в группу.  Кто бы мог их к нам послать?  Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ира. Я очень хочу стать поваром. Сегодня я сварила кашу, как мама. Но у неё получился  почему – то необыкновенный вкус! Попробуйте её и решите, всё ли я правильно сделала?»    Дети пробуют кашу. Высказывают своё мнение (каша соленая). Почему так случилось? (выслушиваю детей)

Воспитатель:  Наверное, Ира мало знает о соли? Ребята, а вы помните, что такое соль? (выслушивает ответы) Тогда я предлагаю вам стать молодыми исследователями и поделиться своими знаниями, чтобы потом отправить видеописьмо для Иры. Вы готовы?

Приглашаю детей пройти в «научную лабораторию»

Начинаем научную конференцию. Кто готов рассказать о соли?

1-ый ребенок рассказывает о том, что соль – это вещество белого цвета, легко пересыпается, так как состоит из частиц – кристаллов, соленое на вкус. ( дети закрепляют  информацию на практике( работа с лупой – рассматривание кристаллов) совместно делают вывод: соль – соленое вещество,  состоит из мелких частиц – пищевая, и морская – из крупных частиц)  Соль легко растворяется в воде. Воспитатель предлагает самостоятельно проверить её растворимость.  (Дети проводят опыт – растворение соли. Подтверждают правильность информации)

Воспитатель вносит каменную соль: Как вы думаете, что это такое?

Дети обследуют объект (трогают, нюхают, можно лизнуть). Приходят к выводу – это тоже соль, только цельным камнем, спрессованная из больших кристаллов соли.

Воспитатель:  В таком виде она встречается в природе. Это каменные пласты соли.

2-ой ребенок рассказывает о способах добычи соли (ИКТ - показ слайдов).

Воспитатель:   - Хотите посмотреть, как из соленой воды получается соль? Обращаю внимание на карточку, что она обозначает?  (Опасный опыт -  проводится воспитателем.) Проводится опыт – выпаривание соли)   ИКТ - показ слайдов -  выпаривание соли- морская соль, соленые озера.

3-ий ребенок дает информацию о применении соли в быту (соление овощей, рыбы, мяса)ИКТ-показ слайдов.

Воспитатель:   Соленые продукты дольше хранятся, а  как вы думаете, почему?

Выслушать гипотезы и предложения детей. Подвести к ответу:  Соль препятствует размножению бактерий и микробов. Делаем совместно вывод.

4-ый ребенок рассказывает о применении соли в медицине (полоскание горла, прогревание солью, солевые ванны и ингаляции) ИКТ- показ слайдов о медицинских процедурах. Воспитатель  спрашивает у детей, кто какие процедуры принимал и где (в санатории, в профилактории «Родник»- солевые ванны и ингаляции, дома – полоскание и прогревание)  Предлагает  вспомнить  посещение «солевой шахты» в профилактории «Родник».

Воспитатель:   Ну, раз мы говорили про здоровье, давайте немного оздоровимся - предлагаю  Физ. минутку:

Головами покиваем, носиками помотаем,

А зубами постучим и  немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим и про ручки не забудем,

Пальчиками потрясем и  немножко отдохнем.

Мы ногами поболтаем и  чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой подобьем и  сначала все начнем  (2 раза)

Воспитатель предлагает продолжить заседание в «научной лаборатории».

5-ый ребенок рассказывает о применении соли в быту (посыпают солью дороги, моют посуду с солью для блеска, соль удаляет пятна при стирке)

6-ой ребенок рассказывает о том, что соленая вода имеет большую плотность, чем пресная. В подтверждение своего рассказа проводит опыт с яйцом, обычной водой и соленой водой.  (опускает яйцо в воду)   Совместно делают вывод, что любому телу, предмету, в том числе - человеку – в соленой воде легче плавать.

7-ой ребенок предлагает вырастить кристаллы соли в группе (долговременный опыт). Дети выполняют начало эксперимента – делают насыщенные растворы соли, закладывают шерстяную нить в каждую емкость.

Воспитатель рекомендует детям заполнить дневники наблюдений с помощью условных знаков. Дети фиксируют полученные знания.

Воспитатель включает «солевую лампу» и приглашает детей на физиопроцедуру – солевая ингаляция,  для укрепления  иммунитета

- Пока вы  оздоравливаетесь,  можно приготовить подарки- открытки  для наших мам, используя соль.  Дети рисуют солнце клеем и выкладывают его морской солью, окрашенный в желтый и оранжевый цвет.

© 2015, МБДОУ Детский сад № 26  г. Ангарск